Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Наука
Россия вывела на орбиту иранский спутник «Хайям»
Мир
В Кремле прокомментировали призыв Зеленского изолировать россиян
Мир
МИД обвинил Литву в искусственном обострении темы транзита в Калининград
Мир
В Киеве допустили приезд Зеленского на G20 при условии присутствия Путина
Экономика
В Польше предупредили о наступающем дефиците молока
Общество
За полгода в РФ пресекли 61 преступление террористической направленности
Общество
Лайнер МС-21-310 с российскими двигателями совершил сотый полет
Мир
ВС РФ уничтожили более 300 снарядов для HIMARS в районе Умани
Мир
Медведев назвал «нацистской хренью» слова Каллас о посещении ЕС россиянами
Экономика
«Укртранснафта» остановила прокачку нефти из РФ по «Дружбе» в сторону Венгрии
Мир
CNN вырезал из интервью с музыкантом Pink Floyd слова о Зеленском
Общество
Минобрнауки рекомендовало вузам провести дополнительный прием до 16 сентября
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Электросамокаты могут признать источником повышенной опасности, снабдить номерными знаками, ввести возрастные ограничения и особую категорию прав на управление ими. Все эти предложения разрабатываются в Совете по правам человека (СПЧ) при президенте России, вскоре их направят в правительство, сообщил «Известиям» член СПЧ Кирилл Кабанов. Поддержать инициативу на законодательном уровне готовы в Госдуме. Обсуждение проблемы активизировалось на фоне резонансных происшествий, в которых минимум два человека погибли и несколько получили серьезные травмы. Эксперты отмечают, что скорому принятию поправок может помешать действующий мораторий на точечные изменения ПДД.

Пешеходы в зоне риска

Мужчина, управлявший электросамокатом, погиб 14 июня на улице Маршала Катукова в Москве, сообщил источник РЕН ТВ в правоохранительных органах. Ранее, 5 июня, после столкновения с этим популярным транспортным средством скончалась 83-летняя москвичка. А 11 июня всё по той же причине с территории ВДНХ с сотрясением, переломом лобной кости и ключицы госпитализировали пятилетнюю девочку. Похожие происшествия случаются и в других городах.

На фоне участившихся инцидентов Совет по правам человека при президенте России (СПЧ) намерен предложить изменения в правила дорожного движения и направить их в правительство, сообщил «Известиям» член СПЧ Кирилл Кабанов. 27 июня этот вопрос обсудит постоянная комиссия СПЧ по гражданскому участию в развитии правоохранительной системы.

Кирилл Кабанов напомнил, что в прошлом году в ряде регионов ввели ограничения для электросамокатов, в частности по скорости передвижения. Однако нельзя сказать, что это серьезно повлияло на ситуацию.

самокат
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

— Система контроля отсутствует, система дорожных знаков отсутствует, статус участника дорожного движения не определен. Скорость якобы ограничена, но по факту все продолжат нестись — мы это видим по последним происшествиям, в которых страдают и дети, и пожилые люди. Не соблюдают правила дорожного движения. ГИБДД не может это контролировать, ведь на каждом перекрестке не поставишь сотрудника, а по камерам нарушителей тоже отследить сложно, — пояснил член СПЧ.

На федеральном уровне статус средств индивидуальной мобильности (к ним помимо электросамокатов относятся электровелосипеды, гироскутеры, моноколеса, сегвеи и т.п.) четко не определен. Есть прецедентное решение Верховного суда РФ по одному из происшествий, из которого следует, что электросамокаты с мощностью двигателя больше 250 Ватт необходимо относить к мопедам со всеми вытекающими последствиями — необходимостью передвигаться по проезжей части, иметь права категории М и т.д. Однако в правилах дорожного движения подобные нормы не закреплены.

Застраховать и зафиксировать

В СПЧ предлагают зафиксировать в ПДД понятие об электрическом транспортном средстве и определить правила его использования.

— Почему, например, у нас велосипеды должны двигаться по выделенным полосам, а электросамокат, который тяжелее и быстрее, чем велосипед, может двигаться по пешеходному пространству? Нужно выделить им отдельную зону, — отметил Кирилл Кабанов.

Он добавил, что в СПЧ также считают необходимым ввести для электрических самокатов, велосипедов, сегвеев и других подобных транспортных средств обязательное страхование ответственности, а на служебные и арендуемые транспортные средства установить номерные знаки. Также важно признать их источником повышенной опасности, чтобы владельцы при причинении кому-либо вреда несли за это должную ответственность.

