Уходя, не уходи: сервис такси Didi решил остаться в России
Китайский сервис заказа такси Didi передумал уходить из России, рассказали «Известиям» два источника — в компании и на рынке такси. О прекращении работы в нашей стране с 4 марта Didi объявил 21 февраля. Как выяснили «Известия», сервис оставит работать приложение, но сократит всю управленческую команду. Российские сотрудники сервиса связывают смену планов с необходимостью поддержать Россию на фоне изоляции рынка после начала военной операции на Украине. Didi также может попытаться выкупить долю Uber в «Яндекс.Такси», не исключили эксперты.
Китайский партнер
Китайский сервис заказа такси Didi отказался от планов ухода с российского рынка и продолжит работать в нашей стране, сообщили «Известиям» источник в компании и собеседник на рынке такси, знакомый с ситуацией.
— Didi продолжит работать в России, но весь российский штат компании сокращают. Сервисом будут управлять напрямую из Китая, — сообщил источник в компании.
Он уточнил, что сейчас все водительские инициативы (программы доплат партнерам-водителям, так называемые гарантированные доходы) заведены во внутреннюю программу сервиса до 18 апреля. То есть как минимум до этой даты сервис будет работать в России.
По словам источника, материнский холдинг Didi Chuxing не будет инвестировать в развитие приложения и бизнес в России. Сервис будет работать сам по себе, уточнил он.
Другой источник подтвердил, что приложение для вызова такси продолжить работать.
До сокращений штат Didi в России составлял около 350 человек, а сегодня — не более 10, добавил источник. Сейчас сервис продолжает работать в 38 городах, в том числе в Белгороде, Брянске, Владимире, Ижевске, Йошкар-Оле, Курске, Липецке, Набережных Челнах, Оренбурге.
Маршрут перестроен
Didi объявила о своем уходе из России 21 февраля, спустя полтора года после начала работы в стране. В компании объяснили это «меняющимися рыночными условиями и другими вызовами», которые не позволили обеспечить наилучшие результаты работы в России и Казахстане. PR-директор Didi в России Ирина Гущина сообщала, что сервис станет недоступен с 4 марта.
Как сообщал «Известиям» один из источников на рынке, планировавшийся уход был связан с ужесточением проверок и контроля за работой сервиса со стороны китайских регуляторов. Власти Поднебесной начали свое расследование из-за нарушений конкуренции пятью китайскими сервисами заказа такси (в том числе Didi). Компании также подозревают в отсутствии прозрачного механизма установления цен, передаче заказов водителям без документов, нарушении порядка труда и отдыха таксистов.
Кроме того, власти Китая выступили против размещения акций Didi Chuxing на Нью-Йоркской фондовой бирже. Компания провела IPO в июне 2021 года, в ходе размещения привлекла $4,4 млрд. В декабре совет директоров Didi одобрил делистинг бумаг компании с Нью-Йоркской и размещение акций уже на Гонконгской фондовой бирже.
Однако 26 февраля в микроблоге на китайской платформе Weibo Didi неожиданно сообщила, что продолжит работать в России. В сообщении не уточнялись причины такого решения. Все прошедшие выходные у руководства компании в РФ не было информации, будет сервис работать в стране или нет, рассказал собеседник на рынке.
— Среди сотрудников Didi в России идут разговоры, что решение остаться было связано с ситуацией на Украине. Якобы Didi как китайская компания решила поддержать РФ, — рассказал один из собеседников.
Представитель сервиса в России не ответил на запрос «Известий». Редакция также обратилась за комментарием в пресс-службу глобального офиса.
Председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова считает, что для построения качественного сервиса Didi в России нужно иметь русскоязычный персонал для общения с таксопарками и техподдержку по решению вопросов от водителей и пассажиров.
— Мы сомневаемся, что можно будет успешно управлять бизнесом, не имея персонала, который «на земле» здесь и сейчас будет взаимодействовать с водителями партнеров, таксопарками, местными регулирующими органами, — согласился гендиректор сервиса «Ситимобил» Виталий Бедарев.
При этом доля Didi в России не вырастет без новых решений, интересных
маркетинговых идей, добавила Ирина Зарипова. С самого начала работы приложения пользователи отмечали проблемы c ее картами и геопозиционированием точек заказов, отметила она.
Доля в «Яндекс.Такси»
Решение Didi или носит политический характер, или китайская компания намерена выкупить долю американской Uber в их совместном предприятии с «Яндексом», предположил руководитель центра компетенций Международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус. По его словам, ко второму варианту склоняются ряд экспертов на транспортном рынке. Сейчас Uber владеет долей в 29% в MLU B.V., который развивает сервисы заказа такси, каршеринга и аренды самокатов под брендом «Яндекс.Такси». При этом у Didi и Uber есть соглашение о стратегическом сотрудничестве.
Источники «Известий» на рынке не подтвердили, что сейчас обсуждается такой вариант. В декабре 2021 года, когда «Яндекс» закрыла первую часть сделки по выкупу доли Uber в других совместных сервисах, российская компания сообщала, что получила опцион на выкуп оставшейся доли в 29% в СП в течение двух лет за $1,8–2 млрд.
1 марта Uber сообщила, что планирует как можно быстрее выйти из СП с «Яндексом», передало агентство Bloomberg со ссылкой на заявление компании. Представитель «Яндекс.Такси» отказался от комментариев.
Представитель Uber лишь подтвердил «Известиям», что «в свете недавних событий» компания активно ищет возможности ускорить продажу оставшихся в России активов и исключит представителей менеджмента от Uber из совета директоров совместного предприятия.