Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
С тебя штрафную: на чем в действительности зарабатывает каршеринг
2021-10-18 15:09:54">
2021-10-18 15:09:54
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Согласно отчетности, опубликованной сервисом «Делимобиль» в преддверии его выхода на биржу, за полгода пользователи оператора каршеринга были оштрафованы почти на 700 млн рублей, что составляет 14% общей выручки компании за этот период. Так ли выгодно оператору каршеринга штрафовать пользователей — разбирались «Известия».

Миллионы на штрафах

Внушительный источник выручки, согласно приведенным компанией данным, — штрафы клиентов, их за полгода набралось 682 млн рублей. Это почти вдвое больше, чем годом ранее. Для сравнения, выручка от краткосрочной аренды автомобилей составила в этом году 3,9 млрд рублей. Таким образом, штрафы — второй источник выручки компании.

Штрафы для пользователей в каршеринге действительно серьезные. Так, повреждение трекера GPS обойдется пользователю в 150 тыс. рублей, передача управления арендованным транспортным средством третьему лицу — 50 тыс. рублей, а за брошенную на газоне машину придется заплатить 100 тыс. рублей. И это касается не только «Делимобиля». В BelkaCar за пропажу деталей автомобиля пользователь обязан заплатить штраф в размере 50 тыс. рублей, а если машина использовалась для коммерческих целей (например, как такси), то он будет должен сервису 10 тыс. рублей.

Можно ли заработать на штрафах

На первый взгляд каршерингу выгодно штрафовать пользователей и такой бизнес заинтересован в расширении клиентской базы, в том числе за счет водителей с небольшим стажем.

Однако, по словам источников в отрасли, стоимость восстановления машин и общих потерь от действий недобросовестных клиентов гораздо выше, чем сумма штрафов. Кроме того, далеко не все штрафы удается взыскать (от 20% до 50% в зависимости от категории).

штраф
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

В свою очередь, штрафы, выставляемые госорганами в случае нарушения ПДД каршеринговым сервисам, крайне высоки. Так, например, парковка на газоне обойдется сервису в 300 тыс. рублей. Более того, чтобы сэкономить, сервис должен оплатить полученный пользователем штраф в кратчайшие сроки, чтобы получить скидку, а уже потом пытаться взыскать его с клиента, что не всегда удается. Получается двойная нагрузка: и увеличенная стоимость штрафов, и необходимость сразу их оплачивать, не дожидаясь компенсации.

Что приносит убытки

Согласно отчетности, убыток «Делимобиля» за 2020 год составил после переоценки активов 1,7 млрд рублей. Такие потери компания связывает с переходом большинства людей на удаленку и запрет на деятельность сервиса во время пандемии.

«Начиная со II квартала 2020 года спрос снизился, особенно в регионах России, Москве и Санкт-Петербурге. Связано это с тем, что значительная часть наших клиентов — это работники, добирающиеся до своих офисов. И удаленная работа вместе с самоизоляцией сильно повлияли на количестве заказов», — говорится в отчете. Шесть месяцев этого года принесли компании еще 1 млрд рублей убытка.

Интересно, что среди своих главных конкурентов в «Делимобиле» видят не только другие каршеринговые сервисы, но и такси, общественный транспорт, а также программы подписки на автомобили Hyundai и Kia. Действительно, в актуальных реалиях подписка достаточно популярна, подобные программы предлагают и дилеры.

Самые большие траты оператора идут на ремонт и обслуживание автомобилей — 651 млн рублей с января по июнь 2020 и уже 1 млрд рублей за первые шесть месяцев 2021 года. На втором месте — топливо. На него компания потратила 866 млн рублей за шесть месяцев 2020 и 534 млн за тот же период 2021 года. На разрешения на парковку было потрачено 174 млн рублей в прошлом году и 172 млн рублей в этом. Всего же на поддержание работы каршеринга «Делимобиль» потратил почти 4 млрд рублей.

каско
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Дело в каско

Также не последнюю роль в соотношении убытков и прибыли играет страховка автомобилей. Источник в отрасли обращает внимание, что некоторые сервисы каршеринга страхуют по каско, но есть и те, кто страхует по ОСАГО. Так, например, у «Я.Драйв» или BelkaCar машины застрахованы по каско с франшизой виновника и для пользователей есть специальные тарифы, которые предполагают за повышение стоимости аренды на 1–1,5 рубля увеличенную сумму покрытия ущерба по каско.

У «Делимобиля», по словам источника, полноценная страховка каско отсутствует и вместо нее предлагается дополнительная автогражданская ответственность (ДСАГО), по сути расширенное ОСАГО, в котором сумма выплат может превышать 400 тыс. рублей, но не покрывает ущерб, если виноват водитель.

При этом представители «Делимобиля» настаивают, что каско на некоторые машины у них все-таки есть, однако в договоре аренды автомобиля, в пользовательском соглашении и других документах, представленных в открытом доступе, нет упоминания об этом виде страхования. Таким образом, по словам источника, отсутствие каско влияет на количество штрафов, выплаченных пользователями, так как большая доля ущерба ложится на именно на пользователя в случае ДТП.

Страховка по каско также накладывает свои отпечатки на правила пользования.

«У компаний, которые страхуют своих водителей и машины по каско, есть требования от страховщиков, где четко указаны возраст и стаж вождения. Таким образом страховые отсеивают более рисковые категории граждан и уменьшают свои затраты. Каршеринговые компании используют условия страховых как фильтр для новых клиентов или повышают для рисковых клиентов тарифы. Получается, что, с одной стороны, пользователей меньше, но с другой — у всех без исключения есть возможность подключить тариф с каско и более спокойно передвигаться по городу» — сообщил источник в отрасли.

дели
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

«Бирже без разницы, откуда деньги»

Эксперты отмечают, что большая часть данных отчета никак не смутит потенциальных инвесторов.

«Бирже без разницы, откуда деньги, главное, что они есть. При этом у остальных сервисов цифры на порядок меньше, так как у них нет задачи заработать здесь и сейчас, они работают в долгосрочной перспективе. «Делимобиль» на короткой дистанции должен был показать максимально большой доход. Это очень странно по отношению к клиентам, но с другой стороны — очень правильно с точки зрения отчетов», — отметил вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Эксперт также обратил внимание на выход сервиса в регионы, что также было, видимо, сделано для инвесторов, так как географическое расширение бизнеса всегда положительно влияет на стоимость акции. Сам же «Делимобиль», скорее, потерял финансово, нежели приобрел, так как работа в регионах менее прибыльна.

Читайте также