Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Вице-президент Венесуэлы отвергла становление республики чьей-либо колонией
Мир
Лавров обсудил с главой МИД Белоруссии ситуацию вокруг Венесуэлы
Мир
Орбан заявил о возможном росте цен на нефть из-за событий в Венесуэле
Мир
Белый дом опубликовал кадры с наблюдающим за ходом операции в Венесуэле Трампом
Общество
Лавров исполнил мечты детей из Луганска и Воронежа в рамках акции «Елка желаний»
Мир
Трамп заявил о неудовлетворенности ходом контактов с Россией по Украине
Мир
Трамп заявил о намерении США управлять Венесуэлой до «разумного перехода власти»
Мир
Трамп не обсуждал Венесуэлу во время разговора с Путиным
Мир
В США не исключили убийства Мадуро при его сопротивлении в ходе захвата
Мир
Операция по захвату Мадуро и его супруги разрабатывалась несколько месяцев
Мир
Трамп опубликовал первое фото Мадуро на борту корабля США после задержания
Мир
Трамп указал на выведение всех военных сил Венесуэлы из строя во время атаки США
Мир
В Мюнхене усомнились в аргументах против России после удара США по Венесуэле
Мир
Трамп проводит пресс-конференцию в связи с атакой США на Венесуэлу. Трансляция
Мир
Заседание Совета Безопасности ООН по Венесуэле может состояться 5 января
Мир
Израиль поддержал операцию США в Венесуэле
Мир
Вэнс указал на неоднократные предложения Трампа Венесуэле по урегулированию

Не блогом единым: самые читающие россияне — молодежь от 16 до 24 лет

В 2022 году книжный рынок России вырастет на 30%
0
Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Наибольшую читательскую активность сегодня демонстрируют юные россияне в возрастных группах 16–19 лет и 20–24 года, узнали «Известия». Согласно данным «Росиндекса», их интерес к книге вырос на 62,7% по сравнению с допандемийной картиной. Такая динамика дает повод для оптимизма: по прогнозу аналитиков, к концу года объем книжного рынка России составит 361 млн экземпляров и 99 млрд рублей.

В Facebook — за романом

Расхожий стереотип о поколении Z, представители которого ни одной книги не открывали, зато дни и ночи напролет зависают в TikTok, опровергают цифры. По данным Российского книжного союза (РКС), подростковая и молодежная аудитория — главный драйвер книжного рынка после пандемии.

Руководитель Комитета по международному сотрудничеству РКС, генеральный директор издательства «ЭКСМО» Евгений Капьев отмечает, что феноменальный рост читательской активности в пандемийный и постпандемийный периоды наблюдается в возрастных группах 16–19 лет и 20–24 года, а их интерес к чтению вырос в среднем на 62,7% в сопоставлении с 2019 годом.

— За это время втрое увеличилось число сообщений о книгах и их авторах в соцсетях: с 5 млн упоминаний тогда до 14 млн сегодня, — уточнил он.

Евгений Капьев подчеркнул, что для индустрии это существенный прогресс. Для сравнения, количество постов о фильмах и актерах насчитывает более 700 млн ежегодно.

Социальные сети — важный маркер исследования молодежного чтения, ­— объяснила «Известиям» креативный продюсер всероссийской социальной инициативы «ЮФ», директор по стратегическим коммуникациям издательской группы «Эксмо-АСТ» Екатерина Кожанова. По данным эксперта, чаще всего обсуждают чтение во «ВКонтакте» (54%), Facebook — 12%, Instagram и «Одноклассниках» по 13%.

Еще один показатель — рост доли художественной литературы в общем ассортименте. В 2020–2021 годах он вырос на 19%.

— Если мы откроем последний Всероссийский книжный рейтинг (ВКР), увидим, что в топ-50 самых продаваемых книг вошли манга Масаси Кисимота «Наруто» и книги издательства Popcorn Books, специализирующегося на читательской категории young adults, — продолжила Екатерина Кожанова. — По итогам 2020 года «Наруто» заняла 19-е место.

По мнению спикера, это очень заметный результат, поскольку топы продаж стабильно удерживает лонгселлеры: нон-фикшен, книги по коучингу и бизнесу и детективные романы Майка Омера. Таким образом, скромные издательства смогли потеснить мастодонтов только благодаря книгам для молодежи.

