Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

КамАЗ в марте перейдет на производство классических лоукост-грузовиков только из российских компонентов и узлов. Об этом сказано в письме гендиректора торговой «дочки» компании Дмитрия Леонова дилерам концерна. С документом ознакомились «Известия». У производителя уже образовался дефицит импортных комплектующих из-за санкций Евросоюза, сказано в письме. Сможет ли автогигант адаптироваться в новым условиям и с кем теперь ему предстоит сотрудничать, выясняли «Известия».

КамАЗ по-русски

Из-за приостановки поставок продукции в РФ некоторыми зарубежными производителями на фоне санкций Евросоюза у КамАЗа образовался дефицит импортных узлов, сказано в письме гендиректора Торгово-финансовой компании «КамАЗ» Дмитрия Леонова руководителям дилеров концерна. С копией документа от 3 марта 2022 года ознакомились «Известия».

«В связи с этим автомобили всего модельного ряда К3 с марта будут производиться преимущественно в комплектациях с российскими аналогами — КПП 154, двигателями КамАЗа, топливной аппаратурой АЗПИ (Алтайского завода прецизионных изделий, Барнаул. — «Известия»). В случае отсутствия модификаций с российскими комплектующими заказ моделей к производству приниматься не будет», — сказано в письме.

Из документа следует, что дефицит компонентов не позволит КамАЗу выпускать автомобили и шасси с двигателями Cummins (США), коробкой передачи ZF (Германия) и топливной аппаратурой Bosch (Германия).

КамАЗ устанавливает дизельные двигатели Cummins на широкий модельный ряд. С партнером Cummins Inc. у российского производителя есть совместное предприятие (СП) в РФ «Камминз Кама». При этом мощности линии по производству собственных двигателей Р6 (класс экологичности «Евро-5») составляют сейчас 12 тыс. штук в год (линия сборки проходит модернизацию, после чего производительность вырастет до 30 тыс. двигателей в год), сообщили в компании 8 марта.

ПАО Камаз
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Помимо двигателя Р6, КамАЗ производит двигатель V8, напомнил руководитель проектов SBS Consulting Дмитрий Бабанский.

— Все компоненты, конечно, концерн сам не производит. Но, как правило, по ключевым комплектующим сформированы запасы на 1–3 месяца вперед. При этом для линейки К3, где импортная составляющая не такая высокая, как в К5, думаю, можно более-менее оперативно найти альтернативных поставщиков, — сказал эксперт.

С 2005 года у КамАЗа действует СП и с германской ZF Friedrichshafen («ЦФ Кама») по производству коробок передач. На 2022 год на заводе был намечен старт серийного производства автоматизированных КП ZF-TraXon, под этот выпуск СП в прошлом году получило заем 500 млн рублей в Фонде развития промышленности. До сих пор завод выпускал только механические коробки.

Но главная проблема в нынешних условиях — это не объемы производства собственных компонентов, а готовность клиента платить за эту комплектацию, считает независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев. По его словам, одни и те же спецификации могут комплектоваться разными составляющими, но большинство потребителей выбирали импортные варианты, пусть это стоило дороже.

— Отечественные комплектации выбирали ради экономии, или же они шли под госзакупки. Оригинальных камазовских компонентов, вероятно, производителю и хватит под собственный выпуск, но, например, своей автоматической коробки передач у КамАЗа нет. То есть какую-то часть клиентов КамАЗ, конечно, потеряет, — объяснил эксперт.

Объем выпуска в 2022 году может снизиться на 10–15%, если правительство не предложит экстренных мер поддержки, полагает Сергей Бургазлиев. Компания рассчитывала увеличить производство и продажи в 2022 году на 2,3%, до 45 тыс. штук, в том числе 6 тыс. машин планировалось поставить на экспорт. Но в простой предприятие вряд ли уйдет, полагает эксперт.

