Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Полиция Израиля задержала американца за вандализм в храме Иерусалима
Общество
Путин назвал невероятным, что России снова угрожают немецкие танки
Мир
СМИ заявили о сомнениях командиров ВСУ в необходимости продолжать бои за Артемовск
Экономика
Международные резервы России за неделю выросли на $3,1 млрд
Мир
Посольство Швейцарии в Анкаре закрыли для посещения из-за угрозы теракта
Мир
В ЕК предложили Украине присоединиться к платформе общих закупок газа
Общество
Медработникам РФ перечислили первые специальные социальные выплаты
Общество
Журналисту Азару грозит уголовное дело за дискредитацию ВС РФ
Экономика
Минфин указал на потерю денег для бюджета при запрете продажи вейпов
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении пусковой установки HIMARS в Краматорске
Политика
В СФ уличили США в желании совершать «разведывательные» поездки в рамках ДСНВ
Мир
Президент Сербии рассказал о последствиях отказа от антироссийских санкций
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Государство компенсирует почти половину расходов на покупку и установку газового оборудования автомобилистам, которые переведут свои машины на использование сжатого природного газа (CNG). По словам министра энергетики РФ Николая Шульгинова, данные меры позволят поддержать интерес потребителей к этому виду моторного топлива. Газификацию транспорта тормозят слишком маленькое количество заправочных станций, а также бюрократические сложности при согласовании оснащения автомобилей ГБО, отмечают эксперты. Кто может рассчитывать на субсидии от государства при переходе на газ и с какими трудностями сталкиваются владельцы таких машин, выясняли «Известия».

Метановые льготы

Правительство в два раза увеличило размер субсидий на расходы, связанные с переводом автомобилей с бензина на метан. Соответствующее постановление подписал председатель правительства РФ Михаил Мишустин.

— Новый порядок подразумевает повышение в 2022 году нормативов субсидирования в два раза — с действующих 24 до 48% общей стоимости работ. Принятое решение простимулирует перевод транспорта с бензина на метан и поддержит спрос на этот вид топлива со стороны бизнеса и граждан, — сообщила пресс-служба кабинета министров.

Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

Изменения приняты в рамках госпрограммы «Развитие энергетики», которая определяет правила предоставления субсидий гражданам, а также предприятиям малого и среднего бизнеса на переоборудование автомобилей, общественного транспорта и коммунальной техники для работы на газе, отметили в пресс-службе правительства. Она предусматривает увеличение объемов использования природного газа в качества топлива для автомобилей до 2,7 млрд кубометров к концу 2024 года.

Повышение доли субсидируемых государством расходов на переоборудование автомобиля на метан, безусловно, позволит в долгосрочной перспективе поддержать интерес граждан и предпринимателей к природному газу, отмечают в Минэнерго.

— В предыдущие годы повышающий коэффициент для граждан, а также малых и средних предпринимателей устанавливался ежегодно на каждый год конкретно исходя из текущей конъюнктуры рынка. Теперь же государством бессрочно устанавливается фиксированная двойная ставка субсидии. К примеру, для легкового автомобиля (до 1800 кг) размер государственной субсидии составит 48,6 тыс. рублей, что составляет почти половину (или около 48%) текущей средней стоимости работ по переоборудованию (около 100 тыс. рублей), — сообщил «Известиям» министр энергетики РФ Николай Шульгинов.

По его словам, природный газ постепенно завоевывает всё больше сторонников среди автолюбителей как стабильно дешевое и экологически чистое топливо. В среднем в России ежегодно переводят на метан порядка 30 тыс. единиц автомобильной техники, из них около половины — при поддержке государства.

— Это самый быстрорастущий топливный рынок: за последние три года потребление метана в виде моторного топлива выросло на 25%, достигнув отметки в 1,37 млрд кубометров по итогам 2021 года. Для удовлетворения растущего спроса на природный газ в регионах появляется всё больше метановых заправок (АГНКС), строительство большей части которых также поддерживается правительством. Только за прошлый 2021 год в различных регионах страны были построены 133 газовые заправки, — отметил глава Минэнерго в разговоре с «Известиями».

газ
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

Заправок не хватает

Опрошенные «Известиями» эксперты считают, что увеличение размера субсидий на перевод автомобиля на метан (CNG) сделает такие машины более популярными у автомобилистов и транспортных компаний. С учетом дополнительных субсидий в размере 30% от стоимости оборудования по программе «Газпрома», которые действуют в ряде регионов, перевод автомобиля на метан становится всё более привлекательным, отметил президент Национального исследовательского центра развития рынка газомоторного топлива Артем Данилов.

