Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Едут сами: за рулем каршеринга всё чаще оказываются водители без прав
2021-04-06 19:28:30">
2021-04-06 19:28:30
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Количество ДТП с автомобилями каршеринга снизилось, сообщили в столичной ГИБДД. Тем не менее по статистике аварийность в пересчете на один автомобиль у сервисов краткосрочной аренды выше, чем у личного транспорта. Смертельное ДТП на улице Орджоникидзе стало еще одним поводом обратить внимание на проблему аварийности арендных авто. Что мешает сделать каршеринг более безопасным, выясняли «Известия».

«За три месяца 2021 года на территории города Москвы зарегистрировано 80 дорожно-транспортных происшествий с участием автомобилей каршеринга, в результате которых два человека погибли и 100 получили ранения. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года число происшествий уменьшилось на 47,7%, погибших — на 50%, а раненых — на 46,5%», — пояснили в пресс-службе ГИБДД Москвы. Однако аварии с автомобилями сервисов краткосрочной аренды всё чаще попадают в новостные сводки.

Очередное смертельное ДТП случилось 3 апреля в Москве на улице Орджоникидзе: автомобиль каршеринга врезался в такси. Погибли оба водителя. При расследовании случившегося оказалось, что водитель арендованной машины не так давно был лишен прав на 20 месяцев по ст. 12.26 КоАП РФ «Невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения». Это значит, что, скорее всего, он сел за руль пьяным. За день до этого, 2 апреля, еще один автомобиль каршеринга заехал на разделительный барьер Ленинградского проспекта, а 1 апреля брошенная в Новогиреево машина заблокировала движение трамваев.

Хитрые цифры

Недавние исследования показали, что аварийность в каршеринге сопоставима с аварийностью личных автомобилей, а за прошлый год она даже снизилась. Однако путем несложного подсчета получаются совсем другие цифры.

В Москве, по данным агентства «Автостат», сейчас около 7 млн личных автомобилей. По данным ГИБДД, с ними в прошлом году произошло 7939 аварий с пострадавшими, что дает коэффициент 0,11% от общего размера парка. Если же рассчитать тот же коэффициент для автомобилей каршеринга (360 ДТП на 30 тыс. автомобилей), то получится 1,2%. Таким образом, относительное количество ДТП на арендной машине больше количества аварий на личном авто почти в 11 раз.

Ликвидация последствий ДТП с участием такси и автомобиля каршеринга, в котором погибло два человека, на ул. Орджоникидзе
Фото: агентство городских новостей «Москва»/Мобильный репортер

— Практически каждый день ЦОДД выявляет серьезные ДТП, которые приводят либо к пробкам и задержкам общественного транспорта, либо к человеческим жертвам. Несмотря на относительно небольшое количество автомобилей каршеринга в Москве (0,3% от общего количества), проблемы видны острые и постоянные. Операторы каршеринга передают телематические данные о положении автомобилей, но это не постоянный поток, а эпизодические отметки, которые позволяют оценить только общее расположение каршеринга и спрос на него. Больший объем данных операторы передавать не хотят. Нормативных полномочий требовать этого у ЦОДД недостаточно, — отметил заместитель руководителя ЦОДД, начальник ситуационного центра Александр Евсин.

Он считает, что необходимо изменить политику допуска за руль — в частности, тщательно проверять действительность водительских прав, ввести алкозамки и отменить короткие поездки с поминутной тарификацией.

Мнение юристов

С тем что правила аренды надо менять, согласны и юристы. На данный момент система штрафов и проверок морально устарела. Инспекторы ДПС, к примеру, не имеют права проверять соответствие личности человека за рулем и аккаунта пользователя, через который забронирована машина.

каршеринг автомобиль водитель
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

— Когда писались нормы Гражданского кодекса, в том числе и по аренде ТС, никакого каршеринга не было и в помине, так что в ГК есть лишь понятие договора аренды транспортного средства без экипажа. Правила аренды каршеринга должны быть отдельно оговорены в Гражданском кодексе. Например, предусмотреть, что правила краткосрочной аренды устанавливаются правительством, которое может издать соответствующее постановление: как именно каршеринговые компании должны оказывать услугу, проверять пользователей, какие документы требовать и т.д. Всё это нужно оговорить в конкретном законе, чтобы у компании была прямая ответственность и обязанность что-то делать, — считает автоюрист Сергей Радько.

