Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин отметил недопустимость беспредела в изъятии детей из семей
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин призвал поблагодарить жителей Донбасса за терпение и героизм
Мир
Папа римский призвал к переговорам для завершения конфликтов на Украине и в Газе
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Наука и техника
Пилотируемый корабль «Шэньчжоу-18» стартовал к китайской орбитальной станции
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Общество
Следователи запросили арест экс-зампреда правительства Подмосковья Стригунковой
Мир
Посольство РФ в Италии осудило сравнение бойцов ВСУ с итальянскими партизанами
Мир
Стало известно о возможной продаже TikTok в США компаниям вне сферы технологий
Общество
ФСБ пресекла деятельность занимавшейся хищениями бюджетных средств банды
Мир
Маск назвал оторванными от реальности заявления Белого дома об Украине
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Политика
Захарова назвала ничтожными призывы Европарламента не признавать выборы в РФ
Мир
Генсек НАТО Столтенберг совершил полет на немецком истребителе Eurofighter
Политика
МИД РФ предупредил об ответе Западу на военную активность в Арктике
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Индейцы в Канаде потребовали извинений от королевы Великобритании Елизаветы II за работу школ-интернатов для детей коренных жителей страны. По разным данным, в них погибло не менее 3,2 тыс. детей. Многие подвергались физическому, психологическому и сексуальному насилию. Выжившие ученики, пережившие жестокое обращение, настаивают на компенсациях. Почему этот вопрос возник сейчас и что происходило в учебных заведениях — в материале «Известий».

К приезду Чарльза

«Нам нужно, чтобы удовлетворялись основные человеческие потребности в наших сообществах, это является следствием колонизации. Это связано с ассимиляцией, и некоторые финансовые компенсации очень полезны, так как помогают нам двигаться вперед», — заявила глава Национального совета метисов Канады Кэссиди Кэрон.

По ее словам, королева Елизавета II как лидер англиканской церкви и глава страны должна извиниться за деятельность школ-интернатов и скандальные инциденты, связанные с работой этих учебных заведений. Так, из-за жесткого обращения и отсутствия ухода в этих резидентских школах погибло не менее 3,2 тыс. детей индейцев.

Коренной народ Канады, около 1920 года

Коренной народ Канады, около 1920 года

Фото: Getty Images/Transcendental Graphics

При этом эксперты отмечают, что точное число жертв в этот период установить сложно — оно может быть больше 6 тыс. детей. После 1917 года статистику смертности в этих учебных заведениях не вели. Требование учеников, переживших жестокое обращение, Кэрон собирается передать принцу Чарльзу, который планирует посетить Канаду 17–19 мая.

В апреле папа римский Франциск попросил прощения у Бога и коренных канадских народов за происходившее в школах-интернатах для детей коренного населения, которые находились под контролем католической церкви.

Интеграция в канадское общество

В мае прошлого года в Канаде на территории трех бывших школ-интернатов, действовавших под контролем католической церкви, обнаружили свыше тысячи безымянных могил детей в возрасте от трех лет. Эти новости шокировали канадцев, которые потребовали от властей провести раскопки на территории всех бывших учебных заведений для коренных народов, появившихся в 1890-е.

Туда принудительно забирали детей индейцев для интеграции их в канадское общество. В конце 60-х годов ХХ века они перешли под контроль федерального правительства, где большинство из них просуществовали до 1969 года и в течение девяти лет массово закрывались. Последние учебные заведения для коренных народов закрылись в 1996 году.

Через такие интернаты в целом в Канаде прошло более 150 тыс. детей. Премьер-министр Джастин Трюдо назвал это «болезненным напоминанием о темной и постыдной странице» в истории страны. По его словам, детей забирали из семей, а возвращали сломленными или же и вовсе не возвращали без объяснения причин.

Тяжелые условия

Одной из главных причин смертности в этих школах-интернатах называют болезни. Говорили о большой скученности детей в спальных помещениях, плохой санитарной обстановке и вентиляции — особенно зимой, когда приходилось вставлять вторые рамы. Это создавало идеальные условия для распространения инфекций. В частности, для туберкулеза или «испанки».

Руководство школ не принимало серьезных мер для сохранения здоровья учащихся, а общество не особо интересовало происходящее за стенами этих учебных заведений. Канадцы во многом перенимали опыт системы образования индейцев в США. Власти считали, что «находясь в цивилизованных условиях», дети получат образование и будут готовы к жизни в стране. Помимо этого, считалось, что это хорошая инвестиция в будущее государства — индейцы в итоге будут пополнять бюджет, а не только получать средства из него.

