Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
СМИ РФ направили обращения гендиректору ЮНЕСКО о замалчивании преступлений Киева
Армия
ВСУ за сутки потеряли более 150 военных на курском направлении
Экономика
Госдума утвердила федеральный бюджет на 2025-2027 годы
Мир
Ковальчук заявил об обязанности Запада платить РФ за поглощающие углекислый газ леса
Авто
В России произошло 315 ДТП за минувшие сутки
Армия
Российские войска освободили населенный пункт Дальнее в ДНР
Происшествия
В Чебоксарах подросток ходил с ножом по школе и угрожал окружающим
Наука и техника
Алиханов сообщил о планах провести полеты импортозамещенного МС-21 весной
Мир
В США заявили о неспособности ракет ATACMS обеспечить Киеву победу
Мир
Молдавские правоохранители начали обыски в доме замглавы Гагаузии
Политика
Путин по телефону обсудил с премьером Ирака ситуацию на Ближнем Востоке
Общество
Синоптик спрогнозировал пятибалльный шторм в Москве 21 ноября
Общество
В ГД приняли обращение к правительству по вопросу незаконной миграции
Авто
Самозанятых таксистов могут освободить от медосмотров
Авто
Автомобили Exlantix получат систему управления со смартфона
Мир
Глава ЕК фон дер Ляйен спасла жизнь человеку на борту самолета
Происшествия
В Горловке в результате обстрела ВСУ пострадали 12 жителей, включая главу района
Армия
Военные РФ уничтожили понтонную переправу ВСУ через реку Северный Донец
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В мае взыскательной московской публике представили сразу несколько простоватых комедий (иногда, впрочем, с приставкой «траги»). Не всё, однако, сложилось так уж просто, и среди премьер были и довольно заковыристые интеллектуальные опусы. Критик Влад Васюхин представляет самые интересные столичные спектакли мая, специально для «Известий».

«Королева-мать»

Театр им. Евг. Вахтангова

Само участие в спектакле примы Вахтанговского театра Людмилы Максаковой — залог зрительского внимания. Несмотря на почтенный возраст, разменявшая девятый десяток актриса демонстрирует завидную творческую форму и в очередной премьере (до этого она сыграла Марию Каллас) снова занята в главной роли и всё время на сцене.

Актриса Людмила Максакова в роли Реджины в сцене из спектакля «Королева-мать» в постановке режиссера Сергея Яшина на Новой сцене Театра им. Евг. Вахтангова в Москве.

Актриса Людмила Максакова в роли Реджины в сцене из спектакля «Королева-мать» в постановке режиссера Сергея Яшина на Новой сцене Театра им. Вахтангова

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

Говорят, она сама предложила режиссеру Сергею Яшину поставить пьесу итальянца Манлио Сантанелли, которая в России имеет скромную сценическую судьбу. Это история про возвращение блудного сына — 50-летнего неудачника Альфредо в дом властной матери по имени Реджина. Сына играет молодой актер Владимир Логвинов, не уступая звездной партнерше в мастерстве и азарте.

Идеальный дуэт удерживает зрительское внимание, и не знаешь — кому больше сочувствовать — одинокой матери или сыну, который повзрослел, но в душе остался мальчишкой. Нетрудно предположить, что за два с половиной часа они вытащат немало скелетов из шкафа, но ничто не будет предвещать именно такой вариант развязки: в финале Альфредо, решивший писать книгу о смерти своей матери, неожиданно умрет сам.

«Авлабар, или Новая Ханума»

МХТ им. А.П. Чехова

Авлабар — это «маленькая Армения» в Тбилиси, старинный район грузинской столицы с богатой историей. Именно здесь, если верить драматургу Авксентию Цагарели, жили персонажи написанного им в 1882 году водевиля «Ханума»: свахи-соперницы Ханума и Кабато, промотавшийся князь Пантиашвили, желающий поправить дела благодаря выгодной женитьбе на Соне, дочери богатого купца, которая влюблена в княжеского племянника Котэ. Вряд ли нужно пересказывать сюжет этой комедии: 50 лет назад в ленинградском БДТ «Хануму» с созвездием артистов поставил Георгий Товстоногов, и тот имевший бешеный успех спектакль был записан на пленку, вошел в историю театра.

Актриса Ирина Пегова (Ханума) в спектакле «Авлабар, или Новая Ханума» по пьесе Авксентия Цагарели в постановке режиссера Виктора Крамера в МХТ им. Чехова

Актриса Ирина Пегова (Ханума) в спектакле «Авлабар, или Новая Ханума» по пьесе Авксентия Цагарели в постановке режиссера Виктора Крамера в МХТ им. Чехова

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Что заставило Виктора Крамера обратиться к этому тексту сегодня — загадка. Тем более что текст был переписан и осовременен по языку, сочинена новая музыка (и она, конечно, уступает мелодиям классика Гии Канчели, звучавшим в эталонной постановке БДТ). И актерам режиссер не придумал какого-то необычного рисунка роли и объема, гораздо больше внимания уделив визуальным эффектам (он сам и сценограф). К примеру, Ханума (Ирина Пегова) спускается на сцену на гигантском хинкали и почему-то носит папаху. А над сценой всё время висит огромный камень с прилепившимися к нему домиками.

Впрочем, публика принимает правила простодушной, почти что цирковой игры и провожает артистов благодарными аплодисментами.

«Чепуха»

Школа драматического искусства

На московских сценах идет немало поэтических спектаклей или спектаклей о поэтах — от Пушкина, Есенина и Маяковского до Бориса Рыжего. И постоянно появляются новые. Ася Князева вместе с участниками существующего три года творческого объединения «Вахтанговский практикум» выбрала для постановки стихи и переводы Самуила Маршака и представила их на сцене ШДИ, став одним из ее резидентов.

