Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поручил кабмину с 2025 года выделить денежные выплаты членам РАН
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Общество
Система теплоснабжения Москвы переходит на зимний режим за два–три дня
Мир
Коалиция США восемь раз за сутки нарушила воздушное пространство Сирии
Экономика
Общий объем кредитов россиян впервые превысил 36 трлн рублей
Происшествия
В Луганске в результате взрывов в промышленном районе города начался пожар
Общество
Уровень воды в реке Ишим снизился на всех гидропостах в Тюменской области
Мир
В Пентагоне заявили об отсутствии признаков подготовки Россией ядерного удара
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Мир
В Белом доме выразили беспокойство по поводу попытки покушения на Зеленского
Экономика
От банков потребуют согласовывать финансовые операции с родственниками
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин поручил вывести РФ на четвертое место в мире по объему ВВП
Общество
Мошенники стали в полтора раза чаще обзванивать россиян в начале 2024 года
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
В Белгородской области пожарные ликвидировали открытое горение
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Российские мастера впервые собрали и отреставрировали большой концертный орган. Двухмануальный инструмент фирмы Hermann Eule, отмечающий в этом году 40-летие, обрел новую жизнь в зале Ленинского мемориала в Ульяновске. Публике его представят 30 августа, среди участников мероприятия — известные органисты Рубин Абдуллин, Владислав Муртазин, Евгения Кривицкая, Александр Патрушин. Сыграет и Даниэль Зарецкий, который выступил куратором всего проекта. Лауреат премии «Органист года», заведующий кафедрой органа и клавесина в Санкт-Петербургской консерватории поделился с «Известиями» подробностями возрождения органа.

«Следим за его состоянием, лазаем по нему с фонариками, осматриваем»

— Чем интересна реставрация органа в Ульяновске? Можем ли мы сказать, что это первый проект такого плана и масштаба, проведенный прежде всего российскими специалистами?

— Да, вполне. Орган был построен в историческом здании Ульяновской филармонии в 1982 году. И для нашей страны это было событие, потому что его производитель — знаменитая немецкая фирма Hermann Eule — прежде поставила только два инструмента в СССР, один из которых — в Баку, а другой — в Казани. Сам орган получился очень хорошим. А вот зал надежд не оправдал, акустика там была неудачная. И когда появились планы провести реконструкцию филармонии, встал вопрос, что же делать с органом. Сначала его одели в специальный саркофаг, чтобы защитить от строительных работ, пыли, изменения микроклимата и так далее. Но реконструкция здания затянулась, а специалисты знают, что долгое существование в законсервированном виде — это для органа медленная смерть.

Решение нашлось неожиданно. Директора филармонии Лидию Ларину перевели на другую работу — она стала директором Ленинского мемориала в Ульяновске, очень известной институции со своими концертными залами. И ей пришла в голову светлая идея переделать малый зал этого комплекса в органный и перенести туда орган из филармонии, таким образом решив проблему и с функционированием инструмента, и с акустикой. Более того, она смогла убедить в необходимости таких действий руководство области, и в итоге работы начались.

Заслуженный артист России Даниэль Зарецкий
Фото: Даниил Рабовский

— Немецкая фирма в них участвовала?

— На первых этапах, естественно, да. Изначально была договоренность с фирмой Hermann Eule, что она возьмет на себя все работы, связанные с органом. Они стартовали в конце 2021-го и продолжились в январе 2022 года. Прежде всего, был разобран саркофаг вокруг органа. Затем — сам орган. В старом помещении филармонии были установлены специальные ванны с подведенной водой. Тут же всё чистилось, промывалось — прямо в зале. После этого упаковывалось, складировалось. Практически весь зал был заставлен ящиками, упаковочным материалом. А после этого всё было перевезено уже в новый зал, в Ленинском мемориале. Далее часть деталей должна была вывозиться на фирму Hermann Eule, в немецкий город Баутцен, где мастера бы уже работали с ними. В Ульяновке подготовили к отправке несколько ящиков. Но наступило 24 февраля...

— ...и с Германией возникли проблемы.

— Конечно, стало понятно, что и мастера не смогут приехать, и очень сложно будет доставить что-то в Германию и обратно. Стали обсуждать различные варианты. Потому что проект-то уже фактически стартовал. Орган разобран и в новом зале занимает всё пространство. Если эксплуатировать зал без органа, то это надо куда-то убирать, создавать там правильные условия хранения. В общем, все согласились, что дело зашло уже так далеко, что обратной дороги нет. Единственный вариант — своими силами собрать орган и обеспечить, чтобы он звучал, а не просто стоял как элемент интерьера.

