Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
СМИ РФ направили обращения гендиректору ЮНЕСКО о замалчивании преступлений Киева
Армия
ВСУ за сутки потеряли более 150 военных на курском направлении
Экономика
Госдума утвердила федеральный бюджет на 2025-2027 годы
Мир
Ковальчук заявил об обязанности Запада платить РФ за поглощающие углекислый газ леса
Авто
В России произошло 315 ДТП за минувшие сутки
Армия
Российские войска освободили населенный пункт Дальнее в ДНР
Происшествия
В Чебоксарах подросток ходил с ножом по школе и угрожал окружающим
Наука и техника
Алиханов сообщил о планах провести полеты импортозамещенного МС-21 весной
Мир
В США заявили о неспособности ракет ATACMS обеспечить Киеву победу
Мир
Молдавские правоохранители начали обыски в доме замглавы Гагаузии
Политика
Путин по телефону обсудил с премьером Ирака ситуацию на Ближнем Востоке
Общество
Синоптик спрогнозировал пятибалльный шторм в Москве 21 ноября
Общество
В ГД приняли обращение к правительству по вопросу незаконной миграции
Авто
Самозанятых таксистов могут освободить от медосмотров
Авто
Автомобили Exlantix получат систему управления со смартфона
Мир
Глава ЕК фон дер Ляйен спасла жизнь человеку на борту самолета
Происшествия
В Горловке в результате обстрела ВСУ пострадали 12 жителей, включая главу района
Армия
Военные РФ уничтожили понтонную переправу ВСУ через реку Северный Донец
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Россия рассматривает возможность полного запрета на ввоз и вывоз любых товаров через Прибалтику в Россию. С таким заявлением выступил губернатор Калининградской области Антон Алиханов. Это мера может серьезно ударить по экономике Литвы, в середине июня ограничившей транзит российской продукции из санкционного списка ЕС в Калининградскую область и из нее. Вильнюс по-прежнему отказывается идти на уступки. При этом западные СМИ сообщают, что Брюссель в ближайшее время, несмотря на недовольство литовских властей, разрешит России транзит. Подробности — в материале «Известий».

Жесткие меры

«Тот вариант, который я озвучивал одним из последних, — полный запрет на ввоз и вывоз любых товаров через Прибалтику. Таким образом, мы запрещаем движение грузов в сторону Прибалтики через территорию России, за исключением Калининграда», — прокомментировал губернатор области Антон Алиханов один из возможных шагов Москвы в ответ на ограничения по транзиту в Калининградскую область. При этом еще некоторое время назад политик говорил, что есть шанс «на положительное разрешение ситуации с транзитом».

Губернатор подчеркнул, что это крайняя мера, поскольку для литовской экономики чрезвычайно важна работа портов и последствия российского решения «будут иметь более серьезный эффект». «Например, транзитные грузы, которые следовали из Азии через Российскую Федерацию в порты прибалтийские, или, наоборот, какие-то другие международные грузы, которые прибывали в порты Прибалтики и потом двигались либо в Россию, либо через нашу страну в другие государства транзитом», — пояснил Алиханов.

Алиханов отметил, что «Москва может сделать так, что половины экономики Литвы не будет». «Если не хочешь разбираться со старшим братом — не трогай малыша», — заявил губернатор.

железная дорога
Фото: ТАСС/Лев Федосеев

Впрочем, по словам политика, в регионе изучают возможность введения и других ответных мер. «Вариантов достаточно много», — добавил он.

Ранее он сообщал, что вопрос с транзитом можно решить еще двумя способами. Согласно первому, с помощью Министерства иностранных дел России можно добиться исключений в санкционном пакете для Калининградской области. Второй вариант предполагает перевод транспортного потока на море. Алиханов отметил, что на это потребуются дополнительные средства из регионального и федерального бюджетов.

Алиханов также заявил, что в будущем при согласии Вильнюса можно построить выделенные железную и автомобильную дороги с основной территории России в Калининград — без возможности свернуть в Литву. По мнению губернатора, о создании подобного коридора нужно договариваться с Брюсселем.

ЕС в шоке

С начала апреля Евросоюз перестал пропускать грузовой автотранспорт, зарегистрированный в России, но для транзита товаров в Калининградскую область тогда сделали исключение. Однако с 18 июня Вильнюс решил запретить перевозку в этот российский регион алкоголя, древесины, икры, металла, стройматериалов, удобрений, цемента и других товаров, составляющих в общей сложности около половины всего транзита в область.

порт
Фото: REUTERS/Vitaly Nevar

В России заявили, что Литва «действует агрессивно», выйдя «за пределы недружественных линий». В МИДе подчеркнули, что, если ограничения не отменят, Москва оставляет за собой право на защиту национальных интересов.

