Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Пятьдесят пьес, пятьдесят режиссеров, пятьдесят показов-эскизов, пятьдесят питчингов-защит. На выходе — выигравшие в этой гонке десять полноценных спектаклей. Проект «Артхаб», стартовавший в МХТ имени Чехова, призван помочь театру в формировании актуального репертуара современной драматургии. Представлять материал будут режиссеры и актеры, а экспертному жюри предстоит голосовать и выбирать лучшие работы. «Известия» побывали на первом мероприятии «Артхаба» и оценили эффективность нового формата.

Судьба лимона

Что такое «Артхаб» в исполнении МХТ имени Чехова, для начала рассказал и показал худрук Константин Хабенский в Telegram-канале театра. На видео он предстал с лотком, где среди куриных яиц лежал лимон, который символизировал спектакль-победитель. По мнению худрука, сладким путь к успеху не будет. Работа предстоит долгая и кропотливая.

— Проект рассчитан на два сезона, — объяснил Хабенский. — Мы будем представлять вам новые идеи блоками по пять будущих спектаклей, по пять презентаций, по пять эскизов спектаклей. Потом идет защита режиссера, так называемый питчинг: ваши вопросы и его ответы. Затем вы голосуете за понравившийся вам спектакль. Через два месяца из пяти показов только один превратится в настоящую премьеру в МХТ им. Чехова.

Свои соображения Народный артист России развил на презентации в портретном фойе Художественного театра. Целью проекта Хабенский назвал поиск новой драматургии и новых режиссеров, а выбранный для этого формат представил как попытку «заманить зрителя». Билет на проект стоит 300 рублей. Можно купить абонемент на десять показов и таким образом принять участие сразу в двух блоках. Ключевое слово проекта, по определению худрука, — «свои». На вопрос, кого таковым считать, он ответил, что «свои — это те, кто находится в поиске и в этом поиске убедителен». Но важно, чтобы режиссеры еще не имели счастья работать в МХТ.

Константин Хабенский

Константин Хабенский — художественный руководитель Московского художественного театра имени А.П. Чехова

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

— В наши сети будут заходить люди, пожившие на других подмостках, — подытожил Константин Хабенский.

Кураторы — режиссер Марина Брусникина и театровед Павел Руднев — рассказали, что уже собран второй блок проекта. Как и в первом, режиссерам предложено выбрать пьесу из тех, что были представлены на фестивале современной драматургии «Любимовка». А вот третий блок, по мысли кураторов, будет конкурсным: режиссеры смогут сами предлагать пьесы, главное, чтобы они были не старше двух лет. Кроме того, этот блок будет тематическим — участникам предложат поработать с драматургией для детей и подростков. В следующих блоках не исключен поворот в сторону фантастики, моно- или профдрам, например пьес про ученых или художников.

Мы не ищем гениев, мы пытаемся слышать время, — сформулировала задачу кураторов Марина Брусникина.

Замри и почувствуй

Открыл программу «Артхаба» эскиз к пьесе «Остановка» драматурга из Воронежа Германа Грекова. Из длинной многонаселенной мокьюментари-драмы с элементами детектива режиссер Надя Кубайлат сделала своего рода тизер — информация о продукте есть, но сам он полностью не демонстрируется.

На сцену вышли двое и остановились: она стоит не двигаясь, он лежит у ее ног и тоже не двигается. Всё это длится минут пять, а потом начинается разговор, вернее, монолог героини с односложными репликами героя. Повествование шаг за шагом разгоняется и ближе к финалу выливается в неудержимый словесный поток.

Речь идет о супружеской измене. Выясняется, что он и она — благополучная семья: у мужа хорошая работа, есть загородный дом, подрастает ребенок, в выходные ездят на пикники с друзьями. С одним из них, Марком, героиня как-то раз неожиданно оказалась лицом к лицу и «что-то такое почувствовала». Муж о ее адюльтере не знал, но теперь знает. Всё благодаря трамвайной остановке, куда он однажды пришел. Да так там и остался. Зачем он это сделал, жена не ведает. Предполагает, что от обиды на нее и Марка, поэтому и кается.

Эскиз к пьесе «Остановка»

Эскиз к пьесе «Остановка»

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Во время питчинга Надя Кубайлат пояснила, что ее интересует, как воздействует бездействующий человек и что происходит, когда ничего не происходит. На это актер Артем Соколов, сыгравший мужа, заметил, что такой расклад и есть классическая современная драматургия. Вероника Васант (жена) в свою очередь напомнила, что пока мужчина молчит, женщина может сочинить всю жизнь.

Остановка как эмоциональный и социальный феномен фигурировала и в обсуждении. «Это смерть, — сочла Надя Кубайлат. — Смерть приглашает: посиди со мной». Павел Руднев, выступивший модератором показа, связал остановку с потерей статуса: «Человек нужен, пока он зарабатывает деньги. В мегаполисе ему невозможно остановиться». Эксперты, телеведущие Борис Берман и Ильдар Жандарев, сыграли в доброго и злого следователя. Жандарев в целом похвалил замысел и воплощение, зато Берман счел стартовый флешмоб с замиранием невыносимым и поинтересовался, сколько еще подобных «находок» планируется в спектакле.