Традиционно считалось, что поскольку в России своего органостроения исторически не сложилось, то всегда надо привлекать исключительно зарубежных мастеров. И действительно, у нас все органы — это импорт, в основном из Германии, хотя есть и французские, и голландские инструменты. Но здесь речь шла о том, что нужно спасать уже конкретный проект. В итоге всё это сделали фактически два наших специалиста — Денис Фомичев и Сергей Горохолинский, главные органные мастера, соответственно, Свердловской из Карельской филармоний.

Понятно, что помогали и сотрудники Ленинского мемориала, в частности, главный инженер Иван Борисов, и административная поддержка была, но именно сама работа была сделана этими двумя мастерами с большой буквы.

отреставрированный орган
Фото: Даниил Рабовский

— Вы уже слышали звучание инструмента? Каковы ваши впечатления?

— Когда я приехал на техническую приемку органа и вошел в зал, у меня первая мысль была в голове, что все-таки это чудо. Большое чудо. Орган стоит, работает, уже звучит. Пусть там еще какие-то вещи нужно было доделать, но сам факт, что этот инструмент снова живет, причем в более выгодных акустических условиях, чем раньше, — невероятно важен.

— Не могу не спросить про судьбу органа Петербургской консерватории, где сейчас идет ремонт. Он ведь тоже производства Hermann Eule?

— Да, только гораздо более позднего — 2009 года. Он сейчас стоит в саркофаге и ждет окончания реставрации здания, которая столь затянулась. В лучшем случае в начале 2024 года она закончится, после чего понадобится месяца два на то, чтобы этот орган промыть, прочистить, всё проверить — и тогда он сможет зазвучать. Но сейчас мы внимательно следим за его состоянием, лазаем по нему с фонариками, осматриваем. В общем, держим руку на пульсе.

— Вы упомянули, что все концертные российские органы — западного производства. Но если геополитическая напряженность затянется, то мы не сможем привлекать мастеров из Европы ни к реставрациям или модернизациям старых инструментов, ни к созданию новых. Что с этим делать?

— Вы правы, с этим как-то придется бороться. Наверное, такую задачу стоит поставить и подумать над путями ее решения. Может быть, как раз открытие органа в Ульяновске даст импульс для дальнейшего обсуждения.

«Сейчас идет расширение органного репертуара за счет киномузыки, рока, поп-жанров»

— В разгар пандемии, году, наверное, в 2020-м, я, помню, пришел на какой-то органный концерт в Большой зал консерватории — и поразился, как мало людей. Хотя, казалось бы, такие мероприятия всегда пользовались большим вниманием публики. Сейчас этот страх уже ушел? Меломаны возвращаются в залы?

— Да, безусловно. Я это вижу не только по своим концертам, но и по мероприятиям моих коллег. Даже сейчас, несмотря на летнее время. Понятно, что, например, в Петербурге летом немножко другая публика — больше туристов. Но в целом, если смотреть по количеству занятых мест в залах, никакого спада не появилось.

— Это прекрасно, потому что многим казалось, что после той эмоциональной травмы, которую человечество получило во время пандемии, люди в принципе не смогут жить по-прежнему. Но здесь встает другой вопрос: а изменился ли репертуар? Ведь публику всё равно надо чем-то привлекать.

— Мы с коллегами активно обсуждаем последнее время эту тему: сейчас идет определенный перекос в сторону расширения органного репертуара за счет киномузыки, рока, поп-жанров и тому подобного. То есть орган больше стал использоваться как инструмент для исполнения обработок, транскрипций. Может быть, это как раз одно из последствий пандемии, что к органу пришла новая публика с новыми запросами. С классической органной музыкой она не очень знакома, поэтому ее пытаются привлечь тем, что на слуху.

— Это положительная тенденция или отрицательная, на ваш взгляд?

— Сложно сказать. Думаю, всё, что делается хорошо, — это хорошо. Вот только не нужно бросаться в крайности и всем тут же переключаться на какие-то обработки. У одних это хорошо получается, у других — не очень. А лучше все-таки быть в своем деле на высоте.

«Я исполнил немецкие, английские, французские произведения и, естественно, русские»

— Раньше наше органное сообщество было достаточно тесно интегрировано с западным. Российские исполнители ездили туда на концерты, а оттуда часто приезжали на концерты сюда. Сейчас это всё, естественно, прервалось. Насколько это болезненно для нас?