— Следующий шаг навстречу потребителю — возможность перевода на метан техники в возрасте до 15 лет, а это большая часть нашего автопарка, — подчеркнул он.

Развитие транспорта, использующего природный газ в качестве топлива, серьезно тормозит слаборазвитая сеть метановых заправок. По словам исполнительного директора Союза предприятий газомоторной отрасли Мырата Авды Кулиева, сейчас в России действует всего 660 АГНКС.

— Предполагается, что в скором времени откроется еще около 1,2–1,3 тыс. таких заправок, большая часть из которых уже построена и ждет разрешительной документации. Однако даже 2 тыс. АГНКС слишком мало для массового перехода на использование метана в качестве топлива, — считает он.

Для полноценного использования транспорта, работающего на CNG-топливе, в России необходимо не менее 10–12 тыс. метановых заправок, отметил эксперт.

Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

Газовая цифровизация

Развитию АГНКС мешает отсутствие информации у газовых компаний о количестве транспорта, работающего на метане и его маршрутах, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его мнению, способствовать развитию сети таких заправок позволит цифровизация транспорта, использующего природный газ.

— Например, можно предложить льготы на проезд таких машин по платным трассам, «привязав» транспондер к автомобилю на метане, одновременно попросив владельцев делиться данными о передвижении машины. Это позволит операторам АГНКС понимать, где такие заправки будут наиболее востребованными, — заявил «Известиям» Бургазлиев.

Бюрократические препоны

Еще одним фактором, тормозящим развитие газомоторного транспорта в нашей стране, являются трудности в оформлении автомобилей, переоборудованных для работы на таком топливе, отмечает Бургазлиев. Их владельцам необходимо пройти экспертизу, которая даст заключение о безопасности газового оборудования на машине, а затем внести соответствующие изменения в документы на переоборудованный автомобиль в ГИБДД. Чтобы узаконить перевод машины на газовое топливо, но при этом не тратить свое время, автомобилисты нередко обращаются за помощью к посредникам, подчеркнул он.

— В итоге складывается парадоксальная ситуация: большую часть субсидий до нынешнего увеличения автомобилист платил за то, чтобы легализовать переоборудование автомобиля. То есть фактически деньги из бюджета шли в карман посредникам, — отметил Бургазлиев. По его мнению, решить эту проблему может упрощение процедуры оформления необходимых документов на автомобили, работающие на газовом топливе.

газ
Фото: ТАСС/Александр Демьянчук

Забыли про пропан

Природный газ — дешевое и экологичное топливо, а увеличение субсидий на покупку и установку оборудования для его использования на автомобиль делают этот вид горючего еще более привлекательным, подчеркнул вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр. Однако в первую очередь эта программа рассчитана на крупные транспортные компании, считает он.

— Большинство легковых автомобилей, использующих газовое топливо, работает не на метане, а на пропане. И при переходе на газ автомобилисты выбирают именно пропан, поскольку он более распространен. При этом речи о предоставлении субсидий при переводе машины на этот вид топлива не идет, — заявил он в беседе с «Известиями».

Без машин не останемся

До недавнего времени модели, работающие на метане, в нашей стране предлагали Scania, Ivecо, MAN, Mercedes-Benz и некоторые другие компаний. В конце прошлого года Renault сертифицировала метановый Logan. С введением санкций большинство иностранных автопроизводителей, приостановили поставки машин в нашу страну или вообще ушли с российского рынка. Однако российские автопроизводители заверили в беседе с «Известиями», что без газовых моделей потребители не останутся.

Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

— Мы поддерживали и поддерживаем любые меры по популяризации автомобилей, работающих на газомоторном топливе. В линейке КамАЗа есть модели, использующие метан в качестве топлива, и они пользуются спросом у потребителей. На газовые версии приходится до 15% всех продаж. Поэтому мы не намерены сворачивать программу по их выпуску, — заявил «Известиям» руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев.

Не собираются отказываться от работы над газовыми версиями автомобилей и на «АвтоВАЗе».

— Мы намерены в сотрудничестве с нашим партнером — компанией АТС — продолжать тему разработки и производства автомобилей на компримированном природном газе. Однако на текущий момент основной задачей компании является возобновление производства основного модельного ряда Lada, — сообщил директор по связям с общественностью АО «АвтоВАЗ» Сергей Ильинский.

Читайте также
Реклама