Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лукашенко поддержал инициативу Китая по урегулированию кризиса на Украине
Мир
Захарова раскритиковала председателя Генассамблеи ООН за высказывания об СВО
Мир
Финляндия намерена ужесточить правила въезда в страну с 1 сентября
Мир
На Украине сообщили о повреждении газовой инфраструктуры в Полтавской области
Политика
В Кремле ситуацию в Палестине назвали одной из крупнейших гуманитарных катастроф
Мир
Путин рассказал об отношениях России и Турции
Общество
Пожар в ангаре в центре Москвы потушен
Мир
СМИ сообщили о признании Байденом провала на президентских дебатах с Трампом
Мир
В МО Израиля сообщили о близости к соглашению с ХАМАС по сектору Газа
Мир
Депутатов блока «Победа» не пустили на заседание парламента Молдавии
Мир
Песков назвал недальновидным решением отказ Запада от мирного плана РФ
Общество
В Крыму рассказали о запущенных на Севастополь ложных ракетах ВСУ
Мир
На Украине за два года осудили более 1 тыс. бойцов ВСУ за хранение наркотиков
Общество
Певец Сергей Мазаев госпитализирован перед концертом в Светлогорске
Общество
В Дагестане суд арестовал на два месяца трех задержанных за подготовку теракта
Общество
YouTube заблокировал канал исполнителя SHAMAN
Мир
СМИ сообщили о пригодности реки Сены для соревнований на ОИ-2024 в Париже
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Раньше, чтобы фильм пропустили, надо было юмор как-то закамуфлировать, говорит актриса Ольга Лапшина. Сегодня в кино можно практически всё, но юмору это не на пользу, считает она. Несмотря на это, Ольга Георгиевна ждет новую роль в комедии, снимается в боевиках и триллерах и номинируется на «Нику». А параллельно занимается фирменным фольклором и нематериальным наследием. О том, как всё успевать, Ольга Лапшина рассказала в интервью «Известиям» накануне выхода в прокат двух картин, где она сыграла главные роли.

«Смех и грех»

— Вас можно поздравить с такой результативностью. В прокат одновременно вышли два фильма с вашим участием — триллер «Казнь» Ладо Кватании и боевик «Оторви и выбрось» Кирилла Соколова. Чем вас заинтересовал сценарий последнего?

Успела ли я прочесть весь сценарий, сейчас не помню. Но к этому моменту я уже посмотрела фильм Кирилла Соколова «Папа, сдохни» и он мне так понравился, что я не то что согласилась — я молила Бога, чтобы подфартило и меня взяли.

Были сложные пробы, Кирилл Соколов меня долго мучил, не был уверен, смогу я или нет. А я пыталась максимально быть самой собой. Но тут мне пришло на ум и так совпало, что мы играли спектакль «Пленные духи» в Центре Высоцкого, и я пригласила Кирилла. Он был настолько под впечатлением, что сразу меня утвердил.

— Любите черные комедии?

— Черные комедии — мой любимый жанр. Когда ты смеешься, а потом вдруг: «Ой, это же так страшно. Чего же я смеюсь?!» Смех и грех. Но смешно, и ты ничего не можешь с собой поделать.

— В фильме очень красиво снята природа. Видимо, режиссер задумал на контрасте сыграть: внешняя красота, а рядом жестокие отношения между людьми?

— Там несколько психологических тем: человек и его семья, мать и дочь, мать и сын. В фильме подняты важные вопросы и предложены неожиданные решения.

У моей героини отец был надзирателем в тюрьме, муж, она сама надзиратель, сын ее тоже стал надзирателем. Они, не задумываясь, выбирают эту профессию, потому что так повелось в их семье. И только когда сын признается матери, что он дал своей беременной девушке в глаз, у нее вдруг закрадывается сомнение: может быть, он мог бы заниматься чем-то другим? Может, необязательно быть надзирателем в колонии и он еще изменит свою жизнь? Когда моя героиня говорит об этом сыну, тот недоумевает: «Да ты что, всё нормально. А что такое? Что случилось? Всё ж в порядке».

Кадр из фильма «Оторви и выбрось»

Кадр из фильма «Оторви и выбрось»

Фото: Кинокомпания «САГа»

— Ваша героиня там тоже не сидит барыней, может и в челюсть дать, и по почкам.

— Конечно! Она привыкла это делать, это ее работа. Кстати, за эту роль меня номинировали на «Нику». И это моя работа (улыбается).

— И каково вам в роли надзирательницы?

