Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
В РФ утвердили штрафы до 60 млн рублей за подделку документов о миграции
Мир
Глава минобороны ФРГ указал на увеличение масштаба украинского конфликта
Спорт
«Спартак» благодаря покеру Угальде обыграл «Локомотив» со счетом 5:2
Общество
Путин подписал закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии
Мир
Маск вновь возглавил список самых богатых людей планеты
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации
Общество
Москвичей предупредили о гололедице вечером 23 ноября
Спорт
Россиянка Лысенко выиграла в кейрине на первом этапе Лиги чемпионов на треке
Мир
Крупнейшая швейцарская партия выступила против новой помощи Украине
Происшествия
В Кисловодске при пожаре в частном доме погибли два человека
Происшествия
В Калмыкии мужчина и двое детей погибли в ДТП с участием грузовика
Происшествия
Пожар в квартире на юго-востоке Москвы ликвидировали
Политика
В РФ запретили усыновлять детей гражданам стран, где разрешена смена пола
Спорт
Петр Ян одержал победу в бою с Дейвисоном Фигейредо
Мир
Зеленский обвинил Запад в неукомплектованности ВСУ
Мир
В ЦПВС сообщили о 23 нарушениях возглавляемой США коалицией в небе Сирии
Мир
Израиль нанес удар по КПП на границе Сирии и Ливана
Происшествия
Жителей пострадавшей от пожара многоэтажки в Москве начали пускать в квартиры
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Заявления украинской стороны о нелегитимности России в ООН не имеют последствий для участия РФ в деятельности международных организаций. Об этом в интервью «‎Известиям»‎ заявил постпред РФ при ООН в Женеве Геннадий Гатилов. Он рассказал о том, почему глава МИД РФ не смог прибыть в Швейцарию на заседание СПЧ, а также о перспективах переговоров России с западными странами на международных площадках и о единомышленниках Москвы в ООН.

«Это решение не позволяет донести позицию российской стороны»

— Глава МИД РФ Сергей Лавров должен был 28 февраля – 1 марта посетить Женеву, где планировалось его участие в сессии высокого уровня Совета ООН по правам человека и в конференции по разоружению. Стало известно, что российская делегация не смогла приехать из-за санкций ЕС. Были ли попытки со стороны ООН все-таки обеспечить визит?

— Визит Сергея Лаврова для участия в сессии Совета по правам человека и в конференции по разоружению был запланирован давно. К сожалению, он действительно не состоялся, поскольку ЕС и другие европейские страны закрыли воздушное пространство для пролета российских самолетов. В частности — для самолета, на котором должен был прибыть в Женеву министр. Мы со своей стороны предпринимали попытки для того, чтобы это решение в отношении министра было отменено. Мы работали с секретариатом ООН, поскольку это ооновское мероприятие и оно никаким образом не попадает под двусторонние отношения с другими государствами, в том числе европейскими. Решение о недопущении министра неправомерно. Мы об этом заявили и считаем, что оно также контрпродуктивно, поскольку не позволяет донести позицию российской стороны по важным вопросам, которые стоят на повестке дня, в частности, Совета по правам человека ООН.

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров

Фото: РИА Новости/Александр Щербак

— Европейские лидеры часто говорят о дипломатии и переговорах. Как это вяжется с тем, что теперь мы буквально не можем работать на международных площадках в связи с санкциями?

— Это естественно является негативным развитием ситуации, поскольку затрудняет дипломатическое общение. Мы всегда стремились к тому, чтобы использовать многостороннюю дипломатию, многосторонние площадки для нахождения ответов на важные вызовы современности. Но теперь мы будем смотреть. Это новое развитие вполне закономерно ставит вопрос о том, чтобы мы учитывали эту позицию в наших контактах на международных площадках и в рамках соответствующих органов ООН.

— В 2001 году США по решению других стран-членов были исключены из состава комиссии по правам человека. Может ли сейчас подобное произойти с РФ?

— Пока об этом речи не идет, хотя любое развитие событий возможно. В любом случае мы считаем, что лишение любого государства участвовать в работе международных организаций и международных механизмов контрпродуктивно.

