Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп одержал победу в партийных голосованиях в трех штатах
Спорт
«Динамо» обыграло «Локомотив» в матче 19-го тура РПЛ
Мир
Польские фермеры заблокировали технику для ВСУ на границе
Мир
Саудовская Аравия продлила сокращение добычи нефти на II квартал 2024 года
Спорт
Чернышенко назвал «Игры будущего» доказательством лидерства России в спорте
Экономика
Новак сообщил о решении РФ сократить добычу нефти на 471 тыс. б/c
Общество
Синоптик заявила о следующем периоде оттепели в Москве не ранее 9 марта
Спорт
Президент РПЛ заявил о невозможности для Промеса играть в РФ в случае виновности
Происшествия
Украинский беспилотник атаковал поселок в Курской области
Экономика
Правительство выделило дополнительно 30 млн рублей на выплаты матерям-героиням
Мир
Банды напали на главную тюрьму Гаити и выпустили заключенных
Мир
Глава МИД Чехии с делегацией «застрял» в Мумбаи из-за проблем с самолетом
Мир
Bild заявила об успешном уничтожении позиций ВСУ российскими авиабомбами ФАБ-500
Общество
В Ингушетии возбудили уголовное дело о посягательстве на жизнь правоохранителей
Армия
FPV-дрон «Упырь» уничтожил танк Abrams на авдеевском направлении
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Совете Федерации увидели риск подорожания бензина и дизеля в регионах России. Причиной может стать прекращение субсидирования железнодорожных перевозок топлива в Дальневосточный федеральный округ (ДФО), заявил «Известиям» первый зампред комитета СФ по экономической политике Юрий Федоров. Бизнес утверждает, что уже в сентябре цена топлива может вырасти на 3–4%. Субсидия в 9,8 млрд рублей, которая действовала до июля, компенсировала затраты РЖД на перевозку бензина и дизеля. Таким образом, АЗС могли экономить на оплате монополисту за доставку груза. С июня ж/д тарифы выросли на 11% и, соответственно, увеличились затраты заправщиков на логистику. Несмотря на то, что в Минэнерго не ожидают роста цен, совместно с Минфином ведут работу по возобновлению субсидирования перевозок топлива, сказали «Известиям» в ведомстве.

На повышение

В 2022 году на субсидию в федеральном бюджете было заложено 9,8 млрд рублей, писали СМИ. Этими средствами оплачивались издержки РЖД по перевозке топлива в ДФО, что позволяло владельцам АЗС экономить на оплате доставки грузов. Скидка на перевозку одной тонны топлива составляла до 4 тыс. рублей. Но в июле владельцы заправок получили от РЖД уведомления, что средства субсидии закончились и льгот на перевозку больше нет (документ есть у «Известий»).

Большие расстояния и высокая стоимость доставки топлива вели к повышению цен на бензин и дизтопливо в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке относительно Центральной России — инициированная Минэнерго мера по субсидированию ж/д тарифа помогла снизить стоимость топлива в этих регионах, пояснил заместитель председателя комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков.

поезд
Фото: REUTERS/Vitaly Nevar

— Исчерпание финансирования перед осенне-зимним сезоном может привести к росту стоимости топлива. Необходимо выделить дополнительные средства на данную субсидию, особенно на фоне увеличения оптовых биржевых цен на топливо, — сказал Юрий Федоров.

По словам сенаторов, в случае отказа в выделении необходимых ресурсов на эти цели в Совфеде будут инициировать рассмотрение этого вопроса в период осенней парламентской сессии с приглашением представителей Минфина и Минэнерго.

По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), цена бензина Аи-92 с середины июля по 12 августа выросла примерно с 38 тыс. рублей до 47,5 тыс. за тонну, а Аи-95 — с 43 тыс. до 54 тыс. рублей за тонну. На 3 августа 2022 года стоимость летнего дизельного топлива достигла исторического рекорда — 57,46 тыс. рублей за тонну. По состоянию на 12 августа она оставалась в районе 57 тыс. рублей за тонну. Но в рознице на АЗС же существенного изменения тарифов за этот период не наблюдалось.

По словам коммерческого директора сети АЗС Benzo Анны Моисеенко, рост цен на бирже связан с традиционным увеличением спроса в августе и повышенной туристической активностью.

Камчатка
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов

Цены и ресурсы

С июня ж/д тарифы на грузоперевозки выросли на 11%, так что сейчас у заправщиков затрат на логистику стало больше, чем до введения льгот, сказал «Известиям» глава Приморского топливного союза (входит в Российский топливный союз) Владимир Чирсков. Если субсидии на перевозки не вернут, это поспособствует росту цен на АЗС, согласен он.

Уже в начале сентября подорожание топлива может составить 3–4%, сказал «Известям» зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев. Владелец заправки ранее мог экономить более миллиона рублей в месяц благодаря субсидии, теперь эти суммы бизнесу придется компенсировать повышением цен, заключил он.

Особенно подвержены этому субъекты ДФО, которые географически дальше всех от НПЗ в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске, отметил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. К таким относятся Чукотский автономный округ, Камчатский край, Магаданская область и Республика Саха (Якутия). Помимо этих областей уязвима и Сахалинская область, которая находится хоть и недалеко от Хабаровского НПЗ, но не имеет сухопутной границы с ДФО.

нпз

Хабаровский нефтеперерабатывающий завод

Фото: РИА Новости/Евгений Переверзев

На Дальнем Востоке исторически не хватает собственных мощностей по нефтепереработке, из-за чего около половины топлива в регион ввозится из других субъектов, отметил аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. В результате из-за дополнительных затрат на логистику цены в ДФО хронически были выше, чем, например, в центральных регионах страны, а субсидии как раз и были направлены на сглаживание этой разницы.

— В случае прекращения субсидирования ж/д перевозок топлива в ДФО его подорожание на 3–4% выглядит реалистичным, так как даже без этого фактора на АЗС начинают давить оптовые цены, которые восстановились после снижения весной, — сказал эксперт.

Но в Минэнерго считают, что объективных причин для роста розничных цен на топливо в ДФО нет.

— На данный момент АЗС сформировали валовую оптово-розничную маржу, которая в несколько раз выше уровня аналогичного периода 2021 года. При этом внутренний рынок обеспечен топливом в полном объеме, — сказали «Известиям» в ведомстве.

Там добавили, что, несмотря на это, совместно с Минфином ведется работа, направленная на возобновление субсидирования перевозок в дальнейшем. В Минфине на запрос «Известий» не ответили, в РЖД от комментариев отказались.

азс
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

В конце июля замглавы Минфина Алексей Сазанов говорил, что выплаты субсидий для перевозки топлива могут осуществляться из резервного фонда правительства, но пока решения нет.

С учетом роста биржевых цен и прекращения субсидирования перевозок топлива АЗС уже находятся близко к нижней границе рентабельности, но пока не меняют ценники в рознице, отметила Анна Моисеенко. Ситуация в сентябре может поменяться, но наличие субсидии могло бы обеспечить стабильность цен на топливном рынке, добавила она.

Отсутствие субсидий для ж/д перевозок топлива отразится в первую очередь на ценах в ДФО, так как поставки туда увеличатся в стоимости, отметил Владимир Чернов. Но в целом на топливный рынок заметного влияния не окажет, так как увеличивается именно стоимость перевозки, а не самого топлива.

Прямой эфир