Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин заверил, что сил и средств для борьбы с паводками в регионах достаточно
Мир
В Великобритании указали на неспособность поддержки Запада помочь Украине
Мир
В МИДе указали на готовность РФ помочь Африке в цифровизации
Мир
ЕК выплатила Украине второй транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
Общество
В Госдуме подготовили поправки об увеличении наказания за диверсии до 35 лет тюрьмы
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Депутат рады сообщил об увеличении на 15 тыс. числа пограничников на Украине
Мир
В ЕК указали на продолжение применения директивы по защите украинских беженцев
Общество
Пожар на железнодорожной цистерне под Симферополем ликвидирован
Происшествия
Уровень воды в Ишиме в тюменском селе Абатское достиг 980 см
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Лидеру группы «Воскресение» Алексею Романову 24 сентября исполнилось 70 лет. Автор самых нежных и самых долгоживущих песен в русском роке, ветеран сцены, он до сих пор ее непосредственный и весьма активный участник. 28 сентября в московском Театре на Таганке состоится концерт, посвященный юбилею музыканта. В преддверии этого события «Известия» поговорили с Алексеем Романовым о музыке, жизни, узнали о его понимании термина супергруппа и о том, как он играл на ударных в группе исполняющей фламенко.

«Вела нас лютая страсть»

— Когда ты все это начинал, ты на какую-то перспективу рассчитывал или это просто были любовь и желание?

— Да нет, конечно, дальше собственного носа ничего не видел. Но вела нас лютая страсть, все хотели играть в группе «Битлз»... Они ведь были не единственные. Те же ливерпульцы, Swingin' Blue Jeans играли получше, и драйв был поострее. Но — разные судьбы, разные истории. А увлечение — да, оно было повальное.

— Если перескочить чуть-чуть вперед: ты в архитектурный институт пошел почему?

— Меня потянул отец. Я в школе был неплохой математик, и у нас был костяк отличников, и разговоры шли про Бауманку. Отец меня в другую сторону подтолкнул; готовиться нужно было по-другому, но физика и математика никаких проблем не составили. Любимая книга для чтения была «Интегральное исчисление»; я ее в автобусе читал, как детектив. Без тренировки, конечно, всё заглохло, но математика — это роскошно, это царица наук. Она же и музыка тоже: порядок, пропорции, взаимодействие, объемная мысль, предвидение, перспектива, очень много общего.

Воскресенье
Фото: vk.com/Группа «Воскресение» Алексей Романов ​

— А как с музыкой было в институте?

На подготовительных курсах я увидел старшекурсников — это была хипня невероятно колоритная, прямо Сан-Франциско: брезентовые куртки, штаны из портьеры, на спине что-то нарисовано, волосья, усы-бороды — а я такой аккуратный мальчик, в галстучке. На первом курсе, конечно, со всеми перезнакомился, возникло желание организовать группу, что немедленно и было сделано. Интересно было, забавно. Курсом старше была группа «Вечный двигатель»; они играли «роллингов», очень крепко и осознанно, и это была тоже школа: смотришь и учишься не только профессиональным ухваткам, учишься куражу — а они очень куражные были.

— Трудно сегодня представить, каким «первичным бульоном» была тогдашняя московская рок-сцена...

— Я тогда многих повидал на сейшенах. Вот Леша Уткин тогда играл с Горским — сейчас он великий наш гобоист (Алексей Уткин — руководитель Государственного академического камерного оркестра России, — «Известия»). Было ощущение, что ансамблей в Москве несколько тысяч, и все друг друга знали: «Дети папы Карло», «Хрустальные кактусы» — первые названия, которые всплывают. Было несколько лет такой... безнадзорной деятельности. Потом начальство опомнилось, стали пытаться это дело как-то структурировать — то ли зажимать, то ли устраивать какие-то рок-лаборатории. Примером стойкости и преданности жанру был Саша Градский — великий, несгибаемый, безмерно талантливый и очень лояльный к молодежи.

«Приняли на работу — делай, что прикажут»

— Кстати, что такое профессионализм? Была догма: профессионал — это у кого диплом, тарификация, трудовая книжка в концертном объединении. Вот когда песни «Воскресения» в 1980-м крутились на Radio Moscow World Service, — было ощущение, что вот теперь вы настоящие, профессионалы?

