Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
СМИ РФ направили обращения гендиректору ЮНЕСКО о замалчивании преступлений Киева
Экономика
ЦБ 28 ноября обсудит символы для оборотной стороны банкноты в 1 тыс. рублей
Экономика
Госдума утвердила федеральный бюджет на 2025-2027 годы
Общество
Задержан еще один фигурант дела о мошенничестве с квартирой Долиной
Общество
Зульфию Кахруманову назначили заместителем председателя ЦБ РФ
Мир
В Дубае представили крупнейший в мире золотой слиток весом более 300 кг
Наука и техника
Алиханов сообщил о планах провести полеты импортозамещенного МС-21 весной
Мир
В МИД России обвинили США в нежелании остановить кровопролитие в Газе
Армия
ВС РФ боеприпасом «Ланцет» уничтожили украинскую САУ в курском приграничье
Общество
Синоптик спрогнозировал пятибалльный шторм в Москве 21 ноября
Общество
Адвокат Блиновской заявила, что бухгалтер блогера пытается уйти от ответственности
Мир
Офис Нетаньяху обвинил МУС в изоляции Израиля и «содействии терактам»
Наука и техника
Ракета «Союз-2.1а» с грузовым кораблем «Прогресс МС-29» стартовала с Байконура
Мир
В штабе Трампа пообещали проводить изменения с невиданной скоростью
Политика
Матвиенко переизбрали председателем Совета Межпарламентской ассамблеи СНГ
Общество
Суд продлил арест еще двум фигурантам дела о теракте в «Крокусе»
Происшествия
Губернатор Севастополя сообщил о сбитой ракете «Нептун» ВСУ
Общество
Химик посоветовал не хранить лекарства в ванной и на кухне
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Минпромторг разработал «Стратегию развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2035 года». Она определяет основные направления деятельности сборочных предприятий и производства автомобильных компонентов. Документ также предусматривает введение заградительных пошлин на импорт автокомплектующих. Стратегия носит больше декларативный характер, в ней слишком мало конкретики, отмечают эксперты. В каком направлении будет развиваться отечественный автопром в ближайшие годы, разбирались «Известия».

Три сценария

Подготовленная Минпромторгом стратегия (документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru) предусматривает три сценария развития автомобильного рынка в нашей стране. Базовый предполагает сохранение основных макроэкономических условий на уровне 2016–2021 годов. По итогам текущего года объем рынка составит около 800 тыс. автомобилей, включая грузовики и автобусы, с постепенным ростом к 2026 году до уровня 1,6–1,7 млн транспортных средств. В дальнейшем предполагается ежегодный рост рынка на 1%, к 2035 году его объем составит 1,9 млн автомобилей.

завод
Фото: РИА Новости/Кирилл Брага

Оптимистический сценарий повторяет базовый до 2025 года, а к 2030–2032 годам он предполагает рост автомобильного рынка до 2,8–3,0 млн машин в год. Такая перспектива возможна при росте экономики, говорится в стратегии. Согласно пессимистическому варианту, который предполагает стагнацию российского ВВП и снижение покупательского спроса, ежегодный объем автомобильного рынка оценивается в 1,3 млн машин.

Платформы не той системы

Введение санкций, уход с рынка или приостановка деятельности иностранных автопроизводителей привели к остановке большинства автосборочных предприятий и падению продаж автомобилей на 55% по итогам первого полугодия, отмечают авторы документа. Во многом это связано с отсутствием отечественных компонентов для производства автомобилей.

«Политика регулирования допуска иностранных компаний на российский рынок начиная с середины 2000-х годов была нацелена на привлечение в Российскую Федерацию иностранных автосборочных предприятий. Данный подход стимулировал создание в Российской Федерации избыточного числа конкурирующих сборочных производств, однако снизил привлекательность рынка для инвестиций производителей компонентов, субкомпонентов и материалов из-за фрагментации и низкого объема выпуска для большинства платформ», — говорится в стратегии.

автосалон
Фото: ТАСС/EPA/MAXIM SHIPENKOV

Кроме того, авторы стратегии считают избыточным количество автомобильных платформ, на которых выпускались автомобили. По состоянию на конец прошлого года, в нашей стране их насчитывалось 56 штук. При этом в Италии существует 21 платформа, в Польше — 20, в ЮАР — 17, во Франции — 15, в Турции — 14, отмечается в документе.