Тайна одиночества

Что касается зрителей, то они в большинстве своем сочувственно приняли показанное и сказанное, найдя в эскизе и пародию на «Иллюзии» Ивана Вырыпаева, и тайну одиночества, и провокацию воображения. Каждый из зрителей получил программку с QR-кодом, открывающим электронную анкету. Предлагается определить, актуальна ли тема данного спектакля в наше время (варианты ответа — «да», «нет», «затрудняюсь ответить»), по десятибалльной шкале оценить драматургию и режиссерское решение, а также ответить на вопрос: «Хотели бы вы видеть спектакль в репертуаре?» (варианты ответа те же).

По мнению обозревателя «Известий», доктора искусствоведения Светланы Наборщиковой, «Артхаб» хорош прежде всего тем, что в сфере репертуара появляется свободная, достаточно прозрачная конкуренция и среди драматургов, и среди режиссеров.

Что важно, те и другие будут иметь право на ошибку в театре, который по своему статусу обречен быть беспроигрышным, — отметила она. — Пятьдесят показов, если они все состоятся, — отличная питательная среда для незакомплексованного творчества. Думаю, сама процедура защиты по мере накопления опыта будет переходить от концептуальных высот к постановочной конкретике. Практика кинопитчингов показывает, что, чем определеннее претендент в своих высказываниях, чем точнее называет референсы и скрупулезнее описывает детали, тем больше у него шансов вырулить на производство. В случае с МХТ продавать, мне кажется, нужно не эскиз (каким бы ярким не была составная часть, это еще не гарантия успеха целого), а спектакль. Рассказывать, каким он мыслится во всех компонентах, задействуя в этом представлении всю постановочную команду.

Набор, отбор и выбор

А вот как оценивают почин МХТ по обновлению репертуара и собственные опыты в этом направлении театральные деятели.

Евгений Марчелли, художественный руководитель Театра Моссовета:

Я приветствую задумку Константина Хабенского. Это здорово. Как дойдет до дела, будет понятно, имело это смысл или нет. Если эти поиски окажутся не вполне удачными — ну что делать. Это был свой путь. Но мы чаще исходим из режиссеров, которых приглашаем. Они, как правило, предлагают интересные пьесы. И дальше мы сговариваемся: как это расходится на нашу труппу, какое количество артистов занимает, каких незанятых актеров можно занять, как вписывается в систему театра. И когда я свои варианты пьес продумываю, тоже ориентируюсь в первую очередь на возможности труппы и на то, что интересно, о чем хочется сегодня говорить, рассказывать.

Ольга Новикова, заведующая отделом драматургии СТД РФ:

То, что предлагает Константин Хабенский, СТД делает 35 лет. Наша «Авторская сцена» помимо конкурса, на который приходит до 400 пьес за год, включает еще и апробацию пьесы. Последние 13 лет мы это делаем на сценах российских театров. Нас принимали Ярославль, Владимир, Саратов, Челябинск, Улан-Удэ, Советск, Смоленск, Рязань. Мы привозим шесть пьес победителей в региональный театр. Также с нами едут режиссеры, если в городе нет своих. И артисты труппы в течение недели работают над экспресс-показом. Шесть пьес, шесть режиссеров, шесть спектаклей. Наша главная задача, чтобы какая-то из пьес, а может, и несколько попали в репертуар.

Артхаб
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Зрители принимают участие в показах, остаются обсуждать увиденное, но решение остается за профессионалами. Ведь мы привозим с собой еще и критиков. И обсуждаем не показ, а текст.

Иосиф Райхельгауз, художественный руководитель театра «Школа современной пьесы»:

— Константин Хабенский — талантливейший человек. Но руководить театром, особенно МХТ, особенно после Табакова, после Женовача, очень непросто. Тем более что работа по привлечению зрителя, прокату, продвижению, поиску драматургии — огромная. У нашего театра более 20 лет существует конкурс «Действующие лица». На него в год приходит от 300 до 500 пьес. Есть большая группа экспертов, в том числе и студенты ГИТИСа. Отбирается несколько десятков названий в лонг-лист, а затем жюри делает отбор в шорт-лист. Потом начинается следующий конкурс — «Класс молодой режиссуры». Участники, в основном дипломники театральных вузов, отбирают пьесы для своих постановок. А зрители принимают решение, купить билеты или нет.

«Артхаб» в МХТ имени Чехова продолжится эскизом Артема Быстрова по пьесе «Туареги» Светланы Петрийчук (31 мая). Кроме того, в программе первого блока работы Петра Шерешевского («Друг мой» Константина Стешика), Талгата Баталова («Распад» Олжаса Жанайдарова), Юрия Квятковского («Расскажи мне про Гренландию» Сергея Азеева и Лены Петуховой). Кстати, Квятковский мог бы многое рассказать про «Остановку»: сейчас он ставит эту пьесу в новосибирском театре «Старый дом».

Прямой эфир