Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США сообщили об ударе хуситов по украинскому судну в Аденском заливе
Недвижимость
В Москве доля продаваемых квартир в пятиэтажках достигла минимального показателя
Происшествия
Четыре человека пострадали при атаке дрона ВСУ на село в Белгородской области
Мир
Байден пообещал Зеленскому «некоторое количество» систем Partiot
Мир
ВКС России нанесли четыре удара по базам боевиков в Сирии
Армия
Силы ПВО РФ уничтожили беспилотник над Белгородской областью
Культура
«Слово пацана» признан лучшим онлайн-сериалом на Премии АПКиТ
Происшествия
В Татарстане учебный самолет получил повреждения после посадки на днище
Мир
Порошенко заявил о наступающей энергетической катастрофе на Украине
Наука и техника
Глава «Росатома» указал на важность проекта NICA
Мир
Байден исключил отправку войск США на Украину в рамках подписанного соглашения
Мир
Уехавшим за рубеж украинцам напомнили про дедлайн постановки на воинский учет
Мир
В G7 подтвердили выделение Киеву $50 млрд за счет замороженных активов РФ
Экономика
Банк России временно отменил утренние торги на Мосбирже
Общество
Минцифры окажет поддержку семьям попавшим под удар в Горловке журналистов НТВ
Мир
Депутат бундестага заявил об эгоизме США в отношении Европы
Наука и техника
Глава «Росатома» рассказал о желании многих стран сотрудничать с РФ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Москве хотят запустить сеть платных парковок для частных электросамокатов и велосипедов. Такой проект столичной мэрии представила «Национальная технологическая инициатива» (НТИ). Транспортные средства, которые сейчас занимают место в прихожих, подъездах и на балконах, можно будет за умеренную плату парковать на охраняемых уличных стоянках, утверждают его разработчики. Более того, НТИ поддерживает систему, которая в перспективе позволит москвичам обмениваться друг с другом микромобильными транспортными средствами. Желающих воспользоваться сервисом, особенно в зимнее время, будет немного — оставлять электротранспорт на засыпанных снегом парковках проблематично, считают эксперты.

На своих двоих

Представители АНО «Платформа «Национальная технологическая инициатива» (НТИ) попросили правительство Москвы рассмотреть проект по тестированию и внедрению «умных» парковок для электровелосипедов и самокатов. Это следует из письма, направленного «Платформой НТИ» в московскую мэрию (с ним ознакомились «Известия»). Речь идет не только о парковках, но и о целой экосистеме для пользователей микромобильного транспорта, говорится в обращении. Граждане смогут парковать двухколесные девайсы на любой из городских стоек, оборудованных электронными замками (при попытке угона владелец велосипеда получит уведомление в специальном приложении), там же их можно будет и заряжать, говорится в описании платформы. Через приложение можно будет вызвать мастера к сломавшемуся самокату или застраховать его, отмечено в документе.

самокат
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

Еще на базе таких парковок самозанятые граждане, ИП и юрлица смогут организовать собственные шеринговые сервисы, не выстраивая без необходимости новую инфраструктуру: арендовать велосипеды и самокаты пользователи смогут через единое приложение, говорится в презентации системы. Доступ к ней обойдется в 350–450 рублей в месяц.

проект придомовых парковок для электротранспорта

Разработчик системы CTpark — компания «Ситипарк», которая уже привлекла под свой проект около 15 млн рублей, в том числе грант Фонда содействия инновациям, отмечает НТИ в письме московским чиновникам. Специальная платформа для парковочной системы уже разработана, существуют и прототипы «умных» замков, которые будут устанавливаться на парковках. В Москве планируется разместить около 60 тыс. парковочных стоек после того, как проект найдет инвестора, сообщили «Известиям» в НТИ.

Не потребуется ничего перекапывать и заново строить, так как CTpark использует существующую инфраструктуру. Стандартные городские парковочные дуги можно превратить в «умные» парковки, навесив наши замки, — пояснил представитель «Ситипарка». — Велопарковочная инфраструктура представляет из себя идеальную платформу для развития шеринга: пользователи и прокатные компании смогут размещать свои транспортные средства в замках и сдавать их в аренду.

По словам основателя «Ситипарка» Андрея Золотницкого, впервые система была апробирована в Зеленограде в 2019 году — в городе установлено несколько парковок с умными замками.

парковка велосипеды
Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов

— Замки вызвали у зеленоградских велосипедистов неподдельный интерес — люди подходили, расспрашивали о системе, предлагали свою помощь. При этом стала ясна и необходимость дальнейшего совершенствования оборудования, рассказал Андрей Золотницкий. — Работы были начаты, проработаны многие решения по улучшению технологичности и вандалостойкости устройств, подготовлены новые рабочие образцы, но затем развитие проекта затормозила эпидемия COVID-19. Доработанную версию системы и, в частности, замков, компания сейчас и намерена представить московской мэрии.

«Известия» направили запрос в правительство Москвы.

Раскрутить педали

Участники рынка и аналитики уже рассказывали «Известиям» о взрывном росте спроса в РФ на микромобильные транспортные средства. За первые девять месяцев 2021 года в России оптом и в розницу только электросамокатов было продано около 355 тыс. штук (против 130 тыс. в январе–сентябре 2020-го), посчитали в Mobile Research Group. Таким образом, рынок этих транспортных средств вырос в 2,7 раза, отметил ведущий аналитик компании Эльдар Муртазин. Розничные продажи самокатов в прошлом году составили 240–250 тыс. штук, остальные были куплены кикшеринговыми сервисами.

самокат город москва
Фото: ТАСС/Владимир Гердо

Этот проект может заинтересовать московские власти, считает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Более того, горожане, у которых нет свободной жилплощади для хранения такого транспорта, с высокой вероятностью им будут пользоваться. Однако высока также и вероятность того, что без дополнительной поддержки государства и защиты инфраструктуры, паркуемого имущества и ответственности граждан в случае намеренной порчи сервис окажется малопопулярным, оговорился эксперт.

Такой сервис выглядит очень привлекательным, но только в теплое время года, считает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. В холода, когда парковки засыпаны снегом, возможно заметное снижение его популярности, полагает он.

Другие эксперты относятся к проекту более скептично. Желающих пользоваться такими парковками будет немного, считает Эльдар Муртазин. Что мешает пристегнуть велосипед или самокат цепью или тросиком к ближайшему столбу или перилам у подъезда — ведь это совершенно бесплатно, недоумевает он.

— В России стремительно, даже излишне быстро, растут сервисы вело- и кикшеринга, и если они до сих пор не ввели на своей физической и цифровой инфраструктуре услугу платной парковки для частных велосипедов и самокатов, то, думаю, она не очень-то и востребована, — рассуждает главный аналитик ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Андрей Ионин. — Данный проект выглядит скорее как попытка бесплатно или на крайне льготных условиях заполучить участки московской земли под парковки микромобильного транспорта в самых престижных и людных местах.

Кикшеринговые компании прекрасно решают задачу с размещением парковок, никакой финансовой поддержки или льгот со стороны городских властей им не нужно, считает Андрей Ионин. По словам эксперта, «Ситипарк» также ничего не говорит об ответственности за оставленные на его объектах личные транспортные средства, а раз так, то и потребительская ценность проекта сомнительна.

Прямой эфир