Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Правительство России в очередной раз расширило перечень регионов, которые в пилотном режиме будут привлекать бизнес к оказанию социальных услуг гражданам. Теперь в списке 34 региона. Закон о социальном заказе, в рамках которого в эту сферу могут привлекать предпринимателей, выплачивая субсидии, был принят в 2020 году. Предполагается, что это поможет повысить качество услуг в социальной сфере за счет более активной конкуренции. Потенциально социальный заказ также может стать источником устойчивого дохода для малого и среднего бизнеса. Однако для этого регионы должны быть готовы пускать бизнес в эту сферу и работать по рыночным условиям. Пока это происходит не во всех субъектах, говорят эксперты. Подробнее — в материале «Известий».

Эксперименты с соцзаказом

Правительство в очередной раз расширило список регионов, которые в экспериментальном режиме смогут привлекать бизнес к оказанию услуг гражданам в социальной сфере.

Напомним, эксперимент в отдельных регионах проводится около двух лет. Для участников эксперимента предусмотрена господдержка.

— Субсидии могут получать организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются социальным обслуживанием населения, предоставляют санаторно-курортное лечение, услуги в сфере туризма для детей, оказывают паллиативную помощь, помогают в трудоустройстве, — уточнили в кабмине.

Федеральный закон «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», в рамках которого проводится эксперимент, был принят в 2020 году.

помощь
Фото: ТАСС/Стоян Васев

Его главной целью, как подчеркивают в правительстве, было повышение качества услуг в социальной сфере.

Последний раз список регионов-участников пополнялся в 2021-м — по итогу в нем числилось 30 субъектов Российской Федерации, самым результативным из которых два года подряд оказывался Ханты-Мансийский автономный округ.

Теперь в пилотном режиме привлекать бизнес к оказанию социальных услуг будут еще четыре региона: Саратовская область, Камчатский, Приморский и Хабаровский края.

Перечисленные регионы сами «проявили желание подключиться к эксперименту», пояснили в правительстве России.

ребенок
Фото: ТАСС/Артем Геодакян

Соответствующее постановление, подписанное премьер-министром Михаилом Мишустиным, было опубликовано на сайте правительства 31 марта.

Мотивировать до стандарта

Такой механизм может повысить качество работы организаций социальной направленности за счет роста конкуренции, а также обеспечить развитие такого рода услуг в тех сферах, где до этого частные поставщики услуг почти не присутствовали, полагают опрошенные изданием эксперты.

Наибольший эффект внедрение социального заказа окажет на сектор социального обслуживания и ухода за гражданами с дефицитами самообслуживания, то есть тех, кто нуждается в дополнительном поддержке в повседневной жизни, полагает заведующий лабораторией развития пенсионной системы НИУ ВШЭ Евгений Якушев.

— В отличие от образования и медицины, где давно и успешно работают негосударственные организации, соцобслуживание преимущественно реализуется бюджетными организациями, финансируемыми через госзаказ, — отмечает он. — Ключевая идея Минфина — выдавать гражданам цифровые сертификаты, чтобы они могли выбрать поставщика соцуслуг, а точнее — соцработника или сиделку, которые будут более дружелюбными и будут мотивированы оказывать услуги в соответствии со стандартами.

Этот механизм позволит постепенно уйти от системы «закрепления» граждан за организациями и создаст условия для конкуренции, которая должна повысить качество предоставляемых услуг, полагает собеседник издания.

пенсионерка
Фото: РИА Новости/Александр Гальперин

Развитие нового механизма, с одной стороны, может изменить принципы работы бюджетных организаций, которым придется выйти из зоны комфорта на фоне конкуренции с частными предприятиями.

С другой — предоставит новые возможности для развития предприятиям малого и среднего бизнеса, уверены опрошенные изданием эксперты.

— Бизнесу важно, что граждане получили возможность выбора поставщика услуги, так как это открывает большие рыночные возможности для социальных предпринимателей, — говорит первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин.

Развитие этого направления создает почву для развития социального предпринимательства в России, так как «открывает рынки и дает возможность зарабатывать социальным предпринимателям», рассуждает он.

