Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Наука и техника
Астроном сообщил о возможном наличии у 3I/ATLAS двух хвостов
Мир
Эксперт сообщил о покупке Европой энергоносителей в три раза дороже российских
Общество
Временные ограничения ввели в аэропорту Пензы
Мир
Дед Мороз из Великого Устюга прогулялся по Риму в рамках предновогоднего турне
Общество
В аэропорту Тамбова были введены временные ограничения на работу
Мир
Глава МИД Польши обвинил Маска и Дмитриева в намерении «разделить Европу»
Армия
Средства ПВО сбили 17 украинских БПЛА над территорией России за пять часов
Мир
Кулеба сообщил о готовности отправиться на фронт после получения повестки
Мир
Эйсмон объяснила участие сыновей Лукашенко в переговорах в Омане
Происшествия
В Саратовской области три человека погибли и трое пострадали в ДТП
Мир
Глава МИД Белоруссии заявил о провокациях Литвы с дронами ради денег из ЕС
Спорт
Большунов проиграл 0,1 секунды Коростелеву на финише масс-старта в Кубке России
Общество
Губернатор Запорожской области сообщил о восстановлении электроснабжения
Мир
Трамп-младший допустил отказ своего отца от поддержки Украины
Здоровье
Врач Попов назвал боли в животе и метеоризм признаками инфаркта
Мир
В Германии освободили обвиняемую по делу «рейхсбюргеров» россиянку
Общество
В ИКИ РАН предупредили о сильных магнитных бурях 9–10 декабря
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Продажи готовой еды за год выросли в среднем на 50% в натуральном выражении. Об этом «Известиям» сообщили участники рынка. Например, у «Вкусвилла» реализация такой продукции подскочила на 102%, у «Перекрестка» — на 48%, у «Азбуки вкуса» — на 18,5%. Продажи готовых блюд онлайн увеличились не столь значительно — по данным CloudPayments, за 11 месяцев этого года на 18%. Участники рынка и эксперты связывают такую тенденцию с развитием продаж через микромаркеты, относительно невысокими ценами и отказом россиян от посещений ресторанов в период пандемии. В следующем году она продолжится, а факторами роста станут страх перед общественными местами и увеличение цен на блюда в общепите, считают эксперты.

Готовое для перекуса

Ритейл зафиксировал рост продаж готовых блюд. У «Вкусвилла» их реализация в ноябре 2021-го в натуральном выражении увеличилась на 102% в сравнении с тем же месяцем 2020-го, у «Перекрестка» — на 48%, у «Азбуки вкуса» — на 18,5%, рассказали представители сетей.

В онлайне рост менее динамичный. По данным аналитиков CloudPayments, за 11 месяцев 2021-го оборот интернет-заказов готовой еды увеличился на 18% по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом средний чек вырос на 14% — до 1288 рублей.

вкусвилл еда
Фото: ТАСС/Ведомости/Евгений Разумный

Изменение объемов продаж отмечают и производители. По словам директора по развитию «Кулинариума» Ивана Тореева, в этом году реализация готовой продукции компании выросла практически вдвое — с 9 т до 17 т готовых блюд ежедневно. Представитель сервиса уточнил, что традиционно пользуются высоким спросом пироги, вторые блюда и супы.

В «Перекрестке» рассказали, что наиболее динамично в сети увеличиваются продажи напитков собственного приготовления — свежевыжатых соков, смузи. В 2021 году пользователи заказали более 8 тыс. порций против 1,1 тыс. в 2020-м. Также значительно вырос спрос на блюда для перекуса (с 4,6 тыс. штук до 10 тыс. штук) и готовую продукцию для завтрака вроде блинов, сырников и каш (с 10,2 тыс. до 18,8 тыс.).

Откусить кусочек

Рынок готовой еды «откусывает» долю у ресторанного бизнеса, считает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Сергей Миронов. Страх перед общественными местами и рост цен на блюда в общепите подталкивают покупателей приобретать блюда в магазинах, пояснил он. Эти факторы могут стать драйверами роста категории и в следующем году, считает эксперт.

Как писали «Известия», цены на блюда в ресторанах в этом году увеличились в среднем на 15%, а в следующем, по прогнозу компаний, могут подскочить еще на 5–15%. При этом трафик в общепите за 2021-й упал в среднем на 20%.

готовая еда
Фото: ТАСС/Сергей Савостьянов

По словам Сергея Миронова, готовое блюдо с прилавка может стоить вдвое дешевле ресторанного. При этом свыше 85% позиций этого сегмента в магазинах не изменились в цене, и только некоторые позиции подорожали менее чем на 10%, зафиксировали в компании Briskly (производит микромаркеты и анализирует их продажи). Это можно связать с эффектом масштаба: производители магазинных готовых блюд закупают ингредиенты большими партиями, что снижает их стоимость и позволяет не поднимать цену.

Росту спроса на кулинарию может способствовать развитие микромаркетов (вендингов с готовыми блюдами), считают эксперты. По данным ритейла, в 2021 году этот канал продаж продемонстрировал значительный прирост. По словам основателя Briskly Глеба Харитонова, каждый месяц оборот микромаркетов растет в среднем на 16%. С января 2021 года число покупок увеличилось в 5,1 раза, а товарооборот на платформе составил $2,7 млн. В крупнейшем поставщике микромаркетов, компании Uvenco, на запрос «Известий» не ответили.

В этом году через микромаркеты стали продавать продукты и готовую еду онлайн-гипермаркет «Утконос» и крупнейший кейтеринг в аэропортах «Аэромар».

Во «Вкусвилле» также отметили спрос на покупки в микромаркетах, поэтому расширяют собственную сеть. По словам представителя компании, в 2021 году количество такого оборудования увеличилось вдвое до 340 точек. При этом расширяется и ассортимент готовой еды: в этом году ритейлер запустил диетическую и кето-линейку.

ресторан еда
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Татьяна Полевая

Рост спроса на готовую кулинарию в сетях FMCG обусловлен как ограничениями для заведений общественного питания, так и изменением потребностей покупателей, считает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Также повлияло развитие онлайн-продаж, расширение предложения за счет развития фабрик-кухонь и централизации производства в гипермаркетах, добавил он. Кроме того, драйвером роста продаж стал и выход в розницу ряда новых поставщиков, среди которых заведения общественного питания, производители готовых рационов, кейтеринговые компании и производители бортового питания для авиации. По данным «Infoline-Аналитики», за прошедшую часть 2021 года продажи готовой кулинарной продукции в России выросли более чем на 25% и превысили 500 млрд рублей.

Читайте также
Прямой эфир