Черные списки

Переговоры между ГИБДД и компаниями, предоставляющими краткосрочную аренду, ведутся давно. По словам экспертов, представители МВД РФ несколько месяцев назад уже декларировали готовность создавать «цифровую витрину» данных с предоставлением доступа к базам водителей. Однако сервис на сайте ГИБДД по-прежнему не позволяет автоматически проверять водительские права. За один раз в базу можно отправить не более 10 запросов, после чего сайт просит ввести проверочное слово и блокируется.

Сотрудничество операторов каршеринга и ГИБДД помогло бы не только решить проблему актуальности водительского удостоверения, но и упростило бы отслеживание неадекватного поведения водителя. В данный момент, даже если человек за рулем грубо нарушает ПДД, ему невозможно выписать штраф.

— Данные о поведении водителей не могут быть основанием для штрафов, так как протокол выписывает инспектор на основании, например, материалов фотовидеофиксации. Камера — это проверенный инструмент со строгой отчетностью, телематический комплекс в каршеринге — нет. Штрафы приходят с тех же камер или выписываются инспекторами на дороге. А операторы каршеринга предупреждают пользователя о недопустимой модели поведения и добавляют его в черный список с лишением доступа к сервису. Один из выходов — объединить черные списки разных операторов, чтобы увеличить меру ответственности небольшой категории маргинальных водителей, которые еще сохранили доступ в отдельные сервисы каршеринга, — рассказал член Общественного совета ГУВД Москвы Антон Шапарин.

каршеринг аренда гибдд
Фото: РИА Новости/Илья Питалев

Вопрос регулирования сервисов краткосрочной аренды уже обсуждается в Госдуме. По словам депутата Госдумы и президента Объединения юридических лиц «Союз транспортников России» Виталия Ефимова, к дискуссии привлекаются как представители бизнеса, так и законодатели:

— На рабочих группах мы обсуждаем все аспекты краткосрочной аренды автомобиля, начиная от ввода официального понятия «каршеринг» и заканчивая регламентированными требованиями к машине и организации, которая ее предоставляет. Обсуждаются вопросы разграничения полномочий: что будут брать на себя регионы, а что будет в федеральных правилах. Общее мнение экспертов, что база данных МВД должна быть доступна каршеринговым компаниям. Кроме того, мы обсуждаем, как не допустить в машину нетрезвого или уставшего водителя, — сообщил он.

О чем молчат операторы

Сами операторы каршеринга стремятся снизить количество нарушений и аварий с участием своих автомобилей. Например, «Делимобиль» ввел рейтинг водителя, автоматическую онлайн-идентификацию и смарт-тестирование при ночных бронированиях, которое оценивает скорость реакции водителя и степень концентрации внимания.

— Мы разработали рейтинг водителей, и тем, кто водит аккуратно, не нарушая правил, сервис предоставляет машины по более выгодной цене. Любые попытки манипуляций с аккаунтами были решены благодаря обязательному 3D-селфи перед началом поездки, функции Liveness. Эта технология позволяет полностью исключить возможность, что за рулем автомобиля будет не тот человек, которому принадлежит комплект документов и которого наша служба безопасности верифицировала и одобрила в качестве клиента, — рассказали в пресс-службе «Делимобиля».

каршеринг автомобиль водитель
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

У «Яндекс.Драйв» свои инструменты контроля соблюдения ПДД. Специальные датчики в каждой машине считывают показания со спидометра, тормозов, двигателя, коробки передач и других важных агрегатов. Все эти данные практически в режиме реального времени передаются на центральный сервер. Резкий рост скорости или торможение, игру в «шашечки» или резкие повороты алгоритм считает признаком агрессивной езды и сообщает об этом и сотрудникам компании, и пользователю. Предупреждения приходят независимо от того, привело нарушение к штрафу или нет.

В то же время эксперимент показал, что если на пользователя заведено два аккаунта (в одном числятся неактуальные права на девичью фамилию), то забронировать автомобиль можно с любой учетной записи.

Пока готовился этот текст, в Москве случилась еще одна авария с каршеринговой машиной. На Люблинской улице автомобиль каршеринга столкнулся с автобусом на полосе-дублере в правом ряду. Пострадал один человек.