— Для нас это весьма драматичная тема, потому что подавляющее большинство органов находятся не у нас, а если мы говорим о каких-то исторических инструментах, знаковых, то процентов на 98 они на Западе. И мне, например, сложно сейчас представить, что будут делать мои студенты, если я не смогу их знакомить с этим инструментарием. Можно тысячу раз рассказывать, как играли во времена Баха, но пока студенты сами не поиграют на органах баховской эпохи и не пообщаются с мастерами, для которых эти инструменты родные, понять по-настоящему тему сложно. Поэтому у меня есть надежда, что каким-то образом такие вещи будут возможны. Может быть, не в том объеме, что раньше, и с какими-то условностями.

Однако я бы не стал говорить, что наши органисты теперь останутся без работы. Во-первых, у нас сейчас довольно много органов в концертных залах, даже если не учитывать инструменты в церквях (среди которых есть совершенно замечательные). Нам хватает этого и для выступлений, и для обучения нового поколения исполнителей.

Во-вторых, можно и нужно посмотреть на Восток. В том же Китае практически с нуля за последние лет 15 возникла органная культура очень хорошего уровня. Сейчас там регулярно строят замечательные современные концертные залы вместимостью несколько тысяч человек и с идеальным оборудованием. И каждый из этих залов оснащается новым большим органом. А дальше начинается такое соревнование: в следующем зале сделают орган еще на два регистра больше, в следующем — еще добавят что-то интересное.

Единственное, что Китай пока не решил проблему обслуживания органов. Профессия органных мастеров пока у них совершенно не развивается.

Заслуженный артист России Даниэль Зарецкий
Фото: Даниил Рабовский

— У нас в этом плане ситуация лучше?

— Да. Потому что у нас в каждом зале, где есть орган, обязательно есть должность органного мастера и зачастую еще его помощника. Понятно, что это тоже штучный товар и людей находят с трудом. Но всё-таки эти энтузиасты есть, и они держат инструменты в прекрасном состоянии.

В Китае у меня был такой случай. Я приезжал туда на гастроли. Прихожу в зал на репетицию, мне говорят: «Вот, трехмануальный орган, но на первом мануале что-то гудит, мы не знаем, что, и вам придется играть на втором и третьем». Ну, ладно, я включаю орган, начинаю репетировать. Ничего не гудит. Спокойно готовлюсь к концерту, который на следующий день. А уже перед самим выступлением у меня еще небольшая репетиция. Прихожу, включаю орган — и он гудит! Значит, я вынужден быстро-быстро всю свою регистровку переделывать.

Говорю им: «А нельзя, скажем, залезть в орган, посмотреть, что там не так? Я бы даже наверное сам мог, если бы заранее предупредили». Они отвечают: «Нет-нет, понимаете, это представители фирмы должны приехать, орган еще на гарантии». А когда они приедут, никто не знает, конечно.

Кстати, если вы зайдете в органный класс любой консерватории, например в Германии или Франции, то увидите немало студентов из Китая. Их посылают туда учиться за государственный счет, чтобы потом вернулись и могли не только играть, но и учить уже на родине. Очень правильная политика.

— У вас остались какие-то гастроли за рубежом?

— Буквально несколько дней назад я вернулся из Берлина. Это была моя первая гастрольная поездка с доковидных времен.

— Как публика принимала? Не чувствовалось какого-то негатива?

— Абсолютно нет. Была полная церковь народу. Это специальный фестиваль, в рамках которого состоялось четыре концерта подряд: играли коллеги из Германии, из Англии, я и местный органист. Репертуар у всех абсолютно разный. Меня попросили сделать программу под условным названием «Музыка европейских соборов». И я исполнил немецкие, английские, французские произведения и, естественно, русские. Никого это не смутило, даже вопросов не задавали.

Справка «Известий»

Справка «Известий»

Даниэль Зарецкий окончил Ленинградскую консерваторию по классам органа и фортепиано, а также аспирантуру Казанской консерватории и Музыкальной Академии им. Сибелиуса в Хельсинки (Финляндия). Лауреат Открытого Всероссийского конкурса органистов, Международного конкурса органистов в Германии. Дипломант международных конкурсов органистов в Италии и Финляндии. Концертирует с 1986 года. С 1997 по 2007 год — органист Санкт-Петербургской филармонии, с 2006-го — профессор кафедры органа, клавесина и карильона Факультета Искусств Санкт-Петербургского государственного Университета, с 2011-го — заведующий кафедрой органа и клавесина Санкт-Петербургской консерватории. Заслуженный артист России, лауреат премии «Органист года».

Прямой эфир