ДПС
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Необходимо, считает член СПЧ, разрешать управлять электросамокатами и похожим транспортом только с 18 лет. Можно подумать и о получении для этого прав особой категории, добавил он.

— Мы будем настаивать на принятии соответствующих поправок в закон. Если нужно, будем выходить на президента с этой позицией. Потому что правительство нас, к сожалению, до сих пор не слышит. В прошлом году мы уже выступали с подобной инициативой, нас не услышали ни на уровне дептранса Москвы, ни на уровне Минтранса России, — заявил Кирилл Кабанов.

Со стороны законодателей к этой работе готова подключиться депутат Госдумы Яна Лантратова. Она согласна, что прежде всего надо обозначить статус электросамокатов в ПДД.

— Также необходимо прописать режимы их эксплуатации, определить возможности, правила и скорость передвижения. Сейчас это никак не регулируется и зачастую приводит к печальным и даже трагическим последствиям. Одно дело — детский самокат, где ребенок ногой отталкивается, чтобы набрать скорость, и совсем другое — механически управляемое средство передвижения. Имеет ли оно право передвигаться по тротуару или должно ехать по проезжей части? А может быть, следует создать для него специальную полосу? Все эти вопросы надо уточнить документально, чтобы и ездоки, и пешеходы понимали, у кого какие права на дороге, — уверена она.

Парламентарий сообщила «Известиям», что намерена проработать эти вопросы с СПЧ, а затем выйти на конкретные законодательные инициативы.

Ограничить, но не запрещать

На данный момент уже существует два варианта поправок в ПДД, регламентирующих использование электросамокатов и прочих средств индивидуальной мобильности, отметил член Общественной палаты (ОП) Александр Холодов. Один из них был подготовлен в Минтрансе, а второй — в самой ОП РФ. Оба были анонсированы в 2021 году, но ни один из них так и не был реализован.

Поправки, подготовленные Минтрансом, предполагают ограничение скорости в 25 км/ч, обязательную маркировку всех средств передвижения, разрешают движение по правой стороне проезжей части при наличии тормозов, звуковых сигналов, светоотражателей и фонарей. Масса транспортного средства при движении в пешеходной зоне не должна превышать 35 кг.

По словам Александра Холодова, Минтранс в своем варианте частично учел предложения Общественной палаты.

— Однако сейчас действует мораторий на внесение поправок в правила дорожного движения, их можно только полностью переиздать. Поэтому пока и варианты, подготовленные Минтрансом, и варианты Общественной палаты находятся в стадии черновиков, — пояснил он. — Тем не менее вполне возможно, Минтранс всё же найдет способ обойти этот мораторий и внести поправки.

самокат
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

«Известия» направили запрос в Минтранс с просьбой разъяснить процедуру, по которой будут вноситься правки в ПДД. На момент публикации материала ответ не поступил.

Прийти к единому знаменателю в регулировании использования электросамокатов мешает то, что это относительно новое транспортное средство, считает председатель координационного совета Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев.

— Даже в мировой практике до конца не определились, с чем и как нужно работать. Наиболее успешный опыт — это Юго-Восточная Азия. Когда появились электросамокаты, они их сразу приравняли к транспортным средствам повышенной опасности. Там их следует ставить на обязательный учет. В нашей стране каждое подобное средство передвижения может быть чипировано. Важно идентифицировать, кто управляет самокатом, и с точки зрения нарушения правил дорожного движения, и с точки зрения уже случившегося ДТП, — рассказал он.

Также, по мнению автоэксперта, важно определить правила движения электросамокатов, чтобы все, кто ими пользуется, четко знали свои права и обязанности. Возможно, стоит использовать опыт Германии, где введено обязательное тестирование на право управления такими устройствами, добавил Сергей Канаев.

А вот ограничение возраста для использования электросамокатов, по его мнению, может привести к обратному эффекту.

— Это как с планшетами, с телефонами: если запрещать их ребенку, он всё равно будет пользоваться, но когда никто не видит. Лучше пусть всё же делают это под контролем взрослых, — подчеркнул Сергей Канаев.

Ограничить, считает он, можно мощность электросамокатов, которыми пользуются несовершеннолетние.

Читайте также
Реклама