Группы тогда еще как таковой не было: были люди с намерениями и записями, прозвучавшими по радио, да. Но по честолюбию это не ударило. Другое было: поднимаюсь по Кузнецкому мосту в сторону Маросейки, из окна, со второго этажа звучит «Кто виноват», на всю улицу. Это куда больше меня впечатлило. И еще о профессионализме: ну да, трудовая, диплом, тебя зачисляют в филармонию, и ты играешь то, что играют все. Было несколько ансамблей больших, ВИА, типа «Лейся, песня», у которых был свой репертуар, свои обоймы песен, свои авторы, а в основном — вот так. Жванецкий говорил: профессионал — это стабильный результат. Человек, который умеет, вот и всё. Приняли на работу — делай, что прикажут. Ну как, пришел на фабрику, дали чертеж, точишь деталь.

Алексей Романов

Алексей Романов

Фото: vk.com/Группа «Воскресение»

— У тебя ведь тоже трудовая книжка лежала в группе «Аракс»?

Мне очень хотелось освободиться от работы архитектором и заниматься только музыкой. По стечению обстоятельств трудовая оказалась на руках, надо было ее куда-то пристроить — иначе уголовное преследование за тунеядство. Слава Богу, оказались чудесные друзья в областной филармонии, бросили ее в «Аракс», и я не только там числился — ездил с ними на гастроли, отдавал им песенки, музыку пытался сочинять для них — жили творческой жизнью, недолго, впрочем.

— У тебя был не очень долгий, но очень яркий опыт работы в группе «СВ», первой и, наверное, единственной настоящей советской супергруппе. Ваша пластинка на «Мелодии» была на голову выше того, что было тогда вокруг, и даже на шаг вперед.

Если о супергруппах, то я бы вспомнил о «Веселых ребятах». Наши ровесники, группа-школа: гитарист Вадим Голутвин, трубач Саша Чиненков, басист Женя Казанцев — люди, прошедшие эту школу. И там пели лучшие певцы: Толя Алешин, Леня Бергер, Саша Лерман... ну и так далее. Вот — супергруппа! А «СВ» было уже по следам: музыканты с таким опытом могли любую любительскую группу на достаточно высокий уровень.

«У всех тогда был сложный период»

— А почему так недолго ей суждено было просуществовать? Дело было во внешних факторах или во внутренних?

— Карьерных амбиций не было — это внутренняя психология. А внешние факторы... К 1990-му мы остались без работы, и, отработав пару лет Дворцы спорта, мы столкнулись с вакуумом концертных площадок. Те же дворцы перешли на торговлю азиатским барахлом, концертные организации рассыпались, в общем, мореплаватели остались на берегу. Я стал смотреть по сторонам, а ребята взялись за поденную работу: слава Богу, были какие-то дружественные студии. У всех тогда был сложный период. Мы не расставались, не делили ничего: я придумал несколько песен старинных, и мы с Казанцевым и барабанщиком Юрой Китаевым пытались сделать их костяком концертной программы (нам один деятель обещал клубную работу в Стокгольме). Было несколько концертов, а потом мы эту программу записали с Андреем Кобзоном и Андреем Сапуновым. Она вышла под названием «Семь вещей».

ВЫСТУПЛЕНИЕ

Участники группы «Воскресение» Алексей Романов и Андрей Сапунов

Фото: РИА Новости/Валерий Левитин

— Эта пластинка удивляла камерным форматом, невероятной актуальностью и, конечно, удивительным жанровым диапазоном — от панка до психоделии, и это не было противоречиво!

Интересно было сделать что-то, чего мы до этого не делали. Это было классно, профессионально; это, конечно, не выстрелило, и не могло выстрелить, но те, кому интересно, все оказались в курсе.

— А потом возродилась группа «Воскресение».

— Да, в 1994-м поступило предложение сыграть три концерта в концертном зале «Россия» в ознаменование 15-летия группы. Репетировали с Константином Никольским — не задалось; попробовали с Маргулисом и Алексеем Макаревичем, нам дико понравилось! Поехали на гастроли, пару-тройку лет покатались, и началась центробежная история: все взрослые, у каждого свои амбиции. Первым ушел Алексей, потом Маргулис, а клавишнику Мише Шевякову без Жени стало скучно. Пришел Алексей Коробков на барабаны; с ним и с Андреем Сапуновым несколько лет проработали таким трио. И на этом почти всё закончилось. Я тогда решил оставить название за собой — всё же это моя судьба во многом, черт побери!

«Есть расхожие сюжеты и все время новые трактовки»

— Песни ваши не устаревают совсем. Контекст меняется, мир меняется вокруг — а песни остаются созвучными времени. Вот как это получается?

— Вспомни историю европейской живописи: есть расхожие сюжеты и все время новые трактовки. От Джотто до Рубенса — 300 лет, а сюжеты все те же.

— У тебя же потом был еще один «левак» в формат трио, когда вы выпустили концертную пластинку с Петром Макиенко и Юрием Китаевым. Снова захотелось камерности?