Цветы, обувь и игрушки на ступенях бывшей школы-интерната для детей коренных народов

Цветы, обувь и игрушки на ступенях бывшей школы-интерната для детей коренных народов — в память о 215 детях, чьи останки были обнаружены в братской могиле. Онтарио, Канада

Фото: Getty Images/Seyit Aydogan/Anadolu Agency

Некоторые школы находились под патронатом католической церкви, некоторые — англиканской и пресвитерианской церквей. Детей разлучали с родителями на долгий срок, преподавание велось на английском или французском языках, на родном языке говорить категорически запрещалось. Нарушение правила жестоко каралось: детей пороли, драли за уши, мыли им рот с мылом.

Традиционные для индейцев верования тоже были под запретом. При этом уровень образования в таких школах оказался довольно низким. В основном жизнь учащихся сводилась к молитвам, физическому труду, шитью, стирке, занятию ремеслами или выращиванию сельскохозяйственных культур. Свободное время учащихся тоже тщательно контролировалось, им разрешалось заниматься только чем-то «правильным»: участвовать в духовом оркестре, играть в современные спортивные игры, среди которых крикет, футбол, бейсбол.

Канадские власти недостаточно финансировали эти школы. Так, например, если в интернатах для белых канадцев на каждого ребенка ежегодно выделялось от $270 до $630, то на детей индейцев — по $180 в год. Постепенно власти стали отказываться от идеи обучать детей индейцев в этих школах-интернатах, однако против категорически выступила католическая церковь, боровшаяся за сохранение каждого учебного заведения.

Ситуация изменилась в 1969 году, когда трансформировалась общая государственная политика по отношению к коренным народам, а государство и церковь прекратили сотрудничество в сфере образования. Школы-интернаты стали стремительно закрывать. Впоследствии выяснилось, что на протяжении их работы дети недоедали, были плохо одеты, подвергались физическому, психологическому, эмоциональному и сексуальному насилию со стороны персонала. Порой дети решались на побег. В случае если их ловили, то жестоко наказывали. Так, в школе-интернате Сент-Энн для наказаний использовали самодельный электрический стул.

Специальная государственная комиссия собрала тысячи показаний выживших и пришла к выводу, что система школ-интернатов представляла собой «культурный геноцид» коренных народов Канады.

Компенсации и кризис монархии

В 2006–2007 годах вступило в силу Соглашение об урегулировании претензий бывших учащихся школ-интернатов для индейцев. Каждый из бывших учеников — свыше 86 тыс. человек — получил право на компенсацию за время пребывания в учебном заведении. За первый год пребывания в школе полагалось по 10 тыс. канадских долларов (около 487 тыс. рублей), еще по 3 тыс. (около 146 тыс. рублей) за каждый последующий.

За пережитое сексуальное, физическое или психологическое насилие выплаты могли достигать до 275 тыс. канадских долларов (порядка 13,3 млн рублей).

Сложившаяся ситуация связана с тем, что продолжается борьба с наиболее одиозными проявлениями британской монархии, отмечает в беседе с «Известиями» доктор политических наук, профессор СПбГУ Наталья Еремина.

Это уже не первый случай, были подобные заявления от коренных народов Австралии, правда, они требовали признать ошибки не от королевы Елизаветы II, то есть они обвиняли в том числе и британскую монархию, но не переходили на личности. Сейчас же происходит борьба с колониальными проявлениями. Должно было пройти длительное время для того, чтобы начать обсуждать эти вопросы. С точки зрения коренного населения, пришло время заявить о своих правах. Это важный импульс и в отношении уважения к британской монархии, проверка института монархии на прочность: может ли глава британской монархии быть главой англиканской церкви — это очень дискуссионный вопрос, номинальным главой государства со всеми полномочиями и при этом представлять Содружество наций. Вопрос стоит очень серьезно, это делается в преддверии смены власти. Так что речь идет о необходимости коренных народов обеспечить себе особые возможности, добиться компенсации и признания нарушения прав, возможно, получения каких-то квот. Помимо прочего, это еще и политический импульс внутри страны, — считает эксперт.

С ней согласна политолог Армине Манукян.

В опросе Ipsos 66% канадцев заявили, что королева и королевская семья не должны играть какую-либо официальную роль в канадском обществе, поскольку они «просто знаменитости». Многие в стране считают, что монархия становится всё менее актуальной, поэтому они выступают за отказ от нее, — пояснила она в разговоре с «Известиями».

Схожую точку зрения разделяет и директор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов.

Отношения подданных с королевой стабильны и устойчивы на протяжении долгого времени. Пока Елизавета II является символом монархии, к ней относятся с особым уважением. Кризис монархии может наступить после ее ухода, — полагает специалист.

Прямой эфир