Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд арестовал второго фигуранта по делу о подрыве автомобиля экс-сотрудника СБУ
Происшествия
Военный корреспондент «Известий» Семен Еремин погиб в зоне СВО
Мир
Нидерланды выделят еще более €200 млн на ПВО и боеприпасы для Украины
Происшествия
Обвиняемых в нападении на мужчину в Москве подростков арестовали
Мир
Четыре армянских села перешли под контроль Азербайджана
Мир
МИД пригрозил Сеулу ответом на попытки отменить русскую культуру
Происшествия
В Воронежской и Курской областях объявили опасность атаки беспилотников
Мир
В Белом доме заявили о готовности возобновить поставки оружия Украине
Мир
В США начали шутить над конгрессвумен Грин за попытки заблокировать помощь Киеву
Общество
Семен Еремин погиб в зоне СВО при подготовке репортажа
Общество
Открытие ММКФ началось с минуты молчания в память о жертвах теракта в «Крокусе»
Мир
Байден назвал нынешнюю Республиканскую партию «котом другой породы»
Общество
Массив воды придет из Курганской области в Тюменскую в течение нескольких дней
Общество
В Петербурге перенесли запуск фонтанов на 27 апреля из-за снегопада
Мир
Владелец соцсети Х Илон Маск выступил против запрета TikTok в США
Происшествия
Силы ПВО сбили три беспилотника над Белгородской областью
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Россияне увеличили траты на аренду электросамокатов, зафиксировали банки. Например, расходы клиентов Почта Банка по этой статье в июне выросли втрое по сравнению прошлым годом, держателей карт МКБ — на 27%. Чаще всего самокаты берут в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Казани. Горожане предпочитают использовать их не для развлекательных поездок, а для коротких маршрутов до метро или до магазина, средняя дистанция в этом году составляет 1,5–2,5 км. При этом активно растущий рынок всё еще остается в «серой зоне» с точки зрения законодательного регулирования. Соответствующие поправки в ПДД всё еще проходят процедуры согласования, отметили в Минтрансе. Региональным властям приходится регулировать безопасность электросамокатов на дорогах самостоятельно: в Москве для этого используют специальные «медленные зоны», а в Санкт-Петербурге и Казани заключают соглашения с сервисами проката.

Поездки короче

В июне этого года владельцы карт Почта Банка втрое чаще оплачивали аренду электросамокатов и потратили на услугу в три раза больше средств, чем за аналогичный период прошлого года, сообщили «Известиям» в финансовом учреждении. Расходы клиентов банка по этой статье составили 2 млн рублей против 643 тыс. год назад. Рост трат на аренду электросамокатов в июне этого года зафиксировали и в Московском кредитном банке (МКБ). Правда, не такой значительный: по сравнению с июнем 2021 года он составил 27%.

Среди регионов, где чаще всего брали в аренду электросамокаты, — Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань и Ессентуки.

самокат
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Парк прокатных электросамокатов в этом году значительно вырос. Например, в Москве и Санкт-Петербурге прибавилось по 10 тыс. устройств — и общее число увеличилось до 35 тыс. и 25 тыс. соответственно. В Казани в этом сезоне арендных электросамокатов стало больше на 950 штук, сообщили в пресс-службе мэрии города.

Увеличение парка подтверждает и бизнес. Сервис проката «Юрент» увеличил в этом сезоне парк на 30% — до 80 тыс. самокатов. Флот сервиса Whoosh увеличился с 40 тыс. устройств в 2021 году до 85 тыс. в этом.

По данным банков, средний чек за поездку на электросамокате составляет от 165 до 361 рубля. За последний год показатель уменьшился более чем на 30%, сказал представитель Whoosh.

— Это связано с тем, что поездки стали короче, а также выросла доля поездок по подписке. Для нас это означает, что горожане не катаются для развлечения, а едут по своим делам, экономят время на дорогу, — пояснили «Известиям» в пресс-службе компании.

Аренда электросамокатов сейчас воспринимается не как развлечение, а как способ быстро доехать до нужной точки, подтвердила «Известиям» москвичка Елизавета Симонова.

самокат
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— Я иногда беру самокат, если мне нужно быстро добраться до метро или доехать до магазина, который находится в 1–2 км от дома. Обычно еду не больше 10 минут, — рассказала девушка.

