Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Захарова указала на желание США оказать максимальную помощь ВСУ до прихода Трампа
Экономика
Счетная палата увидела риски для госзакупок из-за высокой ключевой ставки
Мир
В Австралии детям до 16 лет ограничили доступ к социальным сетям
Мир
Аварийные отключения электричества ввели в двух областях Украины
Происшествия
Число отравившихся в Канске школьников увеличилось до 30 человек
Мир
Президент Никарагуа осудил политику США и заявил о поддержке России
Политика
Песков сообщил о подготовке к проведению прямой линии Путина в декабре
Мир
Захарова указала на желание НАТО превратить Молдавию в базу для снабжения ВСУ
Мир
Сенат США отклонил резолюции о запрете продажи оружия Израилю
Наука и техника
В России создают уникальный иммуноинженерный препарат от рака
Экономика
Путин заявил о высоких стандартах ФНС России в оказании госуслуг
Общество
Синоптик предупредил москвичей о метели 21 ноября
Общество
В ГД приняли обращение к правительству по вопросу незаконной миграции
Мир
КНДР и Россия подписали документ о торговом и техническом сотрудничестве
Экономика
Стоимость биткоина впервые в истории превысила $97 тыс.
Происшествия
Двоих юношей задержали в Подмосковье за поджог мотодрезины на железной дороге
Интернет и технологии
Минюст США через суд потребовал от Google продать Chrome
Армия
Военные РФ уничтожили понтонную переправу ВСУ через реку Северный Донец
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В ФАС пожаловались на тарифы «Яндекс Заправок». Сервис поднял их для бизнеса в этом году в полтора раза, до 3,6% от суммы покупки. А теперь вводит сервисные сборы для пользователей. Всё это повлияет на цены, а также на конечную стоимость топлива для потребителей, опасаются в экспертном совете комитета Госдумы по защите конкуренции. Там попросили антимонопольную службу разобраться с ситуацией. В совете обеспокоены, что на подобные меры могут пойти и другие агрегаторы. В «Яндексе» объяснили, что сбор нужен, чтобы покрыть затраты сервиса и продолжать его масштабировать.

Поисковый вопрос

Федеральную антимонопольную службу (ФАС) попросили проверить «Яндекс Заправки» — в частности, насколько обоснован введенный компанией сервисный сбор на приобретение топлива. Такое обращение в адрес главы ФАС Максима Шаскольского направил член экспертного совета комитета по защите конкуренции Госдумы Дмитрий Тортев. «Известия» ознакомились с документом.

Также автор обращения попросил проверить, не сговорились ли участники рынка поднять цены на топливо, и проанализировать влияние сервисного сбора цены для граждан.

В ФАС «Известиям» подтвердили, что получили письмо. Там сказали, что служба рассмотрит обращение.

заправка бензин авто
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

Летом «Яндекс Заправки» уже увеличили для владельцев АЗС комиссию в приложении с 2,39 до 3,59% от суммы чека. С ноября компания стала вводить сервисный сбор и для самих водителей в регионах за пользование приложением. Для автовладельцев в Санкт-Петербурге он составляет 9,99 рубля, для пользователей в Чувашии, Татарстане, Башкирии — 4,99. В ближайшие месяцы сбор начнет действовать во всех регионах работы сервиса, сказали «Известиям» в «Яндексе». Там добавили, что он составит не больше 10 рублей независимо от объема залитого топлива.

— Введение сервисного сбора необходимо для покрытия затрат сервиса, его дальнейшего масштабирования и развития сопутствующих услуг, — сказали в компании.

Средняя цена литра бензина в России составляет 50 рублей, а средний объем заправки — 20 л, то есть удорожание топлива для клиента при заправке через «Яндекс» составило 0,5–1%, сказано в письме в ФАС. При этом средний темп подорожания бензина в рознице в год составляет около 0,1%, то есть в 5–10 раз меньше, отмечено в документе.

Автор высказал опасения, что такие действия «Яндекс Заправок» могут побудить прочих агрегаторов ввести аналогичные сборы и тогда затраты россиян на топливо вырастут.

