Прибыль от решения проблем: как развивается социальное предпринимательство в России
Количество социальных предпринимателей в России в этом году превысило ожидаемые показатели. Всего в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) сейчас зарегистрировано почти 6 тыс. таких предприятий, рассказали «Известиям» в Минэкономразвития. Подробнее о том, что такое социальное предпринимательство, чем отличается от государственных мер соцподдержки и в чем сейчас прежде всего нуждаются сами социальные предприниматели — в материале издания.
Дополняя государство
Число социальных предприятий, официально зарегистрированных в реестре МСП, в этом году оказалось почти вдвое больше, чем прогнозировалось — почти 6 тыс. записей вместо ожидаемых 3,5 тыс., рассказали в Минэкономразвития.
— В реестре МСП, по последним данным, состоят 5863 социальных предприятий. Они могут получить поддержку более чем в 250 центрах «Мой бизнес» и 49 Центрах инноваций социальной сферы в регионах России, — сообщила «Известиям» заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова.
Всего при поддержке центров инноваций социальной сферы было создано более 600 субъектов и реализовано около 1,3 тыс. социальных проектов, добавила заместитель министра экономического развития.
Исходя из кейсов участников конкурса социальных проектов, которые проводит Минэкономразвития (ведомство проводит его с 2015 года), наиболее востребованными у социальных предпринимателей являются направления, связанные с дошкольными образованием и спортом.
— Согласно анализу материалов, более 13% участников конкурса оказывают услуги в сфере дошкольного образования. В сфере физической культуры и спорта реализуется 11,5% проектов. В культурно-просветительской сфере — 11%, — рассказала Татьяна Илюшникова.
Еще по 9% приходятся на деятельность, связанную с реабилитацией детей с ограниченными возможностями здоровья, и сферу социального обслуживания.
Напомним, к социальному предпринимательству относятся малые и средние предприятия, деятельность которых направлена на решение различных социальных проблем. Понятие было официально закреплено в России в 2019 году, после внесения соответствующих поправок в закон «О развитии малого и среднего предпринимательства».
Согласно им, под социальным предпринимательством понимается «предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества, повышению уровня занятости инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, пенсионеров и граждан предпенсионного возраста, выпускников детских домов и других категорий граждан».
Сюда входят проекты, в рамках которых представители наиболее незащищенных групп граждан могут получить рабочие места или возможность реализовывать собственные товары и услуги, а также коммерческие инициативы, направленные на реализацию товаров или услуг, необходимых таким группам граждан.
Потенциальными благополучателями в этом случае могут быть малообеспеченные или многодетные семьи, люди с инвалидностью, сироты и выпускники детских домов, беженцы, переселенцы и многие другие.
— Социальная предпринимательская деятельность, как и любой бизнес, нацелена на систематическое получение прибыли от продажи товаров, оказания услуг и так далее, но в отличие от бизнеса в классическом понимании проявляет заинтересованность в решении проблем социально уязвимых категорий населения, — отмечает Андрей Завертяев, юрист, основатель цифровой платформы законодательных инициатив «Инициатор».
При этом социальное предпринимательство дополняет, но не заменяет меры социальной поддержки, которые разрабатываются государством, обращает внимание эксперт.
По закону статус социального предпринимателя дает право на определенные льготы — в том числе на упрощение процедуры регистрации и бухгалтерской отчетности, избавление от части отчетности и более простой налоговый режим. Кроме того, социальные предприятия могут претендовать на финансовую, юридическую и информационную поддержку от государства.С 2020 года сведения о социальных предпринимателях вносятся в реестр МСП.
Найти проблему
Социальное предпринимательство в современных условиях становится важным дополнением в системе социальной поддержки населения, обращает внимание доцент кафедры организационно-управленческих инноваций Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова Михаил Хачатурян.
При этом, отмечает он, в России сегодня существует достаточно широкий спектр инструментов поддержки социального предпринимательства. Это в том числе средства Фонда президентских грантов, субсидии как из федерального, так и из региональных бюджетов, механизмы грантовой поддержки различных благотворительных фондов и крупных частных и государственных корпораций.
Если в плане финансирования особенных сложностей не возникает, проблемой сегодня становится недостаток квалификации и подготовки у самих социальных предпринимателей. Это, в свою очередь, может стать причиной потери бизнеса, отмечает Михаил Хачатурян.
— Очевидно, что ключевой задачей государства в деле расширения мер поддержки социального предпринимательства должно стать именно стимулирование ведущих научно-образовательных центров страны к расширению программ подготовки, переподготовки социальных предпринимателей и увеличение объемов финансирования научных исследований в сфере социального предпринимательства, — говорит эксперт.
