Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США внесли изменения в антироссийские санкции
Мир
Путин пообещал Эрдогану посетить Турцию
Мир
СМИ узнали об обсуждении демократами требований снять Байдена с предвыборной гонки
Мир
В Астане начались переговоры Путина и Си Цзиньпина
Наука и техника
Глава «Роскосмоса» подтвердил высадку американцев на Луну
Мир
Экономист Сакс назвал США худшим врагом Украины
Общество
Юрист рассказала об особенностях каждого вида пенсионного обеспечения
Мир
Каждый третий демократ призвал Байдена выйти из президентской гонки
Мир
Токаев отметил вклад Путина в усиление потенциала ШОС
Экономика
Греф сравнил программу льготной ипотеки с приемом стимулирующих препаратов
Мир
Антонов заявил об осознании в Вашингтоне последствий ударов ВСУ по Крыму
Туризм
Саудовцы оформили рекордное количество электронных виз в РФ в июне
Мир
ЦАХАЛ сообщила о ракетном обстреле со стороны «Хезболлы»
Общество
Суд зарегистрировал административный протокол на основателя The Insider
Экономика
В Минэкономразвития сообщили о замедлении инфляции в России
Мир
Во Франции неизвестные украли легендарный меч Дюрандаль
Мир
Google поставил новый рекорд по выбросу парниковых газов
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Основных агрегаторов такси, работающих в России, подозревают в ценовом сговоре. ФАС изучит материалы после расследования антимонопольщиков из Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), сообщил «Известиям» представитель ведомства. ЕЭК в 2021 году установила, что пять агрегаторов, вероятно, координировали действия, которые привели или могли привести к установлению и поддержанию согласованных цен на рынке. Среди возможных нарушителей — «Яндекс.Такси», китайский DiDi, Gett, «Ситимобил» и эстонский Bolt. ЕЭК не может самостоятельно наказать компании, так как нарушения выявлены на территории отдельных стран-членов ЕАЭС, а не на всем трансграничном рынке. Если ФАС подтвердит опасения комиссии, то в России компаниям может грозить штраф до 15% выручки.

Сговорились, что ли

Департамент антимонопольного регулирования ЕЭК выявил признаки координации деятельности компаний-агрегаторов такси в России, следует из материалов расследования комиссии. С документами ознакомились «Известия», их подлинность подтвердили в ЕЭК. В них говорится о пяти компаниях на российском рынке, у которых выявлены нарушения: «Яндекс.Такси», DiDi, Gett, «Ситимобил» и Bolt Technology. Последний сервис не работал в России с осени 2021 года.

Действия агрегаторов привели или могли привести к установлению цен (тарифов) на рынке услуг легкового такси в нарушение п. 3 ст. 76 Договора о Евразийском экономическом союзе, заключила ЕЭК. Конкретных случаев или обстоятельств нарушений в ЕЭК не раскрыли.

Парковка такси
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Комиссия подсчитала, что в союзных странах работает более 700 компаний, предоставляющих услуги заказа такси — как агрегаторов, так и традиционных диспетчерских служб. Но большинство таксопарков получают заказы через наиболее крупные сервисы, которые одновременно работают в России, Армении, Киргизии, Казахстане и Белоруссии. Это российский «Яндекс.Такси» и эстонский Bolt. Последний присутствовал в нашей стране на момент расследования, поэтому также попал в поле зрения антимонопольщиков.

При этом юрлица и формы организации «Яндекса» везде разные: например, в Армении и Киргизии услугу предоставляет Yandex.Taxi (зарегистрирована в Нидерландах), в Казахстане — товарищество с ограниченной ответственностью «Яндекс.Такси Корп», в России — ООО «Яндекс.Такси», в Белоруссии — UBER ML (через ряд структур принадлежит MLU, совместному предприятию «Яндекса» и американского Uber, в котором российская компания владеет 71% акций). ЕЭК выявил координацию цен со стороны «Яндекса» и Bolt и на рынках этих союзных стран.

Отсутствие единого юрлица «Яндекса» не позволило комиссии призвать компанию к ответственности. Компетенция ЕЭК распространяется только на случаи, когда одна коммерческая или некоммерческая организация или физлицо, а не группа лиц нарушает конкуренцию на рынках двух и более союзных государств.

Материалы расследования были переданы в антимонопольные органы указанных стран, в том числе в российскую ФАС. В Федеральной антимонопольной службе «Известиям» сказали, что получили материалы расследования ЕЭК и в настоящее время они анализируются.

Не «Яндексом» единым

В ходе расследования ЕЭК оценивала состояние конкуренции на рынке заказа такси с 2018 года по второй квартал 2021 года. Были изучены публичные оферты, договоры, соглашения и ответы самих компаний на запросы комиссии.

В тех случаях, когда в документах были обнаружены формулировки о том, что агрегатор сам устанавливает тарифы на поездки, это обстоятельство было взято за основу для обоснования наличия признака нарушения, пояснил замдиректора антимонопольного департамента Константин Бегиджанов. По мнению комиссии, в этом случае водители и таксопарки, будучи отдельными субъектами рынка, не могут на них повлиять. К тому же разные сервисы заказа внедрили схожие друг с другом алгоритмы ценообразования, поэтому между собой они также не конкурируют по цене — динамика изменения всегда аналогична.

Такси
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

ЕЭК также провела опрос участников рынка (поучаствовало 318 компаний, из них из России — 95). Выяснилось, что 65,5% таксопарков и водителей отказались бы от услуг агрегаторов, если бы сервисы повысили комиссию всего на 5–10%. При этом большая часть отказавшихся (54%) вернулась бы к получению заказов через диспетчеров. По мнению ЕЭК, опрос доказал, что помимо агрегаторов на рынке присутствуют и диспетчерские службы и их также нужно включать в границы товарного рынка заказа такси. По словам источника «Известий» среди агрегаторов, ФАС, проводя подобный анализ, их не учитывает.

Дело за ФАС

Три источника «Известий» в российских агрегаторах сообщили, что компании не согласны с выводами расследования ЕЭК. В DiDi и «Ситимобиле» сказали, что еще не ознакомились с ними. В DiDi при этом добавили, что их сервис работает в соответствии с законодательством и нормами регулирования рынка. Представитель «Яндекс.Такси» отказался от комментариев. В пресс-службе Bolt и Gett не ответили на запросы.

По словам управляющего партнера юридической компании «Иккерт и партнеры» Павла Иккерта, в российском законодательстве запрет на ограничение конкуренции предусмотрен ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции».

Теперь, если ФАС установит, что есть признаки нарушения, агрегаторам могут вынести предупреждение, возбудить против них административное дело с последующим разбором динамики цен на услуги, выдать предписание с требованием устранить нарушения, если они будут выявлены, и назначить оборотный штраф, в размере от 1 до 15% выручки. В случае с крупными компаниями-агрегаторами он может доходить до миллиардов рублей.

Такси
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Но, как добавляет Павел Иккерт, служба может и не согласиться с выводами комиссии или не усмотреть нарушений именно на российском рынке.

Партнер юридической фирмы Orchards Алексей Станкевич считает, что выявленные нарушения нельзя автоматически приравнять к ценовому сговору, пока это не признает сама ФАС.

Антимонопольное законодательство РФ разграничивает координацию экономической деятельности и ценовой сговор. А исходя из общепринятой практики, в том числе практики ФАС, установление максимальных или рекомендованных цен не является координацией экономической деятельности.

Прямой эфир