«Это вопрос на публику»

— 28 февраля СПЧ ООН проголосовал за созыв чрезвычайной специальной сессии вокруг ситуации на Украине. Вы подчеркивали в своем заявлении по этому поводу, что данные дебаты не могут стать площадкой для честного деполитизированного диалога. Почему?

— Совет по правам человека ООН не уполномочен вести дебаты по территориальным вопросам. Более того, мы весьма разочарованы тем фактом, что практически все страны, которые сегодня ратовали за проведение срочных дебатов по украинской теме, в течение восьми лет хранили молчание. Когда в Донбассе убивали мирное население, а Киев продолжал бомбить своих же граждан, никто из западных стран и кураторов Киева не повышал голос и не говорил о необходимости рассмотреть ситуацию с правами человека. То, что сейчас было инициировано, только повышает конфронтацию в Совбезе и делает работу совета еще более политизированной. Всё это не соотносится со стремлением улучшать ситуацию с правами человека.

Заседание Совета ООН по правам человека, Женева, Швейцария

Заседание Совета ООН по правам человека, Женева, Швейцария

Фото: Global Look Press/Dinendra Haria

— Постпред Украины при ООН Сергей Кислица во время срочного заседания Совбеза ООН затронул тему легитимности присутствия российской делегации в организации. Как это можно расценивать?

— Мне трудно судить, каким образом они планируют лишить легитимности участия РФ в Совете по правам человека и деятельности в других органах ООН. Это, на мой взгляд, вопрос на публику, который не имеет под собой оснований и никаких последствий для дальнейшего участия России в деятельности международных организаций.

«Мы опираемся в своей деятельности на наших единомышленников»

— Возможен ли еще диалог Запада с Россией на международных площадках ООН, на ваш взгляд? Или переговорные ресурсы исчерпаны?

Мы здесь дверь не закрываем, мы готовы вести диалог: излагать свою позицию и слушать то, что говорят другие государства. Но этот диалог должен быть взаимоуважительным. Сейчас, к сожалению, мы этого не наблюдаем. Если, опять же, возвращаться к Совету по правам человека, то вся его деятельность стала исключительно политизированной. Теперь она направлена на то, чтобы ущемить или каким-то образом наказать те страны, политика которых не нравится другим. Это не задача Совета по правам человека, и использовать этот инструмент в своих политических или геополитических целях недопустимо. Что касается нас, то мы опираемся в своей деятельности на наших единомышленников. Они у нас есть, в том числе в Совете по правам человека. Есть те страны, которые разделяют многие наши подходы к защите прав человека, повышению эффективности или улучшению деятельности государства в этой области. С нашими партнерами мы будем продолжать категорически возражать против тех подходов, которые пытаются навязать группы западных так называемых демократий. Мы прекрасно знаем, что за этим стоит. Мы знаем, как они действовали в определенных ситуациях. Например, в Югославии, а также в Ливии и Ираке.

— Какие страны можно причислить к нашим единомышленникам? Речь идет о государствах, которые воздержались или выступили против созыва срочной дискуссии по ситуации на Украине?

флаги китай россия индия
Фото: РИА Новости/Алексей Даничев

— Можно сказать, что Индия и Китай особенно разделяют наши подходы по правочеловеческой проблематике. В этом плане у нас много общего. Что касается их голосования, речь идет только о проведении дебатов. Мы посмотрим, какую позицию они будут выражать в ходе своих выступлений. И хотелось бы очень надеяться, что их позиция в отношении той антироссийской резолюции, которую подготовила Украина, будет принципиальной и солидарной с нами.

— Ранее в СМИ сообщалось, что Швейцария начала работу по организации встречи представителей России и Украины в Женеве. На ваш взгляд, возможны ли переговоры в таком формате в нынешней ситуации?

Швейцария всегда была площадкой для всевозможных международных переговоров и встреч. Как мы знаем, переговоры сейчас ведутся совершенно в другом месте. Однако стремление Швейцарии позиционировать себя как центр международной политики общеизвестно. В определенных ситуациях это работало и хорошо работало. Любые конструктивные предложения имеют право на существование. Другое дело — насколько эти предложения останутся в силе в тот или иной момент.

Читайте также
Прямой эфир