Ключевым для успешных социальных предпринимателей является проектное мышление, рассказывает Инна Газиева, руководитель Всероссийского акселератора социальных инициатив RAISE, который действует при РАНХиГС.
— Оно складывается не только из умения грамотно разработать проект, сформулировав цель по SMART, поставив задачи и просчитав бизнес-план, но в первую очередь из умения найти действительно актуальную проблему, — говорит собеседница издания.
Также важными являются коммуникационные навыки и способность эффективно выстраивать взаимодействие как внутри команды, так и с более широкой целевой аудиторией. Многим начинающим социальным предпринимателям также не хватает предпринимательского мышления и подхода в ходе реализации проектов, обращает внимание эксперт.
Проект RAISE действует с 2012 года — тогда он был представлен в виде конкурса, в котором принимали участие студенты различных филиалов РАНХиГС. Всего 300 человек из 18 регионов России.
Позднее проект вырос в акселератор, получил поддержку Агентства стратегических инициатив (АСИ) и начал работать в том числе со студентами из других вузов. В 2020–2021 годах в его работе приняли участие около 1,5 тыс. студентов из 46 регионов страны и почти 70 высших учебных заведений.
Как показывают проведенные среди участников социальные опросы, большинство участников говорили о высокой индивидуальной социальной ориентированности и социальной ответственности (85%), а также о наличии активной жизненной позиции (82%) как об основных причинах, по которым они решили заниматься социальным предпринимательством.
Изначально самым популярным направлением было создание образовательных проектов, которые позволили бы людям с ограниченными возможностями развития освоить новые навыки. Сейчас это направление остается приоритетным, однако проекты стали более технологичными, отмечает Инна Газиева. В частности, одна из команд-участниц разработала специальную компьютерную мышь, которой могут пользоваться люди с ДЦП.
— Кроме того, сегодня разрабатывается и реализуется много проектов по развитию территорий, сохранению культурного наследия, развитию цифровой грамотности для детей и людей «серебряного возраста» и так далее, — перечисляет собеседница издания.
Многие из участников акселератора, по ее словам, после завершения обучения, принимают решение остаться в социальном предпринимательстве и продолжают работать в своем регионе, поскольку убеждаются, что могут быть востребованы там.
Прибыль от решения проблем
Среди ключевых инструментов, которые для поддержки социальных предпринимателей разработало Минэкономразвития, — микрозаймы, которые можно оформить по льготной ставке, не превышающей половину ключевой ставки, установленной Центральным банком, и программа грантовой поддержки, запущенная в рамках нацпроекта по поддержке малого и среднего предпринимательства с 2021 года.
Участники программы могут получить до 500 тыс. руб. на старт и развитие своего дела, в Арктической зоне сумма возрастает до 1 млн руб.
Всего на эти цели в текущем году было выделено около 1,2 млрд руб. из средств федерального бюджета.
Оценивать эффективность грантовой программы пока преждевременно, однако она, вероятнее всего, будет востребована у социальных предпринимателей, полагает Андрей Завертаев.
В то же время, для того чтобы расширить круг тех, кто может заинтересоваться социальным предпринимательством, государству необходимо «оказать содействие в информационном освещении деятельности социальных предпринимателей», отмечает он.
Грант на развитие своего проекта для тех, кто состоит в реестре социальных предпринимателей, может быть внушительным, однако получить его могут только уже действующие социальные предприниматели, обращает внимание Инна Газиева.
— В то время как он нужен в первую очередь начинающим — молодежи, которая не имеет стартового капитала, — подчеркивает собеседница издания. — Кроме того, крайне важно осуществлять популяризацию социального предпринимательства на государственном уровне — больше говорить о реализованных успешных проектах, которые решают социальные проблемы в своих регионах и получают от этого прибыль.
В Минэкономразвития в ответ на вопрос издания отметили, что «постоянно собирают обратную связь от социальных предпринимателей». Сейчас в ведомстве прорабатывается решение о предоставлении возможности физическим лицам, отнесенным к социально незащищенным группам граждан, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей и не имеющим наемных работников, получить статус социального предприятия. Возможно также и расширение перечня грантополучателей, добавили в министерстве.
Для дальнейшего развития сферы социального предпринимательства также может потребоваться и совершенствование законодательства, полагает Михаил Хачатурян. Сейчас деятельность социальных предприятий регулируется законом «О развитии малого и среднего предпринимательства» и частично — положениями закона «О социальном предпринимательстве».
— Если ставится цель развития данного вида предпринимательства государству необходимо озаботиться принятием специального закона «О социальном предпринимательстве» и выработке подзаконных актов, превратив тем самым данный вид предпринимательства в самостоятельную отрасль социально-экономической системы, — резюмирует эксперт.