— А я люблю удивлять. Самое лучшее, что актер может быть разным. В жизни я могу быть одной, а на экране — играть героинь с совершенно противоположными характерами. Это же здорово!

— Но не много ли жестокости на экране?

— Несмотря на хлещущую кровь, фильм добрый, с гуманистическим, жизнеутверждающим концом.

Это же человек выбирает, что ему смотреть, что не смотреть. Я телевизор, наверное, уже лет пятнадцать не смотрю. Отвыкла. Дети умеют подключать YouTube на большой экран. Когда есть время, смотрю шедевры, которые когда-то пропустила. Закрываю белые пятна. Или выбираю платформы. Там смотрю новое кино, сериалы. В некоторых я снималась. Из недавнего — «Везет», «Обоюдное согласие».

Кадр из фильма «Оторви и выбрось»

Кадр из фильма «Оторви и выбрось»

Фото: Кинокомпания «САГа»

— Зритель не возьмется за нож, посмотрев жестокое кино?

— Мне кажется, он не пойдет убивать, а наоборот, должен ужаснуться. У меня сейчас есть предложение сняться в кино, где главный герой наркоман. Он делает «закладки». Я раньше не знала, что у этого слова может быть двойной смысл. Оказывается, «закладки» — это спрятанные наркотики. Прочитав сценарий, поняла, что фильм про ужас, который входит в жизнь человека вместе с зависимостью от запрещенных препаратов. И вместе с этим всё остальное летит в тартарары — и родной сын, и вся семья. Такое кино — точно не призыв к наркомании.

«Комедиографов — раз, два и обчелся»

— А в фильме «Казнь» кто ваша героиня?

— Мать жертвы маньяка, которая вершит самосуд. Подробнее говорить не буду, лучше посмотреть. Сама еще не видела. Очень хочется сходить в кинотеатр, потому что на площадке я была под впечатлением от вдумчивой и подробной работы режиссера Ладо Кватания и талантливого кастинга. Мое открытие — Нико Тавадзе. А Женя Ткачук — вообще давнишний любимый партнер.

Я параллельно снималась в двух фильмах — в «Казни» и сериале «Коса» Игоря Волошина, где я тоже играла мать жертвы. Моих героинь даже звали одинаково — Инна, что меня насторожило немного.

— А в «чистой» комедии не хочется сняться?

— Очень бы хотелось. Вот мои любимые комедиографы —– Кирилл Соколов, Виктор Шамиров, Борис Хлебников. Мне с ними смешно. Но вот если, например, взять комедии Гайдая — такого уже никто не делает, чтобы кино можно было смотреть с любого момента и всегда досматривать до конца.

— То есть комедий много, а режиссеров комедийных мало?

— Мало, раз-два и обчелся.

Кадр из фильма «Казнь»

Кадр из фильма «Казнь»

Фото: Hype Film

— А всё, над чем смеются сейчас, вам не смешно?

— Мне не смешно, да. Не буду называть даже фильмы или какие-то программы, но это не мое.

— Отчего такая деформация произошла?

— Может быть, какое-то вырождение, недоразвитость, вседозволенность. Раньше, чтобы фильм пропустили, надо было юмор как-то закамуфлировать. Такой слалом проделать для шутки. Это стимулировало юмор, делало его интереснее. А сейчас всё можно, но юмору это не на пользу.

«Народная музыка всю мою жизнь переменила»

— Ваш супруг Сергей Старостин — известный музыкант-фольклорист. У него армия поклонников. Иногда и вы с ним в концертах участвуете. Как вы формируете программу выступлений? Как пришла идея смешать джаз с фолком?

— Это Сережа смешивает джаз с фолком! Его всемирно известный проект Moscow Art Trio начался со знакомства с Мишей Альпериным и Аркадием Шилклопером.

Миша Альперин был величайшим музыкантом, пианистом! Он ушел от нас четыре года назад… Джазмены говорят: «Все мы из шинели Миши Альперина», как из «Шинели» Гоголя. Он — великий. 11 мая в Еврейском культурном центре Сергей Старостин, Аркадий Шилклопер и Владимир Волков дадут концерт его памяти. Надеюсь, я буду на этом вечере.

— Мне рассказывали, что Сергей ездил в экспедиции, был собирателем фольклора.

— Мы с ним так и познакомились.

Ольга Лапшина и Сергей Старостин

Ольга Лапшина и Сергей Старостин на церемонии закрытия VI Сахалинского международного кинофестиваля «Край света» в Южно-Сахалинске, 2016 год

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

— Получается, вас свела народная музыка?