Справка «Известий»

ГК «Ростех» владеет 47,1% долей в КамАЗе, 23,54% принадлежат ООО «Автоинвест» (им владеют гендиректор КамАЗа Сергей Когогин, бизнесмены Рубен Варданян и Виталий Мащицкий), 15% — Daimler AG. Последняя на фоне введения санкций ЕС против КамАЗа в конце февраля сообщила о приостановке сотрудничества с российским концерном, прекращении сборки своих грузовиков Mercedes-Benz в России (на предприятии «Даймлер КамАЗ Рус»), а также о прекращении поставок запчастей для КамАЗа. Как уточняла газета Handelsblatt, немцы изучают возможность продажи своей доли в российском автогиганте.

Возврат к «классике»

Модельный ряд КамАЗа сегодня состоит из трех поколений автомобилей: К3, К4 и К5, различающихся по типам кабин. К3 — это старое поколение кабины, выпуск которой был начат еще в 1995 году. Сегодня производитель называет эту линейку классической.

По итогам 2021 года половина продаж КамАЗа пришлась на линейку машин К3, сообщало отраслевое издание «Автобизнес». Это около 22 тыс. машин, всего же предприятие реализовало более 44 тыс. грузовиков. Всего в линейке К3 представлено 20 различных моделей автомобилей КамАЗа, различающихся грузоподъемностью и колесными формулами, следует из письма Дмитрия Леонова.

Внешность поколения грузовиков К4 определяет более современная кабина Mercedes-Benz Axor. Она устанавливается на тягачи 5490 и самосвалы семейства 6580. Поколение К5 — это премиум сегмент — грузовики КамАЗа с кабинами Mercedes-Benz Actros. Именно на развитии модельного ряда К5 планировал сконцентрироваться российский концерн до санкций. Под выпуск кабин Actros в Набережных Челнах в 2019 году КамАЗ и Daimler запустили завод.

Еще в конце 2020 года гендиректор концерна Сергей Когогин на встрече с журналистами объяснял, что производитель хочет существенно расширять модельный ряд линейки К5. Но выпуск классических К3 завод прекратить не может, так как спрос на машины остается очень высоким, особенно со стороны силовых структур, коммунальщиков, аграриев.

Линия сборки кабин грузового автомобиля КамАЗ
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

В нынешних условиях предприятию придется вновь переориентироваться на «классику» К3, сообщил 2 марта первый замгендиректора КамАЗа Юрий Герасимов.

— Автомобили поколения К3 с экологическим стандартом «Евро-5» остаются основой спроса внутри страны — они пока возвращаются на первый план, поскольку не опираются на международную логистику, — привело его слова корпоративное издание «Вести КамАЗа».

Согласно стратегии развития компании, для линейки К4 2022 год должен стать последним, уточнил менеджер. Для продолжения выпуска К5 производитель планирует совершить «мощный рывок по локализации»: по словам Юрия Герасимова, один из поставщиков деталей кабин «очень заинтересован в том, чтобы полностью локализовать свои поставки для каркасов кабин К5». О какой компании идет речь, он не раскрыл.

Представитель КамАЗа Олег Афанасьев сообщил «Известиям», что сейчас производитель полностью обеспечен комплектующими и заказом до конца марта.

— На апрель-май мы прорабатываем поставку комплектующих, при этом всё больше будем смещаться на более локализованный в России модельный ряд К3. Он охватывает всю потребность рынка, в том числе и в сегменте магистральных тягачей. Тягачи К3 менее комфортны, но мы понимаем, что спроса у наших клиентов на премиум-тягачи в ближайшие полгода не будет. При этом в марте мы также продолжим выпускать и модели К5, у нас есть запасы по комплектующим, — сообщил он.

Олег Афанасьев уточнил, что КамАЗ пока не пересматривал планы по производству, но рынок, очевидно, сократится из-за ухода иностранных брендов. При этом доля концерна на сократившемся рынке может даже увеличиться (сейчас это 45%), добавил он.

Читайте также
Реклама