Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Израиле рассказали об ответных мерах на действия МУС
Общество
Синоптики пообещали москвичам до +24 градусов 22 мая
Общество
Спрос на культурные мероприятия в РФ вернулся к значениям доковидного периода
Недвижимость
Запрещенных двухкомнатных квартир на рынке новостроек Москвы меньше 0,5%
Мир
Нетаньяху назвал абсурдными обвинения в провоцировании голода в секторе Газа
Мир
Главу минобороны Италии Крозетто экстренно доставили в больницу
Мир
Пентагон признал успехи ВС РФ на харьковском направлении
Общество
Муфтий Москвы предупредил о последствиях запрета никаба в России
Происшествия
Два автомобиля столкнулись на Кутузовском проспекте в Москве
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Происшествия
В результате пожара в Центральном районе Петербурга пострадали три человека
Мир
В Киеве заявили о непонимании слов Макрона об отправке войск на Украину
Мир
Зеленский пожаловался на нежелание Запада разрывать связи с РФ
Армия
Силы ПВО уничтожили украинский беспилотник над Брянской областью
Мир
Сербия выступит соавтором резолюции о геноциде советского народа
Происшествия
Губернатор Брянской области сообщил об уничтожении украинского БПЛА над регионом
Мир
В постпредстве России прокомментировали решение ЕС передать Украине активы
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Рекламная кампания наркорынка продолжает набирать обороты в стране — преступный мир не стесняется использовать веерную рассылку через операторов сотовой связи. Таким образом информация о маркетплейсах приходит даже тем школьникам, родители которых ограничили доступ детей в соцсети. Также драгдилеры экспериментируют с доставкой запрещенных веществ через легальные онлайн-маркеты под видом бытовой химии. Подробнее о новых подходах наркомафии к ведению бизнеса — в материале «Известий».

Опасная связь

Расширение аудитории и упрощение логистики любой ценой — такие задачи ставит перед собой в текущий момент наркопреступность. В МВД подтвердили, что социальные сети и популярные мессенджеры «стали более активно использоваться для вовлечения широкого круга лиц в противоправную деятельность». Но отметили, что распространение незаконной рекламы носит единичный характер благодаря «активной профилактической работе» ведомства.

Девушка на одной из улиц Москвы
Фото: РИА Новости/Павел Бедняков

В то же время многочисленные факты распространения остаются латентными.

— Мы видим, что наркотики распространяются через соцсети и мессенджеры, — прокомментировал ситуацию «Известиям» депутат Госдумы, руководитель проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев. — Мы выявляем telegram-каналы, которые с помощью QR-кодов и ссылок перекидывают пользователя на площадки напрямую торгующие наркотиками. Этот агрессивный маркетинг широко используется в молодежной среде.

Доза в три клика

Читательница «Известий» поделилась скриншотом SMS-сообщения, которое пришло на ее телефонный номер. Источник в правоохранительных органах столицы, взаимодействующий с руководителями школ, подтвердил, что такого рода рассылки становятся обыденностью.

— Владельцы маркетплейсов и бенефициары наркорынка делают всё, чтобы упростить понимание человека о том, как купить товар. На заре наркотизации страны в 1990-х, в начале текущего века дорога к потребителю была сложной: потенциальный покупатель сначала должен был связаться с «нехорошей компанией», войти в доверие к человеку, который «может достать». Цифровая эпоха и анонимизация (Даркнет и пр.) упростили процедуру, но всё равно покупка требует усилий, напряжения извилин, навыков и оборудования (компьютер, приличный смартфон). В конце концов, этот путь остается не таким легким для среднестатистического подростка. Но мы наблюдаем попытку наркорынка упростить покупку наркотиков на уровне интуитивно понятного банковского приложения — стремятся продать свой товар в два клика. И это опасно. Сегодня действительно наркотовар находится на расстоянии вытянутой руки, — рассказал «Известиям» оперативный сотрудник антинаркотического подразделения столицы.

Еще одним вектором развития преступного маркетинга специалист считает дифференцированный подход к доставке наркотиков. Пользователи известного в России интернет-магазина обратили внимание на странные отзывы на растворитель красок, продающийся на площадке. Покупатели сообщали в отзывах свой вес и возраст и интересовались, какая дозировка купленного у него вещества нужна для «легкого растворения», «счищения мелких загрязнений с настроения», а в ответ получали комбинации цифр, вероятно, речь шла о дозировке. Также пользователи просили удалить заказ из истории покупок.

Лезут во все щели

Ранее «Известия» рассказывали о засилье наружной рекламы маркетплейсов в Даркнете, продающих ПАВ. Но это небезопасно для исполнителей, да и охват аудитории несерьезный. То ли дело массовые рассылки с помощью современных средств коммуникации. Буквально вал сообщений с предложением легких денег обрушился на российских подростков с начала года — объявления сыплются на смартфоны пользователей крупных городов в разных частях страны. Однако далеко не все сообщают о предложении трудоустройства в наркобизнес, как это сделала жительница Тобольска. Она выложила в соцсети скрин типичного сообщения, направленного неизвестными ее сыну.

