Шествие по времени: в кино лидируют приключения пионеров в 2013 году
Посещаемость российских кинотеатров начала расти. За прошедший уикенд, по данным ЕАИС, было куплено более 750 тыс. билетов. Последний раз эта планка была достигнута в середине июня, после чего число зрителей неуклонно снижалось, и в уикенд 4–7 августа достигло антирекорда в 450 тыс. билетов. На первых местах по кассовых сборам прошедшего уикенда — семейная комедия «Календарь ма(й)я» и мелодрама «После: Долго и счастливо». Вместе фильмы заработали более 70 млн рублей.
И время ни на миг не остановишь
Триумф фильма «Календарь ма(й)я», который уже в первый день проката 1 сентября собрал 15 млн рублей, доказывает не только то, что зрителю интересно отечественное семейное кино. Но также и то, что современная отечественная литература действительно захватывает взрослых и детей. Фильм — экранизация одноименной повести Виктории Ледерман, и книга эта выдержала всего за шесть лет восемь переизданий, была удостоена премии имени Крапивина.
История здесь рассказана как будто простая, но в ней для любого продюсера ценно то, что она, оставаясь совершенно фантастической, не требует больших денежных затрат. Для нескольких школьников время вдруг начинает отматываться назад, день за днем, и им нужно, во-первых, остановить этот процесс, а во-вторых, предотвратить многие неприятные события вокруг себя. Дата выбрана как будто случайная, 25 мая 2013 года, но она, пожалуй, для многих родителей юных зрителей делает просмотр этого фильма особенно увлекательным и интригующим. Потому что хочется, чтобы школьники в фильме действительно изменили ход истории не только для себя.
Стоит отметить, что именно на старте, в День знаний, «Календарь» показал самые высокие сборы и посещаемость (23 зрителя на сеанс, сегодня это редкость). В субботу и воскресенье фильм зарабатывал в полтора раза меньше, чем в четверг, по 10 млн рублей. В итоге получилось 39,7 млн. Это на 20 млн меньше, чем заработал в прошлый уикенд «После: Долго и счастливо», который в этот раз на втором месте с 32 млн рублей.
— Среди новинок недели у «Календаря» самая высокая наработка, что указывает на стабильную востребованность семейных релизов, — отметила в беседе с «Известиями» президент сети кинотеатров КАРО Ольга Зинякова. — А рост посещаемости логичен, лето закончилось и происходит традиционный сезонный подъем. Впереди крупные премьеры. По итогам их отработки можно будет делать какие-то прогнозы.
Что касается «После», то четвертая часть может не повторить успех первых трех. По крайней мере, прошлый уикенд прошел для фильма не так успешно: он заработал 59 млн, в то время как у первой части было 106 млн, у второй — 146 млн (в 2020 году!), у третьей — 114 млн. При этом стоит отметить, что ко второму уикенду сборы фильма всегда резко падали. И хотя у четвертой части всё равно второй уикенд, предварительно, самый слабый среди всей франшизы, он всего на 100 тыс. рублей ниже второго уикенда третьего фильма.
— «После» продолжит оставаться в топе зрительских предпочтений и гарантированно сохранит позиции в первой десятке до конца сентября, — считает Ольга Зинякова. — Сейчас все вопросы в маркетинге. Этот фильм активно всегда продвигался в соцсетях, а сейчас доступность этой аудитории для рекламодателя меньше.
Минус одна треть
Если сравнивать первый сентябрьский уикенд этого года с таким же сентябрьским в 2019 году, окажется, что тогда прошло более 85 тыс. сеансов (из них половина, кстати, была у хоррора «Оно 2»), а сейчас состоялось чуть больше 60 тыс. На треть меньше — таковы потери рынка за пандемию и последние полгода, когда кинотеатры стали закрываться из-за недостатка зрителей. Видно, что наработка на сеанс резко снизилась, в эти выходные она ни у одного релиза не превысила 4 тыс. рублей. Опять же, для сравнения, у «Оно 2» она составила в упомянутый уикенд 12,5 тыс. рублей, а рядом дорабатывал свое «Однажды в Голливуде» с 7,8 тыс. рублей.
У зрительского хита «Барбоскины TEAM» этот показатель в прошедший уикенд составил 2,2 тыс. — мультик занял третье место по кассе с 18,7 млн рублей. У триллера «Вышка» наработка 3946 рублей на сеанс, самая высокая за уикенд. Фильм уже месяц в прокате, но не все успели его посмотреть за август и теперь пришли на оставшиеся сеансы, обеспечив им хорошую выручку. Как итог — четвертое место по кассе, 14,6 млн рублей.
К сожалению, лишь пятое место у нового фильма Дэвида Кроненберга, одного из главных режиссеров современности. «Преступления будущего» собрали чуть меньше 9 млн рублей, несмотря на культовый статус автора и участие суперзвезд Вигго Мортенсена, Леи Сейду и Кристен Стюарт. Результат этот связан, конечно, с недостатком маркетинговых возможностей независимого прокатчика, потому что у Кроненберга в России огромная фан-база, при этом достаточно платежеспособная (25+), чтобы обеспечить фильму приличную кассу. Интервью режиссера «Известиям» читайте здесь.
Остается нерешенным вопрос, сколько реально людей ходит в кино в сегодняшней России, так как часть фильмов демонстрируется вне регистрации в базе ЕАИС. Речь о голливудских блокбастерах, которые идут по всей стране в мультиплексах большим количеством сеансов. Ольга Зинякова решительно отвергает мысль, что киноходящих зрителей в стране больше, чем мы думаем.
— «Пиратка», которую показывают некоторые кинотеатры, не дает существенного прироста к сборам, — убеждена она. — С тем же успехом можно считать и онлайн-«пиратку», апеллируя к просмотрам и объясняя этими цифрами интерес к фильму.
Главной же новинкой ближайшего уикенда станет новая работа Джорджа Миллера «Три тысячи лет желаний». Интервью с режиссером и актерами Тильдой Суинтон и Идрисом Эльбой читайте в «Известиях».