Китаев мне всё время интересен. Он странный, затейливый музыкант, такой динамит; с ним очень неудобно работать, но он блестящий исполнитель, с ним всегда такая жизнь-борьба. Я от нее в какой-то момент устаю; из-за этого вторая инкарнация трио тоже не устояла, хотя были очень интересные концерты.

Воскресенье

Алексей Коробков и Алексей Романов на музыкальной премии «Чартова Дюжина. ТОП-13», 2012 год

Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович

— В «Воскресении» всегда подкупало и подкупает то, что это всё еще группа, а не «Алексей Романов и...».

Я нынешнего клавишника Юру Смолякова и басиста Сережу Тимофеева нашел в позднем «Араксе», когда мы вместе ездили на гастроли. Когда Сапунов от нас ушел окончательно, я не хотел брать в состав сессионных музыкантов. Пригласил этих двоих, поначалу предлагал им готовые партии, но быстро понял, что это ошибка: они и сами неплохо справлялись. Не хотелось, чтобы в группе был художественный руководитель. Это непосильный груз, мне бы не хватило педагогического опыта, знаний, у меня мог бы испортиться характер — ну и вообще подминать людей мне не свойственно. Есть накатанные продюсерские ходы, как работать с музыкантами, жестко, мягко, кнут, пряник — но это не мое. Наверное, вот поэтому все у нас так.

— Студийных альбомов у вас то ли пять, то ли шесть, не считая концертных и сборников. На эту лаконичность в фиксации достигнутого всегда сетуют поклонники «Воскресения».

Материала мало. Я не могу сочинять по две пластинки в год. У меня за два года, дай Бог, две песни соорудятся, а то и нет. И я не думаю, что я кому-то должен. У меня нет контракта, и поэтому я — самый счастливый человек на свете.

«У меня нет идеи, меня увлекает собственно мастерская»

— А что за история, как ты играл на кахоне во фламенко-группе Los De Moscu?

— Началось всё с того, что моя жена Лариса, когда завязала с трио «Экспрессия», очень хотела заниматься фламенко и нашла себе коллектив. Однажды я раскритиковал рыхлый ритм, а ведь это — основа, база, конструкция, а она мне ответила — приходи, поиграй с нами... И эта история затянулась на несколько лет; это была прекрасная практика, и быть внутри танцующего коллектива — это удивительно. Вот я бы еще посидел внутри симфонического оркестра.

«Воскресение»

Музыканты рок-группы «Воскресение» во время юбилейного концерта с участием симфонического оркестра Государственной классической академии имени Маймонида, 2009 год

Фото: РИА Новости/Руслан Кривобок

— Так вы же играли с симфоническим оркестром!

— Да... И когда можно лечь на эту стену звука — восхитительно.

— Но ты же и стихи пишешь, на излете перестройки они даже публиковались в газетах. А что сейчас?

Сейчас грядет переиздание, исправленное и дополненное, моей стихотворной книжки; я там еще штук 30 добавил. Но тут вот какая штука — я ж не поэт, я стихоплет. У меня нет идеи, меня увлекает собственно мастерская. И то я ее закрываю временами — и не возвращаюсь годами. Я всегда такой был. Вот, задумался — какой корень у слова «одежда»? И затянулось это на полгода: копал книги, первоисточники, приходили в голову дикие фантазии. «Издевательство» и «одевание» — однокоренные слова или нет? — в таком вот духе. Просто, произнося слово, я хочу точно знать, что оно означает, и прежде чем пытаться рифмовать, я пытаюсь всё уточнить. Я с текстами достаточно долго вожусь: мне важны созвучия, чтобы понимать, как они с соседними работают.

— Теперь, собственно, о юбилее. На праздничном концерте будут гости?

— Будут, конечно, трубач Саша Дитковский, гитарист Миша Клягин, если гармонист Боря Плотников окажется в Москве — тоже будет.

— Это все музыканты играющие с Евгением Маргулисом, он, что удивительно, тоже заявлен на афише.

Наши с Женей отношения — это вопрос судьбы. Мы можем поругаться, даже грубо; можем не договориться, но всё время чувствуем локоть друг друга. Так судьба распорядилась. Мы как-то по симпатии связались, или даже по эмпатии, на уровне радиоволн... и это тоже рок-н-ролл.

— Семьдесят для рок-музыканта — это как вообще?

— Это всё несерьезно. Ну семьдесят, потом будет восемьдесят — посмотрим, что будет. У меня есть видео, восемьдесят лет Джону Мэйоллу, легенде блюза, а он — с голым торсом. И — никакого пафоса.

Прямой эфир