Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Россияне неохотно используют защиту от мошенников, которая предполагает самозапрет на кредитование. Такой услугой заинтересовались единицы, выяснили «Известия». В ЦБ заявили, что регулятор направил запросы в банки о реализации инициативы. В ОНФ «За права заемщиков» подчеркнули: крупнейшие организации вовсе не предлагают такой услуги, поэтому и число установленных самоограничений крайне низкое. К каким мерам там советуют прибегнуть и почему запрет эффективнее с точки зрения защиты — в материале «Известий».

Спрос на запрет

Россияне неохотно пользуются способом защиты от мошенников, который предполагает самозапрет на кредитование. Граждане получили возможность установить его с 1 октября. Источник «Известий» в банке из топ-10 заявил, что не много людей интересуется новой услугой.

В крымском РНКБ заявки на услугу оформили 39 клиентов. В банке уточнили, что запрет на онлайн-кредитование можно запросить в чате мобильного приложения или в офисе.

В Абсолют Банке в октябре было оформлено всего пять заявлений на самоограничение по займам, сообщил зампред правления кредитной организации Антон Павлов. При этом за две недели ноября их количество увеличилось почти в 10 раз.

карта
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

Интерес к этой опции растет по мере распространения информации о ней, пояснил Антон Павлов. Он полагает, что от месяца к месяцу количество обращений будет увеличиваться. Например, установка лимитов на проведение операций по картам — месячных, суточных — уже достаточно популярна на рынке.

Справка «Известий»

Клиенты банков с 1 октября 2022 года могут добровольно ограничивать не только оформление кредитов, но и в целом онлайн-операции, напомнили в ЦБ. А банки обязаны предоставить такие услуги. Например, граждане вправе самостоятельно устанавливать максимальную сумму для одной трансакции или лимит на определенный период времени. Снять ограничение возможно при личном посещении банка.

В ВТБ рассказали «Известиям», что на данный момент у клиентов есть возможность устанавливать ограничения на операции с кредитными средствами (например, можно запретить их вывод со счетов), а функционал полного ограничения онлайн-кредитования планируется внедрить в банке в ближайшее время.

Пользователям доступна возможность установки лимитов, в том числе — на денежные переводы. По желанию клиента банк может ограничить удаленный доступ к его счетам, чтобы обслуживание происходило исключительно в офисах. По итогам октября около 1 млн клиентов уже установили ограничения на операции в онлайн-банке ВТБ, в сентябре это сделало более 850 тыс. пользователей, — рассказали в кредитной организации.

перевод
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Уже доступно самоограничение кредитования в МКБ. Количество поступивших заявок на оказание этой услуги в банке не назвали.

В Банке России заявили «Известиям», что мониторят ситуацию и продолжают взаимодействовать с банками по этому вопросу. В регуляторе уточнили, что в октябре ЦБ направил запрос в адрес кредитных организаций относительно того, как они реализуют новое требование.

Предлагают ли услугу

С 1 октября волонтеры проекта «Народного фронта» «За права заемщиков» наблюдают за реализацией анонсированной ЦБ возможности для потребителей установить добровольное самоограничение на выдачу кредитов, рассказала «Известиям» его руководитель Евгения Лазарева. Ни в одном из крупнейших банков добровольцам не удалось получить этой услуги.

Службы поддержки и менеджеры банков просто сообщали, что такой возможности не предусмотрено. А вместо запрашиваемого самозапрета для защиты от злоумышленников предлагали оформить страховку или установить лимит по количеству и суммам операций, которые никак не защищают от мошенничества с использованием методов социальной инженерии, — отметила Евгения Лазарева.

банк
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Она уточнила, что для мониторинга были выбраны крупнейшие кредитные организации, поскольку атакам злоумышленников чаще всего подвергаются именно их клиенты и именно их названия фигурируют в сценариях с использованием методов социальной инженерии.

— Мы считаем, что банки лукавят, заявляя об отсутствии спроса на эту услугу. С 1 октября к нам поступают многочисленные сообщения от граждан, которым также не удалось добиться установления самоограничения, они полны разочарования. Потребители следили за сообщениями регулятора о появлении такого инструмента и ждали его, — подчеркнула правозащитница.

Самозапрет на онлайн-займы позволит справиться с кредитными мошенниками: когда злоумышленники уговаривают клиента оформить ссуду, а затем перевести средства на якобы безопасный счет. Установление самоограничений поможет минимизировать такие случаи. Злоумышленникам останется только убеждать клиента очно обратиться в банк и отменить запрет, а затем провести операцию, описал маловероятный сценарий директор Ассоциации развития финансовой грамотности Вениамин Каганов.

банк
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

— Низкая популярность услуги объясняется тем, что люди просто не знают о такой возможности. Лично мне не приходило никаких уведомлений от банков, что я могу минимизировать свои риски, снизив лимит по операциям перевода или вообще отказавшись от возможности их совершения, — отметил он.

По словам Вениамина Каганова, для популяризации сервиса нужна просветительская кампания с участием самих кредитных организаций.

Читайте также
Реклама