Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Захарова указала на желание США оказать максимальную помощь ВСУ до прихода Трампа
Экономика
Счетная палата увидела риски для госзакупок из-за высокой ключевой ставки
Мир
В Австралии детям до 16 лет ограничили доступ к социальным сетям
Мир
Аварийные отключения электричества ввели в двух областях Украины
Происшествия
Число отравившихся в Канске школьников увеличилось до 30 человек
Мир
Президент Никарагуа осудил политику США и заявил о поддержке России
Политика
Песков сообщил о подготовке к проведению прямой линии Путина в декабре
Мир
Захарова указала на желание НАТО превратить Молдавию в базу для снабжения ВСУ
Мир
Сенат США отклонил резолюции о запрете продажи оружия Израилю
Наука и техника
В России создают уникальный иммуноинженерный препарат от рака
Экономика
Путин заявил о высоких стандартах ФНС России в оказании госуслуг
Общество
Синоптик предупредил москвичей о метели 21 ноября
Общество
В ГД приняли обращение к правительству по вопросу незаконной миграции
Мир
КНДР и Россия подписали документ о торговом и техническом сотрудничестве
Экономика
Стоимость биткоина впервые в истории превысила $97 тыс.
Происшествия
Двоих юношей задержали в Подмосковье за поджог мотодрезины на железной дороге
Интернет и технологии
Минюст США через суд потребовал от Google продать Chrome
Армия
Военные РФ уничтожили понтонную переправу ВСУ через реку Северный Донец
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

К осени число организаций общепита в России достигло допандемийного уровня. В последние месяцы количество объектов продолжает понемногу расти. Сейчас по всей стране работает около 92 тыс. ресторанов, кафе и баров. На плаву продолжают держаться прежде всего те, кто приобрел гибкий опыт быстрых изменений. Впрочем, специалисты убеждены, что в ближайшие месяцы рестораторам придется упростить не только ассортимент меню и продуктовые матрицы, но и бизнес-концепции в целом. Подробности — в материале «Известий».

Упования на рост

В Ассоциации сетевых предприятий питания (АСПП) ожидают в ближайшие месяцы 2022–2023 годов роста спроса на развитие рынка ресторанов и кафе — на недорогую качественную еду вне дома. Об этом «Известиям» рассказала глава АСПП и директор Института общественного питания ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова Наталья Иванова. Так, компания «ДоДо» планирует запустить свыше сотни новых точек в следующем году, а «Вкусно — и точка» также намерена открывать новые рестораны быстрого обслуживания. Причем все эти планы не связаны с уходом иностранных компаний.

— В настоящее время у крупных компаний, сетевых заведений запас прочности выше, а возможностей по оптимизации процессов внутри компании больше, — рассказывает гендиректор Ассоциации сетевых предприятий питания. — Эти преимущества важны при перестройке логистики, подборе новых поставщиков, на фоне снижения покупательской активности. Хотя нелегко будет ресторанам со сложным меню и высоким чеком, в том числе и потому, что их покупательская аудитория изменяется. Вместе с тем, учитывая, что их доля рынка составляет около 5%, мы не ожидаем падения общих показателей по рынку общепита.

Додо пицца
Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев

По данным агентства OMI, за девять месяцев текущего года произошел общий рост рынка общественного питания, при этом трафик в заведениях не восстановился ни по итогам 2021 года — 53% всех заказов потреблялось вне ресторана, ни в 2022 году. Это свидетельствует о том, что потребительское поведение изменилось и доставка (кейтеринг) стала заметной частью нашей жизни, уточняет Наталья Иванова.

По подсчетам сервиса по проверке контрагентов «Контур.Фокус», рост количества новых компаний общепита всех форматов за февраль–август в России всё же достиг допандемийного уровня. С начала 2021 года число организаций общепита увеличилось на 8,3%. В сентябре 2022 года число организаций превысило 176 тыс. При этом в последнюю неделю месяца ситуация немного просела.

К примеру, по данным компании Focus Technologies, показатели предприятий общественного питания Москвы, Санкт-Петербурга и Казани к прошлой неделе несколько снизились. Количество заказов за период прошедшей недели оказалось ниже показателя аналогичных дней предшествующей ей недели на 17–22%, выручка ниже на 18–23%, средний чек ниже на 1–2%. Немного просела и общая активность потенциальных потребителей на рынках Москвы, Санкт-Петербурга и Казани (по данным Mall Index, на 3–4%).