Новый механизм позволит различным НКО и социальным предпринимателям получить устойчивый источник доходов, согласен Евгений Якушев.

помощь
Фото: ТАСС/Михаил Терещенко

Такие инициативы в социальной сфере могут существенно изменить ситуацию с оказанием населению социальных услуг, уверен Юрий Шедько, профессор кафедры государственного и муниципального управления Финансового университета при правительстве РФ.

— Расширится круг организаций, оказывающих такие услуги, возрастет конкуренция. Соответственно, повысятся качество и доступность обслуживания, при оказании аналогичных платных услуг снизится уровень цен, — перечисляет собеседник издания.

Дополнительными стимулами для самих компаний и НКО становятся не только финансовые соображения, но также возможность повысить репутацию, расширить круг клиентов и диверсифицировать свою деятельность, добавляет он.

Ограниченные риски

Возможность получить субсидии от государства, на которые в рамках реализации закона о социальном заказе могут претендовать бизнес и некоммерческие организации, может повысить заинтересованность бизнеса в подобных инициативах, причем в разных сферах, считает генеральный директор АНО «Сад памяти» и член федерального штаба проекта «Чистая Арктика» Ольга Степченко.

— Дополнительная заинтересованность бизнеса в социальных инициативах поможет вывести в том числе экологические проекты на новый уровень, — обращает внимание она.

высадка деревьев
Фото: РИА Новости/Константин Михальчевский

При этом работа по государственным заказам традиционно связана для предпринимателей в том числе и с рисками, напоминает адвокат Сергей Агапов.

— Основными и наиболее характерными ситуациями, когда возникают такого рода [уголовно-правовые] претензии, являются срывы сроков выполнения работ, нарушение требований по качеству и составу выполненных работ (оказанных услуг), — перечисляет он.

В этих случаях предпринимателю может в том числе грозить преследование по обвинениям в мошенничестве, присвоении или растрате, напоминает собеседник издания.

Кроме того, если оказанные услуги будут ненадлежащего качества, в отношении предпринимателей могут возбудить дело по статье об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ), обращает внимание юрист.

С учетом специфики социальной сферы особого внимания также требует вопрос получения необходимых лицензий.

пансионат
Фото: ТАСС/Сергей Савостьянов

— Деятельность по оказанию социальных услуг не подлежит лицензированию, а поставщик таких услуг на добровольной основе подлежит включению в соответствующий региональный реестр. Между тем сопутствующая социальному обслуживанию деятельность может подлежать лицензированию, — напоминает Агапов.

В частности, речь идет о получении лицензий на оказание медицинских услуг в случае наличия медицинского кабинета в организации или медработников в штате, говорит собеседник издания.

Неинтересные тарифы

Внедрение новых механизмов в любом случае должно сопровождаться политикой раскрытия информации, мониторингом качества оказания услуг и горячими линиями для фиксации жалоб и нарушений, предупреждает Евгений Якушев.

Основными условиями для мотивации бизнеса остаются отсутствие административных барьеров входа в число поставщиков социальных услуг и рыночные тарифы, говорит Владислав Корочкин.

Эти условия, по его словам, соблюдаются не в каждом из регионов-участников.

колл-центр
Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

— На текущий момент в ряде регионов специально завышаются требования для вхождения социальных предпринимателей в число поставщиков и формируются экономически неинтересные тарифы, — перечисляет он.

При этом говорить о предварительных преждевременно, поскольку пилот был начат не так давно и в большинстве случаев регионы успели сформировать нормативную базу, определиться с услугами, которые они готовы передавать рынку, говорит собеседник издания.

— В целом мы оцениваем практику реализации позитивно и призываем регионы активнее включаться в пилотирование закона и увеличивать число услуг, — заключает представитель «Опоры России».

Наиболее эффективными социальные проекты с привлечением бизнеса могут быть в здравоохранении, образовании и социальном обеспечении, уверен Юрий Шедько. При этом «будущее — за высокотехнологичными видами деятельности», заключает он.

Прямой эфир