Предложение проверить политику «Яндекс Заправок» и других цифровых агрегаторов обоснованно, считает генеральный директор «Красносельской топливной компании» Ринат Муртазин. Представитель бизнеса подтвердил, что из-за сервисного сбора клиенты теперь вынуждены тратить на заправках на 5–10 рублей больше. С такой оценкой согласна и управляющий партнер сети АЗС GP Vympel Екатерина Савкина.

Поддержал идею проверки политики «Яндекса» и вице-президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга (входит в Российский топливный союз) Дмитрий Королев.

— Увеличение сборов с автомобилистов и владельцев АЗС — не единственная возможность влияния «Яндекса» на топливный рынок. Компания может продвигать определенные сети через рекламу в навигаторе (приложения «Карты», «Навигатор», «Авто»), рекомендовать маршруты. Поэтому цифровая отрасль должна быть строго урегулирована, — сказал он.

карта яндекс
Фото: ТАСС/Петр Ковалев

Также холдинг может влиять на работу АЗС за счет таксистов, которые получают преференции в получении заказов за использование «Яндекc Заправок», добавила Екатерина Савкина.

Как писали «Известия», сегодня к сервису подключена примерно треть из 24 тыс. АЗС России. Общая аудитория пользователей, по данным «Яндекс Заправок», составляет 37 млн человек. Другими сервисами, например Benzuber, FuelUp, и приложениями крупных нефтяных компаний пользуется еще более 10 млн человек, отметил Дмитрий Тортев.

В Минэнерго «Известиям» сказали, что выбор сервиса для заправки автомобиля — вопрос персонального решения и предпочтений каждого отдельного гражданина. Влияния на конечную стоимость бензина нет, добавили в ведомстве.

«Известия» направили запросы в сервисы и нефтяные компании.

Затратное дело

По сути, «Яндекс» создал агрегатор информации о заправочных станциях и сервис по оплате услуг АЗС — продавцов и покупателей завлекают удобством поиска заправок, а также расчетами, скидками и бонусами, отметил заведующий кафедрой конкурентного права РАНХиГС Андрей Тенишев.

— После подключения к этому сервису заправочная станция появляется на карте в приложениях «Яндекс Заправки», «Яндекс Навигатор» и «Яндекс Карты». В силу этого поток клиентов увеличивается, и наоборот, если АЗС нет в сервисе, ее труднее найти, и количество клиентов уменьшается. Это классический случай получения контроля над смежным товарным рынком через внедрение цифровых сервисов, — считает эксперт.

Для автомобилистов выгоды «Яндекс Заправок» понятны — это возможность дистанционной оплаты топлива, которая важна была в условиях пандемии или зимних холодов, отметил президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов. Кроме того, при оплате через сервис у автомобилиста есть возможность принять участие в его маркетинговых активностях, добавил эксперт.

заправка автомобиль
Фото: РИА Новости/Наталья Селиверстова

АЗС от сервиса получают дополнительный клиентский трафик — таксистов и лояльных пользователей приложения, сказал Павел Баженов. Если новый сервисный сбор отпугнет кого-то из потребителей, то это только простимулирует их пойти оплачивать на кассу, что всегда плюс для АЗС, ведь стимулирует приобретать сопутствующие товары, подчеркнул глава НТС.

— Изначально для вовлечения и бизнеса, и людей приложения были условно бесплатны. Однако по мере привыкания и увеличения числа пользователей стала вводиться плата. Так, например, появилась плата у «Яндекс Доставки» и Delivery Club, — отметил зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев.

Эксперт добавил, что у цифровых платформ также есть траты, например, они платят за эквайринг — это порядка 1,7–3% от чеков, но в целом дополнительного функционала на фоне новых сборов с клиентов особо не появлялось. А учитывая непростую экономическую ситуацию в стране на фоне санкций, а также то, что, как правило, заправочный бизнес отличается низкой маржинальностью (в некоторые годы АЗС были вынуждены даже работать в минус), дополнительные сборы с компаний и граждан сейчас крайне нежелательны, уверен Дмитрий Гусев.

Читайте также
Прямой эфир