Что в символе твоем: в Сети вышли фильмы о русских активистах в Прибалтике
Борьба с наследием СССР, развязанная властями республик Прибалтики, с недавних пор тема не только новостных выпусков, но и документального кино. «Известия» посмотрели две картины, недавно снятые в Латвии и Эстонии. Герои этих лент — представители российской диаспоры, которые противостоят последовательному уничтожению советских памятников и не сдаются, даже когда условия для их работы становятся совершенно невозможными. Подробнее — в материале «Известий».
Преодолеть противоречия
Оба фильма, «Забыть латышского снайпера» и «Помним» (созданы при поддержке Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом), посвящены отношениям Символа и Человека. В центре сюжета здесь — именно символы, окраска которых может быть как политической, так и социальной, и исторической. И сейчас эти символы вновь обретают настолько важную роль, что люди готовы жертвовать ради них жизнью.
Как пояснили в Фонде, одним из приоритетных направлений его работы является сохранение исторической памяти и противостояние попыткам пересмотра итогов Второй мировой войны.
— В рамках этой работы Фонд поддерживает издание книг, специальных выпусков в печатных изданиях и оказывает помощь в создании документальных фильмов, — рассказывают в организации. — Авторы по своей инициативе готовят проекты и отправляют на адрес Фонда заявки на рассмотрение и дальнейшую реализацию. Поэтому каждый фильм имеет индивидуальный творческий подход и отличается целями, задачами и средствами выражения.
Формально фильм Андрея Яковлева «Забыть латышского снайпера» посвящен борьбе латышского активиста и политика Андрея Пагора за то, чтобы вернуть в массовое культурное сознание Латвии память о герое СССР, снайпере Янисе Вилхелмсе. Но на самом деле главная тема фильма — напряжение, нарастающее в Латвии с прошлого года. На одной стороне — правительство Латвии и большая часть населения, для которых всё, что связано с СССР и с Россией, окрашено одним и тем же оттенком под названием «оккупация». На другой — русская диаспора и сочувствующие ей латыши, которых в стране не так уж мало. Их основная цель — доказать, что дружба народов действительно была и что нужно дальше идти вместе, а не порознь.
Фильм подробно, по пунктам, рассказывает, как обострилось это и без того напряженное противостояние после 24 февраля. Латвия объявила о всецелой поддержке Украины, улицы завешаны украинскими флагами, там проходят митинги, в ходе которых публично осуждают Россию люди, недавно называвшие ее своей Родиной. Русской диаспоре, которая борется за сохранение памяти об общем прошлом, приходится нелегко, но она переживает этот период сплоченно, отстаивая свои права.
Авторов и героев фильма не интересуют санкции, закрытые границы, взаимодействие Латвии с ЕС и НАТО, равно как и большинство других аспектов конфликта Латвии и РФ. На первом плане — сохранение памятников героям Второй мировой войны, расположенным в Латвии. Именно эти памятники — центр противостояния в картине. Пока они существуют как символ совместной борьбы двух народов против нацистской Германии, есть шанс, что противоречия удастся преодолеть. Но именно это и не устраивает Латвию. Она стремится уменьшить символическое значение и социальное воздействие этих монументов, никак не препятствует националистам-вандалам, отказывается защищать памятники, переносит их в менее людные места или вовсе демонтирует.
Один из героев фильма — активист Андрей Пагор — борется за то, чтобы напомнить латышам о Янисе Вилхелмсе. И это тоже символ. Вилхелмс — коммунист, был подпольщиком до вхождения Латвии в состав СССР, участвовал в битве за Москву в составе 201-й Латышской стрелковой дивизии. Большое внимание в картине уделяется символической памяти о латышах в российских Наро-Фоминске и Боровске, где в честь событий прошлого названы улицы, стоят памятники — и их никто сносить не собирается. Смысл борьбы Пагора и его единомышленников понятен: если напомнить людям о Вилхелмсе, которого на родине прочно и, возможно, не без умысла, забыли, люди поймут, что русские — не враги. И символы в форме памятников видятся авторам и героям фильма действенным оружием в этой борьбе.
— Героем фильма Андрей Пагор стал потому, что, во-первых, был последователен в своих взглядах на историческое прошлое Латвии, во-вторых, был готов бороться за сохранение нашей исторической памяти, — объясняет автор картины Андрей Яковлев.
Вспомнить всё
Если «Забыть латышского снайпера» состоит в основном из хроники и отчасти из съемок Пагора и его друзей, то «Помним» про Эстонию — проект гораздо более крупный с производственной точки зрения. Сюда включена, например, большая реконструкция боев против нацистских захватчиков — прежде всего, оборона Таллина. Авторы остроумно скрещивают аутентичную военную хронику с реконструкцией, состаривая изображение. Среди спикеров — бывший посол РФ в Эстонии Александр Петров, писатель Лейви Шер, ветераны, историки, морские археологи, контр-адмиралы, полковники, предприниматели, реставраторы и простые активисты «Бессмертного полка».
Все эти люди рассказывают о том, как власти Эстонии последовательно уничтожают памятники героизму советских солдат, освобождавших республику и проливавших за нее свою кровь. Не раз звучит и мысль о том, что те, кто сегодня борется с памятью о борьбе с нацизмом, и сами по сути своей нацисты.
Большая часть фильма посвящена рассказу о концлагере Клооге — пожалуй, самому страшному месту в Эстонии во время войны, эпицентру пыток, страданий и смерти. Много хроники и свидетельств о том, как немцы уничтожали здесь всех, включая женщин, детей и стариков. Советская власть, отмечают герои фильма, увековечила память жертв концлагеря, но в современной Эстонии важнейший памятник сменил свою символическую окраску. Теперь он рассматривается исключительно как памятник холокосту — о том, что большую часть бараков в концлагере занимали представители других наций, в том числе русские люди, сегодня в республике умалчивают.
Бережно реставрируя, спасая памятники, русские активисты регулярно пытаются привлечь внимание общества к проблемам забвения и подмены фактов. Но — по крайней мере, пока — ожидаемо остаются неуслышанными.
Герои обоих фильмов верят, что с возвращением памятников могут объединиться народы — по крайней мере, перестать враждовать. И верой в эту миссию картины проникнуты с первой минуты и до финальных титров.