Истинные герои: любезный Крейг, легендарный Дупак, весенний Юдашкин
«Не время умирать» демонстрирует рекордные сборы. Парижская Неделя моды ушла в онлайн. Директору «Таганки» исполнилось 100 лет. «Бурлаки на Волге» добрались до Парижа. Нобелевский лауреат по литературе оказался никому не известен. А Театр сатиры обрел нового худрука. «Известия» выбрали самое интересное в мире искусства.
25-й пошел
В российский прокат вышел 25-й фильм кинофраншизы о Джеймсе Бонде, который из-за пандемии COVID-19 ждал премьеры с весны 2020 года. Итоги российского бокс-офиса за уикенд обнародуют в понедельник, 11 октября, но в остальном мире «Не время умирать» появилось на экранах неделей раньше, и уже известно, что там за первые выходные это кино собрало более $120 млн. Самые высокие цифры оказались в Великобритании — $35 млн. В 21 стране картина продемонстрировала самые крупные сборы за уикенд после начала пандемии.
По мнению Рами Малека — исполнителя роли суперзлодея Люцифера Сафина, антагониста Бонда — создатели фильма правильно сделали, не отдав его в онлайн-кинотеатры: великолепие работы художников и декораторов можно оценить только на большом экране.
— Если бы вы лично очутились на площадке «Не время умирать» на Pinewood Studios, увидели бы невероятные декорации, которые построил художник Марк Тилдесли и которые залил волшебным светом Линус Сандгрен со своей командой; если бы вы потрогали костюмы, разработанные Суттират Энн Ларларб и сшитые лучшими портными в нашей индустрии... Ну что я могу сказать: это было само по себе зрелище, ни на что не похожее. Оно уникально, от него невозможно оторваться, — восхищался актер в беседе с «Известиями».
Он также подчеркнул, что агент 007 сегодня ассоциируется с Дэниелом Крейгом, который в последний раз принял участие во франшизе. Рами Малек заметил, что Джеймс Бонд — это «дом» Крейга. И «хозяин» был невероятно благороден, любезен и исключительно внимателен к мельчайшим деталям.
Свежесть Миро
На Парижской неделе моды свою коллекцию сезона весна-лето — 2022 успешно представил Дом моды Valentin Yudashkin. Показ состоялся онлайн, причем таким же образом продемонстрировала свои коллекции почти половина модных домов-участников, в том числе Dries Van Noten, Maison Margiela, Nina Ricci.
Виртуальный показ потребовал от модельеров нового подхода, о чем Валентин Юдашкин рассказал «Известиям».
— Мы заранее снимали видео о коллекции. Этот новый формат дает иные возможности художественного осмысления, — поделился он в беседе с «Известиями». — Скажу вам так: те, кто создавал это видео, теперь могут принимать участие в съемках фильмов. Мы стали режиссерами собственной коллекции. В принципе, мы и до этого ими были, но работали по-другому: ставили очередность выходов на подиум, выделяли увертюру, центр коллекции и финал. А чтобы заинтересовать зрителя на виртуальном показе, уже нужна иная атмосфера.
Валентин Юдашкин признался, что когда он трудился над новой коллекцией, его воодушевляла абстрактная живопись испанского художника Хуана Миро, хотя ранее он тяготел к классике. По словам кутюрье, Хуан Миро очень актуален, сколько бы ни прошло времени. Его работы всегда поражают своей свежестью и легкостью, и это вдохновляет.
Смелость юбиляра
В московском Доме кино отметили юбилей Николая Дупака. Легендарному директору Театра на Таганке, актеру, режиссеру, выдающемуся организатору, ветерану-фронтовику исполнилось 100 лет. Оказать почести этому незаурядному человеку пришли государственные деятели, главы столичных театров, известные актеры; поздравительные телеграммы прислали президент РФ Владимир Путин, министр обороны Сергей Шойгу, мэр Москвы Сергей Собянин.
Театру на Таганке Николай Дупак отдал лучшие годы своей жизни. При непосредственном участии Николая Лукьяновича «Таганка» превратилась в уникальное место, в передовую культурную точку столицы. А еще под руководством Дупака было спроектировано и построено новое здание театра, ставшее в 1980-х одним из прогрессивных символов Москвы.
— Весь Театр на Таганке в целом — это был для своего времени невероятно современный проект, — рассказывал Николай Дупак «Известиям». — Он создавался для того, чтобы показывать недостатки и проблемы, которые мешают жить. Всё было продумано до мельчайших деталей — от архитектуры до репертуара. В частности, я предложил перекрыть витражом большое фойе, где в результате появился дворик с березами, куда актеры выходили отдохнуть. А перед зданием мы посадили дуб — ровесник театра.