Вкусно и точка
Фото: РИА Новости/Алексей Никольский

— Я, например, наблюдаю сейчас падение выручки приблизительно процентов на 20, а в торговых центрах даже на 30%, — рассказал «Известиям» создатель ресторанов в различных регионах России и Казахстане, гендиректор компании Gryaznov Restogroup Андрей Грязнов. — Ситуация ухудшается тем, что рестораны и кафе работают на максимуме. Мы высокомаржинальные блюда оставляем, но минимизируем по стоимости. Тем самым мы не поднимаем цены, но уменьшаем порции. Связаны временные проблемы и с тем, что многие алкогольные компании ушли с российского рынка. Хотя, конечно, мы смогли переориентироваться на продукты из Крыма и Краснодарского края. Однако это напоминает ситуацию с введением куар-кодов: сначала две недели была паника, а потом всё начало стабилизироваться. Думаю, что то же самое будет и сейчас.

Андрей Грязнов прогнозирует, что уже через пару недель высока вероятность того, что спад закончится и люди будут возвращаться, поскольку «всем нужны эмоции, людям нужно делиться своими впечатлениями». С его слов, сложность сейчас связана с тем, что не столько гости стали меньше ходить, сколько места сотрудников-призывников нужно передавать другим работникам.

— Для этого нужно время и их еще нужно обучить, — отмечает российский ресторатор. — Кроме того, сейчас многие вошли в стадию переговоров с арендодателями на предмет предоставления скидок. Поэтому очень многое теперь зависит от позиции арендодателей в стране. В целом если нынешняя волна закончится, то уже через полмесяца всё начнет стабилизироваться, и народ начнет возвращаться в рестораны.

Вкусно и точка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

По данным Института ресторанных технологий, за прошедшие месяцы 2022 года в городах-миллионниках многие предприятия питания закрылись через продажу, но пришедшие собственники продолжают открывать на этих площадях новые кафе и рестораны. Новая волна ковида хоть и не наложила новых административных ограничений, но подъему посещаемости заведений пока не способствует.

— Тяжелее всего заведениям, которые не смогли до конца перестроиться на работу с локальной продукцией, — к ним относятся предприятия премиального сегмента, в частности, средиземноморской кухни, чье меню плотнее других завязано на привозной гастрономии, — говорит директор Института ресторанных технологий Кадрина Айситулина. — В настоящее время, суши-бары и рестораны японской кухни всё еще испытывают проблемы с рыбой и морепродуктами. Опять же они на рынке есть, но два аспекта — качество и цена — оставляют желать лучшего. А морепродукты поступают в основном из азиатских регионов.

Питание отрасли

Из-за усиления антироссийских санкций сложились определенные проблемы с логистикой и оплатой зарубежных поставок: всё это вызвало рост цен на продукты. Помимо того, операторы общепита столкнулись с трудностями в приобретении и обслуживании иностранного кухонного оборудования. Рост цен и другие сложности отрицательно отразились на кошельках потребителей, вследствие чего рестораны и кафе стали сдерживать цены, то есть начали стратегически пересматривать меню.

Вместе с тем, по оценкам «Контур.Маркета», российский общепит в этом году смог продемонстрировать весьма обнадеживающую тенденцию роста и всё еще продолжает восстанавливаться после спада продаж в отрасли, на которые повлияли коронавирусные ограничения. По данным за февраль–август 2022 года, число заказов в общепите уменьшилось незначительно, чуть больший рост показал средний чек. Всё это значит, что услуги ресторанов, кафе, баров, столовых по-прежнему востребованы, и люди готовы за них платить, даже если это стоит чуть дороже. По подсчетам BusinesStat, драйверами отрасли общественного питания в ближайшие месяцы будут: рост спроса на услуги заведений фастфуда и активное развитие сектора доставки готовых блюд (кейтеринг).

Бургер
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов

Невысокий уровень доходов потребителей и череда кризисов способствуют спросу на продукцию заведений низких ценовых сегментов. Фастфуд является самым доступным форматом общественного питания.

