Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин пообещал зеркальный ответ в случае эскалации военных действий
Мир
В США сообщили о предварительных консультациях с Украиной до пуска «Орешника»
Мир
Захарова указала на неудачу Запада в попытке задушить РФ санкциями
Политика
Пушилин назвал пуск БРСД «Орешник» адекватным ответом на агрессию против РФ
Политика
Путин указал на вину США в разрушении системы международной безопасности
Армия
Глава Республики Крым поддержал ответ России на удары ВСУ западными ракетами
Политика
Глава ЛНР назвал удар России по ОПК Украины «Орешником» ответом сильной страны
Экономика
Финансист предрек ущерб экономике стран Европы от санкций США против Газпромбанка
Мир
В МИД России обвинили США в нежелании остановить кровопролитие в Газе
Мир
В США не признали ответственность за эскалацию украинского конфликта
Общество
Адвокат Блиновской заявила, что бухгалтер блогера пытается уйти от ответственности
Мир
В Пентагоне подтвердили получение данных от России о планах испытать «Орешник»
Мир
Военный эксперт объяснил нанесение удара по заводу «Южмаш»
Армия
«Орешник»: Россия ударила по Украине новейшей БРСД
Мир
Итальянский политолог назвал пуск «Орешника» последним предупреждением Западу
Общество
Спецборт МЧС доставил в Москву 37 россиян и 19 белорусов из Ливана
Происшествия
Губернатор Брянской области сообщил об уничтожении пяти украинских БПЛА
Экономика
Резервы РФ в золоте впервые превысили $200 млрд
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) утвердило ГОСТ, устанавливающий требования к алкозамкам. Он также определяет категории транспортных средств, которые должны быть оборудованы такими устройствами. Документ вступает в силу с 1 апреля 2023 года, однако это не означает, что уже через два месяца отдельные виды транспорта будут оснащены алкозамками, подчеркивают в Росстандарте. На каких автомобилях появятся алкозамки и какие требования предъявляются к этим устройствам, выясняли «Известия».

Без обмана

Росстандарт принял ГОСТ Р 70637–2023 «Автотранспортные средства. Система контроля состояния водителя (алкозамок). Общие технические требования». Об этом сообщается на официальном сайте ведомства. В случае если в организме водителя присутствует алкоголь, аппаратура не даст возможности начать движение, передаст информацию о запуске мотора нетрезвым водителем оператору системы ЭРА-ГЛОНАСС, а также в «орган государственного управления, уполномоченный осуществлять контроль за безопасностью дорожного движения». Новый ГОСТ вступает в силу с 1 апреля 2023 года. «Известия» ознакомились с текстом документа.

Согласно новому стандарту, для предотвращения попыток обмануть аппаратуру перед проверкой водителя на трезвость система должна выявить «уникальные признаки, позволяющие отличать его от других водителей, и однозначно идентифицировать его в информационной системе по его индивидуальному идентификатору, зарегистрированному в данной системе».

Девушка тестирует алкозамок
Фото: РИА Новости/Алексей Майшев

Для этого в нее должны быть заранее загружены данные людей, допущенных к управлению конкретным автомобилем, а сам комплекс оснащен камерой, которая распознает лицо водителя.

«Размер и качество изображения, получаемого с камеры в дневное и ночное время, должны обеспечивать возможность его программной обработки <...> целей при использовании биометрических образцов данных водителей в целях идентификации», — говорится в тексте документа.

Таким образом, нетрезвый автомобилист не сможет обмануть систему, попросив подышать в алкозамок другого человека.

Отключить по звонку

После того как система идентифицировала водителя, он должен будет пройти анализ на содержание паров этилового спирта в выдыхаемом воздухе. Согласно ГОСТу, допускается применение как контактных, так и бесконтактных способов отбора проб. В случае контактного метода автомобилист должен будет выдохнуть не менее 1,2 л воздуха в прибор, имеющий сменный мундштук. При бесконтактном способе размещенный в салоне машины газоанализатор автоматически возьмет пробы выдыхаемого воздуха.

«Конструкция индикаторов паров этанола должна обеспечивать проведение автоматического контроля очистки от этанола первичного измерительного преобразователя индикатора и отсутствие этанола в системе отбора пробы выдыхаемого воздуха (в случаях контактного способа) и в окружающем воздухе», — говорится в ГОСТе.

Девушка тестирует алкозамок
Фото: РИА Новости/Алексей Майшев

Если содержание этилового спирта в выдыхаемом воздухе превысит установленные нормы, то при попытке тронуться с места система заглушит двигатель машины. При этом алкозамок позволит завести мотор, если автомобиль стоит.

В целях безопасности он не будет требовать проверки водителя на трезвость при срабатывании системы «Старт-Стоп», глушащей мотор в целях экономии топлива, или если двигатель заглох во время движения. В этих случаях запуск мотора и продолжение поездки должны происходить без дополнительной проверки водителя на трезвость.

Время, отведенное на повторный запуск мотора, согласно ГОСТу, не может превышать пяти минут. ГОСТ предусматривает, что в случае экстренных ситуаций, а также для обслуживания системы алкозамок должен иметь возможность для его деактивации.