Актеры Иван Авдеев в роли Чепуховеда, Антон Власов в роли Чепухни, Гоша Шимоненко в роли Чепухолога и Тамара Парменова в роли Чепушинки (слева направо) в спектакле "Чепуха" в постановке режиссера Аси Князевой по стихам и переводам Самуила Маршака на сцене театра "Школа драматического искусства"

Актеры Иван Авдеев в роли Чепуховеда, Антон Власов в роли Чепухни, Гоша Шимоненко в роли Чепухолога и Тамара Парменова в роли Чепушинки (слева направо) в спектакле «Чепуха» в постановке режиссера Аси Князевой на сцене театра «Школа драматического искусства»

Фото: РИА Новости/Мария Девахина

Жанр спектакля — концерт для взрослых и уставших людей. Уставших, вероятно, от взрослых проблем. А потому возвращение в детство, в стихию игры, карнавала, праздника непослушания, которое предлагает совершить квартет молодых актеров, определенно пойдет зрителям на пользу.

Чепухня, Чепушинка, Чепухолог и Чепуховед — так зовут персонажей в клоунских нарядах. Знакомые с пеленок стихи они преподносят с изрядной долей абсурда, напоминая, что у детских стихов Маршака были обэриутские корни. К примеру, историю про сорок четыре веселых чижа (ее Маршак сочинил в соавторстве с Даниилом Хармсом) переложили на мелодии классических оперных шлягеров. Это звучит и свежо, и смешно, и остроумно.

«Воскресение»

Театр им. Н.В. Гоголя

Один из неожиданных спектаклей сезона появился там, где мало кто из критиков ждал театральных прорывов — в снова переформатированном Театре им. Н.В. Гоголя. Молодой режиссер Павел Пархоменко, сделавший несколько работ на моссоветовской сцене, в том числе малоубедительное «Соло для часов с боем», выстрелил здесь с «Воскресением», итоговым и социально-политическим романом Льва Толстого, проявив себя еще и в качестве драматурга и соавтора сценографии.

Янина Третьякова в роли Екатерины Масловой и Александр Хохлов в роли Симонсона в сцене из спектакля «Воскресение» в постановке режиссера Павла Пархоменко в Театре им. Н.В. Гоголя

Янина Третьякова в роли Екатерины Масловой и Александр Хохлов в роли Симонсона в сцене из спектакля «Воскресение» в постановке режиссера Павла Пархоменко в Театре им. Н.В. Гоголя

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

В отличие от любовной истории Анны Карениной и Алексея Вронского, взаимоотношения соблазненной и брошенной Катюши Масловой и виновника ее мытарств — князя Дмитрия Нехлюдова редко представляют на сцене. Имена играющих их Янины Третьяковой и Александра Хотенова мало что говорят публике, но после этой премьеры на них явно обратят внимание. Ну и котировки режиссера, сделавшего из сложного и мрачного текста изобретательное, увлекающее зрителей зрелище, тоже повысятся.

«Разговоры после погребения»

La’Театр

Пьесы француженки Ясмины Реза, в которых она с сарказмом и остроумием препарирует современную буржуазию, сравнивают с интеллектуальной карточной игрой. Сама драматург определила жанр своих сочинений как забавные трагедии. Их считают «актерскими», поскольку ролей немного и выписаны они хорошо, по сути, каждая — бенефисная.

Московский независимый La’Tеатр представил премьеру ее дебютной пьесы — «Разговоры после погребения» (1987) в постановке Вадима Дубровицкого. Во Франции «Разговоры...» были отмечены премией Мольера. И это уже не первая их российская постановка: спектакли (без особого, правда, успеха и недолго) шли в Театре на Малой Бронной и в «Табакерке».

Актеры Нелли Уварова в роли Эдит, Евгений Дятлов в роли Натана и Валентин Смирнитский в роли Пьера (слева направо) на премьере спектакля «Разговоры после погребения» по одноименной пьесе Ясмины Реза в постановке Вадима Дубровицкого в новом театральном пространстве «La’Tеатр»

Актеры Нелли Уварова в роли Эдит, Евгений Дятлов в роли Натана и Валентин Смирнитский в роли Пьера (слева направо) на премьере спектакля «Разговоры после погребения» по одноименной пьесе Ясмины Реза в постановке Вадима Дубровицкого в новом театральном пространстве «La’Tеатр»

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

Это действительно разговоры. Французская публика обожает умные пьесы, где много говорят и почти ничего не происходит. У Ясмины Реза — разговоры на грани нервного срыва: похоронив отца семейства, его взрослые дети — Натан (Евгений Дятлов), Эдит (Нелли Уварова) и Алекс (Алексей Вертков) не то чтобы выясняют отношения, собравшись в старом деревенском доме, или достают из шкафов пресловутые скелеты, но не понимают, что делать в новых жизненных обстоятельствах, когда можно уже не прятать истинные чувства и не врать друг другу.

В пьесе есть еще три важных персонажа — брат отца Пьер (Валентин Смирнитский) со своей странной женой (Роза Хайруллина) и Элиза (Татьяна Казючиц), любовница братьев, сперва предпочитавшая Алекса, а теперь Натана.

Два с половиной часа герои чистят овощи, готовят жаркое, курят, смотрят телевизор... И слушают дождь, который всамделишно падает на сцену, где главное место занимает сухое мертвое дерево. И, кажется, начинают слышать друг друга.

Читайте также
Прямой эфир