«Для достижения эффективности локального производства необходимо увеличение количества автомобилей, выпускаемых на одной платформе, предполагающее дальнейшее сокращение количества платформ», — говорится в тексте стратегии.

Стоп-кадры

Другая серьезная проблема, с которой сталкивается российский автопром, — отсутствие необходимого числа высококвалифицированных кадров. В разработанном Минпромторгом документе отмечается, что в России насчитывается в общей сложности около 10 тыс. автомобильных инженеров и разработчиков, или семь человек на 100 тыс. жителей. В Германии этот показатель составляет 167 человек, в Чехии — 46, а в Италии — 24.

«Наиболее критичное воздействие дефицит квалифицированных кадров оказывает на наиболее высокотехнологичные сегменты отрасли, например автоэлектронику, испытывающую потребность в инженерах и ИТ-специалистах», — отмечается в документе.

завод
Фото: ТАСС/Егор Алеев

Слабыми сторонами отечественного автопрома авторы стратегии считают также отсутствие локализации ряда критически важных компонентов и технологий, низкую локализацию компонентов второго и следующих уровней и материалов, а также «зависимость от технологий, оборудования, субкомпонентов из недружественных стран с соответствующими ограничениями в части обслуживания и замены комплектующих». Также серьезным недостатком предыдущих программ, связанных с автопромом, признают недостаточное финансирование НИОКР в автомобильной отрасли.

Что планируют производить в России

Основной задачей новой стратегии развития автопрома является удовлетворение потребностей российского рынка в локализованных не менее чем на 80% машинах и обеспечение технологического суверенитета отечественной автомобильной промышленности, говорится в документе.

В частности, до конца 2026 года приоритетным направлением стратегии является «создание продукции с уровнем локализации 90% в массовом сегменте», причем не менее половины таких автомобилей должно быть отечественных брендов. Документ предусматривает налаживание производства в России собственной компонентной базы: силовых агрегатов и систем активной и пассивной безопасности, включая производство малых дизельных двигателей, АКПП, систем ABS, ESP, подушек безопасности, печатных плат, полупроводниковых компонентов, электронных моделей и датчиков, а также тяговых батарей, ячеек к ним, катодных и анодных материалов.

запчасти
Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

Создание отечественных автокомпонентных производств должно вестись «на базе собственных и лицензированных технологий с соблюдением абсолютного приоритета для собственных технологий в случае их конкурентоспособности». Одновременно с этим для создания большей инвестиционной привлекательности отечественных предприятий по выпуску автомобильных комплектующих предусмотрено «установление высоких импортных пошлин или иных барьеров для импорта».

Хватит ли зарядок

В течение ближайших семи лет запланировано появление линейки отечественных электромобилей и производство не менее 217 тыс. таких машин в год. К 2030 году, согласно стратегии, в России должны функционировать 8,6 тыс. медленных зарядных станций, 5,7 тыс. быстрых зарядных станций и 200 водородных заправочных станций.

Примечательно, что в августе прошлого года правительством была принята концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта, которая предусматривает появление к 2030 году значительно большего числа таких заправок: 72 тыс. электрических зарядных станций (в том числе не менее 28 тыс. быстрых) и более 1 тыс. водородных заправок.

Инвестиции в разработки

Одно из ключевых направлений стратегии — НИОКР, как в разработке самих автомобилей, так и компонентной базы. На эти цели до 2035 года намечено направить 2,7 трлн рублей. Основной объем финансирования должен быть обеспечен бизнесом «при государственной поддержке за счет различных финансовых и регуляторных мер», отмечается в документе.

инженер
Фото: РИА Новости/Юрий Стрелец

По словам эксперта автомобильного рынка Владимира Беспалова, сложившаяся с середины весны ситуация с производством машин показала, насколько российская отрасль зависима от иностранных компаний. Без серьезных инвестиций в исследовательские и конструкторские разработки избежать этой зависимости не получится, уверен он.

— С учетом ситуации, которая складывается сейчас на автомобильном рынке и в отрасли в целом, внушительные инвестиции в НИОКР выглядят вполне оправданными, — подчеркнул Беспалов.