— Да. Народная музыка вообще всю мою жизнь переменила, и его — тоже. Сергей был студентом Московской консерватории, учился на кларнете, играл и пел классические произведения. А с 1982 года он начал ходить в фольклорные экспедиции, собирать народную музыку. Я примкнула к ним в 1986 году. Думаю, я была бы другим человеком.

— …если бы его не встретили?

— Если бы не встретила Сережу, не стала бы ходить в эти экспедиции, не увлеклась бы фольклором. До этого я пела авторскую песню, романсы, что-то на гитаре бренькала. А после 1986 года я запела фольковые песни. И лучше этого для меня, пожалуй, никакого звукоизвлечения нет.

Хотя очень люблю эстраду 1960–1970-х, это песни моего детства и молодости. Но для меня это домашние радости для застольного пения. А наша дочь Маша составила программу из песен этого периода и талантливо с ней концертирует.

— Где вы встретились с Сергеем?

— В Московской консерватории. Меня к нему подвел Виталик Мошев, актер «Театра на досках», в котором я тогда работала. Он параллельно учился в консерватории. Когда выдавалась свободная минутка, то мы с ним пели фольклор.

Однажды он предложил мне пойти с компанией консерваторских студентов в экспедицию на весь август. Они ходили на байдарках в труднодоступные места Тверской, тогда Калининской области. А я с двенадцати лет ходила в семейные байдарочные походы.

Ольга Лапшина и Сергей Старостин во время морской прогулки по Охотскому морю

Ольга Лапшина и Сергей Старостин во время морской прогулки по Охотскому морю, 2016 год

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

— Сложно было в экспедиции?

— В экспедиции было классно. Мы жили в палатках, готовили на костре и ходили в близлежащие деревни с кассетными магнитофонами на «сеансы» — записывали песни и наигрыши. Бесценный опыт общения с народными исполнителями, подключения к своему культурному коду.

Мне было очень интересно с этими талантливыми ребятами, которые еще и пели так, что ничего другого после этого слушать и любить не могла. С того момента я переключилась на народную песню.

А собранные материалы расшифровывались, и из них составлялись картотеки, что-то вошло в консерваторские учебники. Я чувствовала себя сопричастной делу сохранения этих текстов, этой традиции и всего того, что называется корневой культурой.

— А материалы из экспедиции пригодились вам самим?

— Конечно. Мы до сих пор поем эти песни. А наша экспедиционная компания через много лет, разъехавшаяся по городам и странам, обросшая семьями, собралась вновь. Ансамбль назвали «Виртуальной деревней», и успешно выступали с ним на многих международных фестивалях в Америке, Франции, Голландии, Польше, на Украине и в России. Но главное, общались, дружили, пели, напивались как чистой водой этими богатейшими по тексту и звучанию песнями.

Весь этот опыт пригодился мне и в актерской профессии, окрасил и наполнил роли. Зачастую мои зрители не подозревают, что я коренная москвичка, считают простой деревенской бабой. Для меня это только похвала.

— Вы можете говорить как те бабушки, на местном диалекте?

— Да. Когда я готовлюсь к роли, мне нужен какой-то диалект, говорок, я обращаюсь к моему главному консультанту. Сережа много поездил по Руси-матушке. У него большая фонотека. К нему часто и режиссеры обращаются, если надо показать какой-то музыкальный срез эпохи.

Ольга Лапшина и Сергей Старостин в поселке Горячий Пляж Южно-Курильского района Сахалинской области

Ольга Лапшина и Сергей Старостин в поселке Горячий Пляж Южно-Курильского района Сахалинской области, 2016 год

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

— Получается, он сделал инвестицию в историю российской культуры?

— Безусловно. Я считаю, что это была инвестиция, в том числе и в русский театр, и в русское кино, опосредованно и через меня. Сергей Старостин создает фонд нематериального наследия. Мне тоже это очень близко и дорого. И в этом мы с ним смотрим в одну сторону, что меня очень радует.

Справка «Известий»

Ольга Лапшина в 1993 году окончила ГИТИС (мастерская Галины Волчек и Игоря Кваши). Участвовала в Международном фестивале женщин-клоунесс, во Франции выпустила диск фолк-музыки Яaduyssia. Работала в театрах Москвы.

В 2003-м удостоена премии «Чайка» за спектакль «Пленные духи». Лауреат фестивалей «Новая драма», «Созвездие», «Текстура».

Сыграла около сотни ролей в кино: «Изгнание», «Дети Арбата», «Палач», «Елена», «Раскол», «Жить», «Хождение по мукам», «Левиафан» и др.

Прямой эфир