— Ожидается, что в целях экономии россияне в ближайшие месяцы будут ограничивать посещение заведений общепита, — допускает менеджер проектов BusinesStat Анна Мокина. — Однако спад будет сдерживаться за счет частичного перераспределения спроса с заведений более высокого ценового сегмента на фастфуд.

Директор школы поваров Московского государственного университета пищевых производств (МГУПП), председатель ассоциации кулинаров «Вкус Мира РУС» Владимир Олейников также ожидает предсказуемого спада.

— Но под конец года всё выровняется и адаптируется под новые запросы, — уверен Владимир Олейников. — Проблемы, которые могут возникнуть, — это отток гостей из ресторанов и кафе, люди буду экономить и стараться искать выгодное положение для себя. Основной вектор развития — это корпоративное питание «Столовые» в пределах 300–500 рублей. А вот кафе и ресторанам придется искать новые способы удешевить блюда, искать новые фишки, почему их должен выбрать потребитель.

Представитель индустрии общепита заверил «Известия», что временный спад конца сентября в совокупности перекроет высокий предновогодний и новогодний сезоны. «Не стоит забывать, что в начале года ожидается всплеск событийного туризма, люди, которые путешествовали за границу, переориентируются на внутренний туризм, что принесет дополнительный доход ресторанам и кафе», — подчеркивает Олейников.

Кафе
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Генеральный директор компании RestA Ксения Кевля добавляет, что, скорее всего, предприятия питания, вероятно, будут вынужденно пересматривать и оптимизировать не только штатное расписание, но и срочно искать временные замены мобилизованному персоналу. Зачастую именно микропредприятия лишаются ключевых специалистов. «Возможно, в ближайшее время рестораторам придется пересмотреть свои меню и с учетом упрощения технологии приготовления блюд», — замечает Кевля.

— Положительным итогом всех произошедших в последние время событий можно считать то, что отрасль питания вне дома стала рассматриваться на самом высоком уровне как важная для государства индустрия, — говорит гендиректор Ассоциации сетевых предприятий питания (АСПП) Наталья Иванова. — Именно этим обусловлена та поддержка, которая была оказана предприятиям отрасли. Мы ожидаем дальнейшего конструктивного взаимодействия для снижения административной нагрузки, оптимизации налогового регулирования, сферы трудовых отношений и мер поддержки отрасли.

Партнер консалтинговой компании RRG (входит в Российскую гильдию управляющих и девелоперов) Светлана Ярова констатирует, что на ближайшие две-три недели рынок замер — все следят за новостями. Ярова прогнозирует, что рестораторы будут держаться за хорошие локации, а также места, куда вложены значительные инвестиции, где сделан хороший ремонт.

Кафе
Фото: РИА Новости/Александр Гальперин

Кроме того, пандемия и последующие события сделали лояльнее и самих владельцев недвижимости — в случае трудностей у арендатора, к примеру, при падении спроса и оборотов, они с большей готовностью пойдут на скидки или арендные каникулы, чем сразу начнут искать замену.

Гендиректор компании RestA Ксения Кевля предполагает, что опытные рестораторы в ближайшие недели, скорее всего, «найдут необходимые инструменты для преодоления трудностей, но большая часть новичков будет не в состоянии сохранить свой бизнес».

Хотя, вероятно, рестораторам придется пересмотреть и упростить не только ассортимент меню и продуктовые матрицы, но и концепции в целом, — прогнозирует Ксения Кевля. — Как рестораны, так и доставку ждут непростые времена. Кейтеринговые компании, работающие в «верхнем ценовом сегменте», будут находиться еще в более сложной ситуации — количество «корпоративных праздников» и «свадеб в замках» с трейлерами оборудования, автобусами персонала, дорогой посудой и полноценным ресторанным обслуживанием сократится в разы, если не на порядки. Упрощения достигнут своего максимума во всем сегменте HoReCa. Хотя, думаю, в такой сложной ситуации государство, скорее всего, найдет возможность и примет участие в судьбе отрасли, пускай для этого потребуется некоторое время, уточнения и разъяснения по ряду вопросов, например, связанных с сохранением рабочих мест и выплатами налогов в этой связи.

Читайте также
Прямой эфир