Брюссель выходка Литвы возмутила. В Евросоюзе отметили, что требуют от Вильнюса лишь проверять грузы на предмет попыток обхода санкций. Полностью запрещать транзит товаров, предназначенных для внутреннего российского рынка, в ЕС не собирались. Глава МИД Германии Анналена Бербок призвала к разрешению спора, посчитав Еврокомиссию ответственной за это. Дипломат отметила, что рестрикции, введенные против Москвы, касаются импорта и экспорта в РФ. Таким образом, снятие запрета на транзит не означает ослабления мер.

Многие немцы в комментариях под публикацией газеты Die Welt о запрете транзита в Калининградскую область раскритиковали неправомерные действия Вильнюса. «С таким неразумным отношением к делу разумную политику проводить невозможно», «Блокада Калининграда со стороны Литвы глупа, незаконна и опасна. Ее нужно немедленно прекратить, желательно при этом еще и извиниться», «Литва сама разжигает конфликт. Если все же дойдет до военного противостояния, НАТО не должна в это вмешиваться», — писали интернет-пользователи.

грузы
Фото: ТАСС/Виталий Невар

Der Spiegel сообщил, что уже 10 июля Еврокомиссия может разрешить России использовать свою территорию для транзита всех товаров в Калининград, поскольку считает, что запрет способен привести лишь к эскалации конфликта. В Вильнюсе позицию Брюсселя посчитали «поражением». Президент Литвы Гитанас Науседа не раз сообщал, что «ни на какие уступки России» в вопросе транзита его страна не пойдет.

«Литва сама окажется в блокаде»

Если для внесения поправок в санкционный пакет потребуется согласие всех стран, которые его принимали, то у литовцев есть шанс сорвать соответствующее решение Брюсселя, сообщил в беседе с «Известиями» глава аналитического бюро проекта СОНАР-2050 Иван Лизан.

Вильнюс будет стараться продолжать эту политику, поскольку он сейчас ориентируется не на Брюссель, а на Вашингтон. Линия литовской государственной политики нацелена на максимальное обострение отношений с Россией, потому что благодаря этому она может надеяться на получение большего объема поддержки и внимания со стороны США. В этой истории Литва ведет свою игру, — пояснил эксперт.

По его словам, в то же время у Еврокомиссии достаточно инструментов для давления на литовские власти.

рижский порт
Фото: ТАСС/Александр Рюмин

— Например, Польша осталась без €35 млрд, которые ей должны были выделить. Литву и другую страну ЕС могут также лишить денежных средств. Тема Калининграда болезненна для России, и ЕС это осознал, раз начал давить на Вильнюс. В этом случае есть шанс, что Литва со своим эмбарго пойдет на попятную. Но только до следующего обострения. Потом Вильнюс так или иначе вернется к этой теме. Даже если Литва не захочет идти на уступки, России есть чем давить — полностью разорвать все экономические отношения с балтийскими республиками. Через Калининград из Польши в Литву идут транзитные грузы. Если Калининград откажется их пропускать, то тогда и Литва очень сильно пострадает. Она сама окажется в блокаде — по крайней мере, со стороны Евросоюза, — считает политолог.

Схожей позиции придерживается и старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Дмитрий Офицеров-Бельский.

— Процесс изменения грузопотоков в балтийском регионе идет давно. Сейчас, правда, в ускоренном режиме. Когда-то Рижский порт жил исключительно на грузах, которые шли транзитом в Россию и из России, то же с Клайпедой — там шли грузы из России и Белоруссии. Но РФ довольно давно и успешно занимается портовой инфраструктурой в Усть-Луге для замены транзита через балтийские страны. Так что нельзя сказать, что Россия очень нуждается в грузопотоках через Прибалтику. В целом балтийские страны достаточно давно идут по пути деиндустриализации, а теперь уничтожают и транспортную инфраструктуру, которая могла бы быть сильным экономическим элементом, причем не только с точки зрения получения доходов, — полагает специалист.

Политолог в разговоре с «Известиями» отметил, что если у страны есть прекрасный транспортный хаб, которым она успешно пользуется, то всегда в экономике возникает «мультипликационный эффект» — хаб начинает обрастать дополнительной инфраструктурой, потом производством.

рижский порт
Фото: ТАСС/Александр Рюмин

— У балтийских стран были превосходные возможности, они могли воспользоваться примером Сингапура. Но в Прибалтике никто, видимо, не думает о национальных интересах. С 1990-х годов эти страны импортировали элиты из Соединенных Штатов и расстались со своим суверенитетом. Это не первый раз, когда балтийские страны сами себе наносят ущерб. В балтийских государствах традиционно высочайший уровень суицидов, причем, как обнаруживается, еще и в политической плоскости. Сейчас они так же медленно и уверенно совершают экономический суицид, — пояснил эксперт.

Читайте также
Прямой эфир