Гости Дома кино стоя приветствовали юбиляра. Народный артист России Александр Филиппенко предложил ввести в оборот звание «Герой театра» и первым делом присвоить его Николаю Лукьяновичу. «Спасибо вам за вашу смелость на всех этапах вашей жизни! Вы наш истинный герой!» — сказал Филиппенко.
Репин в Париже
В парижском музее «Пти-Пале» открылась первая во Франции ретроспектива Ильи Репина «Живописать русскую душу» (Peindre l’âme russe). Один из ее залов посвящен жизни Репина в Париже, где он провел три года. Всего в экспозиции — около 100 работ из Третьяковской галереи, Русского музея, других отечественных и западных музеев и частных собраний.
— На нашей выставке представлена одна из знаковых репинских картин — «Бурлаки на Волге», которую хорошо знают во Франции, хотя и не все помнят, кто ее автор, — отметил в беседе с «Известиями» куратор выставки Кристоф Лерибо.— А «Крестный ход в Курской губернии», который тоже сейчас здесь, у нас, и на котором запечатлена, как мы говорим, «вечная Россия», — это для меня настоящая энциклопедия русской жизни.
Куратор рассказал, что для зрителей в числе прочего доступны два варианта полотна «Не ждали», а также «Дуэль», которая вызывает в памяти великие произведения Пушкина, Толстого, Чехова. Из Третьяковки в Париж привезли грандиозную картину «Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». А из музея Принстонского университета в США прибыла одна из последних репинских работ — «Голгофа», которую никогда не демонстрировали в России.
Кроме самой выставки, которая продлится до 23 января, «Пти-Пале» предлагает большую связанную с ней культурную программу: лекции, театральные постановки, концерты, где прозвучат произведения русских композиторов. «Вишенкой на торте» станет празднование старого Нового года, которое «Пти-Пале» устроит 14 января.
Неожиданный лауреат
Лауреатом Нобелевской премии по литературе стал Абдулразак Гурна, писатель из Танзании, уже давно живущий в Великобритании. В нашей стране его произведения никогда не переводились и не издавались, а в самой Великобритании лауреат, ранее занимавший должность профессора в университете Кента, известен в основном в академических кругах.
В этом решении можно усмотреть определенную тенденцию, и связана она с изменениями в составе Нобелевского комитета, отметил в беседе с «Известиями» писатель Евгений Водолазкин.
— Тактика изменилась: ставка сделана на фигуры неожиданные, — заметил он. — Собственно, неожиданность — единственное, что объединяет лауреатов последних лет. В прошлом году победила американская поэтесса Луиза Глюк, которую не сказать что знали миллионы. Теперь — английский профессор, выходец из Танзании.
Также автор «Лавра» и «Авиатора» обратил внимание на то, что в качестве ученого Абдулразак Гурна специализируется на постколониальной литературе, представителем которой сам и является.
Перу лауреата принадлежат 10 романов и несколько рассказов. Как отмечено в представлении Нобелевского комитета, премия сочинителю присуждена «за его бескомпромиссное и сострадательное осмысление последствий колониализма и судьбы беженцев в пропасти между культурами и континентами».
Кадры решают
Сергей Газаров назначен худруком Театра сатиры. На этом посту он сменил Александра Ширвиндта, руководившего театром с 2000 года. Свои обязанности Газаров будет совмещать с руководством театром «Прогресс Сцена Армена Джигарханяна», который он возглавил в декабре прошлого года.
Ведущая актриса Театра сатиры, народная артистка России Наталья Селезнева в беседе с «Известиями» заметила, что любая политика лучше, чем политика колебаний.
— То, как театр жил после того, как Александр Анатольевич Ширвиндт объявил о своем уходе, — это было очень тяжело, — призналась она. — Думаю, всем нам будет спокойнее, если мы будем знать, что очень талантливый человек будет руководить труппой. Как говорится, в добрый час, в добрый путь.
По словам актрисы, в плане коммуникации новому руководителю будет нетрудно: труппа в театре дружная — нет скандалов, склок и конфликтов, и главное для нее сейчас — хорошие пьесы и спектакли.
Департамент культуры Москвы в этот же день, 8 октября, произвел еще два назначения. Олег Липовецкий стал худруком театра «Шалом», сменив на этом посту Александра Левенбука, а Николай Сергиенко возглавил театр «Ромэн», которым ранее руководил Николай Сличенко.