гаджет
Фото: РИА Новости/Нина Зотина

«Работа в вашем городе, всё просто и легко! (...) задача — прятать в укромных местах расфасованный товар, отправлять отчет, где оставили (...) в неделю выходит до 65 тыс. рублей! Продолжим?» — обещают ребенку в сообщении несостоявшиеся работодатели в Telegram. Там не упоминается о том, что в случае поимки несовершеннолетнему может грозить многолетний срок за сбыт наркотиков и масса социальных барьеров в будущем.

Жалкий штраф

Стоит подчеркнуть, что сегодня реклама наркотиков не криминализирована, трафаретчиков ждет лишь незначительная административная ответственность. Например, в январе 24-летний оренбуржец, в отношении которого доказали два эпизода нанесения граффити с рекламой магазина наркотиков, выписали штраф в 10 тыс. рублей (по пять за каждую надпись). Полицейским он пояснил, что за работу представители наркомагазинов заплатили ему 1,2 тыс. рублей, деньги он получил в биткоинах.

Само понятие рекламы закреплено в соответствующем законе (N38-ФЗ «О рекламе») — это информация, которая распространяется в любых формах и любыми способами и предназначается для привлечения внимания и создания интереса к конкретному объекту или товару, объясняет член Ассоциации юристов России Виктория Тютюнникова.

— В соответствии со статьей 7 данного закона не допускается реклама наркотических и психотропных веществ. О запрете пропаганды наркотических и психотропных препаратов говорится в ст. 46 закона N3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Это размещение различной информации о способах использования и производства наркотических веществ, о новых психоактивных средствах, способах выращивания наркосодержащих растений. Распространять эту информацию могут в первую очередь при помощи интернета, а также через листовки и нанесение рекламных надписей краской на стены домов, — дополняет юрист.

Ответственность за рекламу и пропаганду наркотиков определена статьей 6.13 КоАП РФ об административных правонарушениях.

— Для физического лица наказанием за подобную деятельность будет являться административный штраф от 4 тыс. до 5 тыс. рублей, а также конфискация рекламных материалов и оборудования, при помощи которых они были изготовлены, — уточняет юрист.

Кодекс
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Если правонарушение совершил иностранец или лицо без гражданства, к материальному взысканию может добавиться административное выдворение за пределы России либо арест до 15 суток с последующей высылкой из страны.

Должностных лиц ждет штраф от 40 тыс. до 50 тыс. рублей, деятельность индивидуальных предпринимателей помимо штрафа могут приостановить на срок до 90 суток. К юридическим лицам применяются схожие санкции, только штраф существенно больше — от 800 тыс. до 1 млн рублей.

Где подкрутить

Несложные арифметические вычисления говорят о том, что такое наказание не может стать реальным барьером для борьбы с наркорекламой, требуется новый подход. С этим согласен и депутат Султан Хамзаев. По мнению собеседника, существующие нормы регулятора работают по остаточному принципу.

— Должна быть паритетная ответственность. IT-гиганты, владеющие мессенджерами, должны ежесекундно бороться с такого рода контентом — выявлять и блокировать его моментально. Для этого у них есть все ресурсы — человеческие, технологические и финансовые. Их платформы не должны быть инструментом распространения наркотиков. Вот пример: если классическая газета напечатает объявление о продаже наркотиков, естественно, отвечать за это придется должностным лицам редакции. Точно так же должно быть и в мессенджерах, — полагает депутат.

Молодеет, но и зреет

Источник в столичном антинаркотическом подразделении полиции подчеркивает, что сегодня в зоне риска не только молодежь, но и взрослые люди. Ранее «Известия» рассказывали об исследовании НМИЦ психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского на базе сети реабилитационных клиник: почти 15% опрошенных пациентов сообщили, что впервые попробовали наркотики в возрасте 20–24 лет, а 8% рассказали, что их знакомство с психоактивными веществами случилось после 25 лет.

полиция
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

— Действительно, под давлением определенных субкультур, под влиянием круга общения, казалось бы, взрослые люди сегодня соглашаются на такие опасные эксперименты со своим организмом. Это реальная тенденция. В личных беседах с задержанными мы часто слышим такую версию: мол, пить алкоголь немодно, плюс это заметно на работе и дома; по совету друзей в качестве альтернативы решил попробовать наркотики, чтобы расслабиться. Такое инфантильное мышление мы наблюдаем стабильно, в том числе среди людей, увлекающихся спортом, например культуризм, единоборства. Речь идет о страшных синтетических соединениях. Это всегда кот в мешке — от последствий употребления люди в Москве гибнут и калечатся ежедневно, — резюмировал эксперт.

Прямой эфир