Не хватает конкретики

Опрошенные «Известиями» эксперты считают, что предложенная Минпромторгом стратегия носит больше декларативный характер. В ней не хватает конкретных целей и задач, отмечает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

— К примеру, документ предусматривает разработку и создание трансмиссий и «малых дизельных двигателей». Однако в нем нигде не упоминаются ни хотя бы ориентировочные характеристики и параметры этих узлов, ни сроки создания и, главное, не указаны ответственные за их разработку, — подчеркнул эксперт в беседе с «Известиями».

С ним согласен вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин:

— В стратегии слишком мало конкретных, реалистичных пунктов, зато много слов «надо», «нужно», «приоритетом будет». При этом совершенно непонятно, как именно будут реализовываться указанные цели и задачи.

двигатель
Фото: ТАСС/Егор Алеев

Несомненным плюсом стратегии развития автопрома Шапарин считает признание и осознание прошлых ошибок.

— Отрадно понимать, что у авторов документа хватило мужества признать фактическое отсутствие в стране отрасли производства компонентов, необходимых технологий, кадров, а также зависимость отечественной промышленности от зарубежных решений, поставщиков и технологий, — заявил он «Известиям».

Тем не менее в Минпромторге заявили, что первый иностранный производитель с автозаводом в России будет строить производственные планы в соответствии с озвученным проектом стратегии. Уровень локализации «Хавейл Мотор Рус» в ближайшие шесть лет превысит 80%, подчеркнули в пресс-службе ведомства.

Доверяй, но проверяй

Одним из потенциальных рисков для реализации задач стратегии ее авторы называют возможные вторичные санкции против иностранных компаний, сотрудничающих с российскими производителями в части локализации компонентов и технологий. Другим возможным риском они считают «введение ограничений со стороны Китая и других дружественных стран».

По мнению партнера аналитического агентства «Автостат» Игоря Моржаретто, это свидетельствует о планах ведомств, курирующих автопром, диверсифицировать сотрудничество с автопроизводителями из других стран.

завод
Фото: ТАСС/Егор Алеев

— Ни один автомобиль в мире не может быть выпущен на 100% только из отечественных комплектующих, это «натуральное хозяйство». В любом случае российским предприятиям в той или иной мере придется закупать комплектующие у иностранных производителей. Главное, что с учетом недавних событий в автопроме пришло понимание того, что, отказавшись от западной «автомобильной иглы», ни в коем случае нельзя «подсесть» на азиатскую, — заявил «Известиям» Моржаретто.

Дилерам меняют концепцию

Стратегия предполагает расширение в долгосрочной перспективе сервисов каршеринга, такси, аренды и подписки на автомобили. С учетом этой тенденции роль дилеров в товаропроводящих цепочках будет снижаться, и им придется трансформировать свой бизнес. В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) согласны, что изменения схем продажи автомобилей неизбежны, однако угрозы в этом не видят.

— Ряд автопроизводителей уже осуществляют онлайн-продажи автомобилей, при которых дилер фактически выступает в виде «окна выдачи», а затем занимается сервисным обслуживанием. Однако в настоящий момент автомобиль по-прежнему является «эмоциональной» покупкой и, судя по опросам клиентов, останется таковым и в ближайшем будущем. Дилеры, безусловно, опасаются исключения их товаропроводящей цепочки, но на данный момент эта угроза еще достаточно далека. Тем не менее многие дилеры уже проводят трансформацию своего бизнеса с учетом новых реалий, — отметили в пресс-службе РОАД.

Сами дилеры уверены, что, несмотря на развитие услуг каршеринга и сервисов мобильности, они смогут интегрироваться в новую схему.

автосалон
Фото: ТАСС/Михаил Метцель

— Если говорить в контексте продаж, сервисного обслуживания и коммуникации с клиентом в целом, то стоит отметить, что у дилеров есть преимущество — это готовая, выстроенная и отлаженная, инфраструктура и бизнес-процессы, которые востребованы клиентами. Поэтому можно прогнозировать, что развитие каршеринга и других подобных услуг в дальнейшем будет происходить не только через производителей, но и через дилерскую сеть, — заявил «Известиям» заместитель гендиректора по развитию АГ «Авилон» Олег Шамба.

В Минпромторге не смогли оперативно ответить на запрос «Известий», касающийся способов достижения результатов, указанных в стратегии.

Читайте также
Прямой эфир