Водитель тестирует алкозамок
Фото: РИА Новости/Алексей Майшев

«Для обеспечения возможности использования (передвижения) ТС в экстренных ситуациях, а также технического (сервисного) обслуживания ТС система контроля состояния водителя (алкозамок) должна иметь механизм перевода ее в «Режим автосервиса», исключающий алгоритмы работы системы в «Рабочем режиме», — говорится в документе.

Оператор сможет временно отключить алкозамок «на основании соответствующих запросов, сформированных водителем или неавторизованным в системе пользователем (с учетом вероятности возникновения экстренных ситуаций) через интерфейс взаимодействия между водителем и системой». При этом аппаратура должна обеспечивать перевод алкозамка в сервисный режим, даже если сотовая связь отсутствует.

Где появятся алкозамки

Согласно требованиям нового ГОСТа, установка алкозамков предусматривается на автомобилях (в том числе и легковых), осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров, а также на транспортных средствах, которые перевозят опасные, тяжеловесные, и крупногабаритные грузы, бытовые отходы и мусор. При этом в примечании указано, что требования ГОСТа также могут быть применены «в случаях добровольной установки эксплуатантами ТС», а также «в законодательно установленных случаях в качестве одной из мер, используемых в качестве административного наказания водителей, совершивших нарушения, связанные с управлением ТС в состоянии алкогольного опьянения».

Действующее законодательство не предусматривает в качестве основной или дополнительной меры ответственности установку алкозамков на автомобили водителей, севших за руль в нетрезвом виде, подчеркивает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько. Однако он не исключил, что такие основания могут появиться в будущем.

Алкозамок
Фото: РИА Новости/Алексей Майшев

— Предложения об обязательном оснащении машин алкозамками обсуждаются уже давно. ГОСТ, определяющий требования к этим устройствам, разработан на перспективу. Вполне вероятно, что через какое-то время будут подготовлены изменения в законодательство, предусматривающие установку этих устройств в автомобили нетрезвых водителей, — заявил «Известиям» Сергей Радько.

В конце прошлого года мировой опыт по использованию алкозамков оценили в Научном центре безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД РФ. По словам руководителя ведомства Дмитрия Митрошина, идея является «здравой». Однако ни в одной стране мира эти технологии до конца пока не внедрены, подчеркнул он.

В машинах и шлагбаумах

Наиболее широкое распространение алкозамки получили в странах Скандинавии. Здесь водитель, впервые попавшийся нетрезвым за рулем, в случае небольшого превышения установленных норм алкоголя в организме может выбирать: расстаться на определенный срок с правами или на какое-то время за свой счет оборудовать машину алкозамком. Похожие правила действуют в ряде штатов США, Новой Зеландии, Австралии, Литве, на Мальте и в некоторых других странах. Во Франции и Финляндии этими устройствами должны быть оборудованы школьные автобусы.

Сотрудник ГИБДД во время проверки водителя автомобиля алкотестером на содержание алкоголя в крови
Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев

В Швеции наряду с алкозамками, которыми оснащаются машины нетрезвых водителей, в некоторых портах установлены «алкошлагбаумы», которые не позволяют водителю в состоянии опьянения выехать на автомобиле с территории пассажирского терминала.

Дорогое удовольствие

Алкозамки — достаточно эффективное средство для профилактики пьянства за рулем, считают эксперты. Однако эти устройства достаточно дорогие, отмечают они. В интернет-магазинах их стоимость (без учета установки в машину) начинается от 35–40 тыс. рублей. На некоторые модели цена доходит до 120–140 тыс. рублей.

— Еще примерно 5–7 тыс. рублей придется ежемесячно платить за его обслуживание, а также за обеспечение связи с диспетчерским центром, куда передаются все данные с прибора, — рассказал «Известиям» партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

Сотрудник ГИБДД во время проверки водителя автомобиля алкотестером на содержание алкоголя в крови
Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

Внедрение алкозамков станет серьезной финансовой нагрузкой на владельцев автомобилей, отмечает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

— Безусловно, с пьянством за рулем необходимо бороться, но эта борьба не должна создавать дополнительных сложностей. Алкозамки в данном случае и являются такой сложностью. Сами по себе проблему пьянства за рулем они не решают, но при этом ложатся тяжким бременем на экономику страны, — подчеркнул он в беседе с «Известиями».

Задел на будущее

Несмотря на то что новый ГОСТ вступает в силу с 1 апреля 2023 года, это не означает, что с этого времени все автобусы и грузовики, перевозящие опасные, крупногабаритные и тяжелые грузы, а также бытовые отходы, должны быть оборудованы алкозамками, отмечают в Росстандарте.

— ГОСТ Р 70637–2023 «Автотранспортные средства. Система контроля состояния водителя (алкозамок). Общие технические требования» вводится в действие с 1 апреля 2023-го для добровольного применения. Его требования станут носить обязательный характер, если будут включены в перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, — сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства.

Сотрудники пункта технического осмотра автомобилей осматривают бензовоз
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

Также требования этого ГОСТа могут применяться в договорных обязательствах и в случае «публичного заявления изготовителя и (или) исполнителя о соответствии продукции стандарту», отметили в Росстандарте.

По словам источника «Известий» в ведомстве, не исключено, что требования этого стандарта будут применяться в Москве для автомобилей такси и каршеринга.

Читайте также
Прямой эфир