Жители городов пересаживаются на электросамокаты для решения рутинных задач: поехать по делам, до работы или домой — к такому выводу пришли в сервисах после анализа карт микромобильности, которые создают на основе данных, полученных с каждого самоката.

— В первом полугодии 2022-го по сравнению с тем же периодом 2021-го средняя продолжительность поездки сократилась: сейчас она составляет около 15–20 минут. Доля поездок, в которых самокат используется как транспортное средство, выросла с 65–70% в 2021 году до 77–80% в 2022-м. Доля же прогулочных поездок снизилась, — рассказали в пресс-службе Whoosh.

По данным «Юрент» средняя продолжительность поездки снизилась до 15–20 минут, средняя дистанция в этом году составляет 1,5–2,5 км.

Рост без правил

Рынок арендных электросамокатов продолжает расти, отмечают представители бизнеса.

самокат
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— В июле в нашем сервисе уже было больше поездок, чем за весь сезон 2021 года. Если в прошлом году мы оценивали совокупно рынок кикшеринга в 10 млн, из которых около 7 млн были новыми пользователями, в этом году все они уже активно используют самокаты для повседневных поездок. Кроме того, в этом сезоне порядка 8 млн новых пользователей совершат свою первую поездку на самокате, то есть совокупная аудитория кикшеринга практически удвоится, — прогнозируют в «Юрент».

Растущему рынку не хватает регулирования — об этом говорят и в отрасли, и во власти.

Мы ожидаем рост спроса в будущем сезоне, поэтому с нетерпением ждем принятия поправок к ПДД: это поможет снизить аварийность с участием электросамокатов и развить культуру этичного вождения. С ростом спроса должна развиваться и культура управления самокатов в городской среде, — подчеркнули в пресс-службе Whoosh.

В комитете по транспорту Санкт-Петербурга также призвали законодательно опередить статус электросамокатов на дорогах.

— Его нужно приравнять либо к скутеру или мопеду, либо к велосипеду. Если самокат приравняют к скутеру, значит, его водитель будет обязан иметь документ, разрешающий вождение, а также защитный шлем. В дальнейшем необходимо, чтобы при регистрации аккаунта в кикшеринговой компании пользователь вводил не только данные номера мобильного телефона и банковской карты, но и данные водительского удостоверения или паспорта, как, например, это происходит при регистрации аккаунта в каршеринговых компаниях, — пояснили в департаменте.

самокат
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Таким образом можно исключить аренду самокатов несовершеннолетними, считают там. А если это произойдет, то привлекать к ответственности тех, по чьим документам они смогли зарегистрировать аккаунт.

Проект поправок ПДД, регламентирующий использование электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности, Минтранс анонсировал еще в 2021 году. Однако пока он так и не принят из-за действующего моратория на точечные изменения ПДД.

Проект поправок проходит установленные процедуры согласования. В ходе работы над документом поступило значительное количество замечаний и предложений, большинство из которых учтены в тексте поправок, — заявили «Известиям» в пресс-службе Минтранса.

При этом по итогам шести месяцев 2022 года только в Москве было зарегистрировано 79 ДТП с электросамокатами. В таких авариях пострадали 82 человека, погибших нет. По данным МВД, в России количество ДТП со средствами индивидуальной мобильности (СИМ) — электросамокатами, моноколесами, сегвеями — за год выросло на 35% и достигло 158 случаев. В результате аварий в 2022 году один человек погиб и 164 получили травмы, ранее писали «Известия».

кашеринг самокатов в России

Пока что региональные власти пытаются самостоятельно урегулировать использование электросамокатов на улицах. Например, в столице оборудованы специальные медленные зоны. Это участки на самых оживленных улицах и в парках, где самокаты могут ехать не быстрее 5–15 км/ч. Всего в Москве более 130 таких зон.

В Санкт-Петербурге с июня прошлого года действует соглашение между властями города и ключевыми кикшеринговыми компаниями. Оно содержит рекомендации по эксплуатации электросамокатов, которые касаются скоростных, возрастных и территориальных ограничений, правил использования и технического оснащения.

По пути соглашения о взаимодействии между городом и ключевыми игроками рынка пошли и в Казани. Там документ подписали в апреле этого года. Он предусматривает, что в мобильном приложении на программном уровне должна быть ограничена скорость движения электросамокатов на определенных участках.

Прямой эфир