Рассказала Екатерина Кожанова и о самой посещаемой встрече на недавней Международной московской книжной ярмарке. Это разговор с Лией Арден, российским автором бестселлера «Мара и Морок» и других романов в жанре фэнтези.

— Были и другие яркие встречи, но чтобы автор три часа подряд подписывал книги, такого я не видела давно, — заметила она.

От нечего делать

Среди факторов, мотивировавших молодежь к чтению, аналитики выделяют диджитал-трансформацию отрасли, рост самиздат-платформ, восстановление книжных сетей, открытие новых магазинов и пандемию.

— Свой вклад внесли связанные с ковидом ограничения на посещение массовых мероприятий, — отметил Евгений Капьев. — Те, у кого вечно не хватало времени на чтение, открыли для себя мир книг.

Яркой иллюстрацией последнего тезиса стал сбой в соцсетях, произошедший 4 октября. В этот день продажи цифровых книг на платформе «ЛитРес» существенно выросли.

— Пока у многих пользователей не было доступа к привычным способам развлечения и общения, продажи цифровых книг в штуках выросли на 8%, а выручка сервиса — на 1 млн рублей по сравнению с предыдущим днем, — сообщила «Известиям» руководитель PR-отдела ГК «ЛитРес» Дарья Малкова.

Она добавила, что такие высокие показатели нетипичны для понедельника:

— В этот день выручка обычно меньше, чем в воскресенье. Самой популярной книгой в этот день стали «Тревожные люди» Фредрика Бакмана в электронном формате, — рассказала она «Известиям».

Заместитель генерального директора по стратегическому маркетингу и развитию ГК «ЛитРес» Ирина Грааф подтвердила, что количество молодежи среди аудитории крупнейшего книжного сервиса в России и странах СНГ действительно выросло.

— Наиболее высокий прирост за последние девять месяцев у группы от 16 до 19 лет: в ней количество покупок выросло на 27% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Среди молодежи в возрастной категории от 20 до 24 лет — на 4%. Мы связываем это в том числе с нашим активным продвижением в интернете, в частности у инфлюенсеров, — пояснила Ирина Грааф.

Она добавила, что чаще всего молодежь интересуется литературой по саморазвитию и личностному росту, зарубежной психологией, современными любовными романами, романтическим и героическим фэнтези.

Другим драйвером роста книжного рынка стали мероприятия по искоренению пиратства, а также принятие законопроекта о внесудебной модерации поисковой выдачи, который активно лоббировал РКС (в сентябре Сергей Степашин направил обращение к руководству «Яндекса» и Mail.ru Group, в котором попросил организовать процесс удаления пиратских ссылок из поисковой выдачи во внесудебном порядке, а также внедрить на своих площадках технологию распознавания нелегальных копий книг по цифровому отпечатку. — «Известия»).

— Сегодня порядка 60% россиян читают книги, и только около 30% их покупают, — сказал Евгений Капьев. — Это значит, 30% читателей продолжают пользоваться пиратскими ресурсами. Искоренение пиратства существенно подстегнет обороты, главное, с этим правильно работать, — уверил спикер.

Развлечение VS наказание

Изучать структуру чтения молодежи эксперты начали в 2015 году. По данным исследовательского агентства Ipsos, тогда 16–19-летние были самой малочитающей публикой: они открывали книгу только по принуждению и в рамках образовательного процесса.

Качественные исследования (их проводило агентство «Михайлов и партнеры») показали, что школьная подача литературы с дидактическим разбором образов и оценкой художественного замысла с точки зрения морали оказалась барьером для восприятия русской классики и оттолкнула от чтения в целом.

Другой фактор, затрудняющий доступ к литературе, — дефицит свободного времени. Подростки признавались, что редкие часы, оставшиеся после различных активностей (посещения школы, кружков), они предпочитают потратить на себя, в том числе на просмотр развлекательного контента в соцсетях.

— Предлагать молодежи чтение можно только в качестве развлечения, удовольствия. Одно дело, если читать интересно, модно, познавательно, другое — когда надо и приходится, — рассуждает Екатерина Кожанова.

С доводом согласился писатель и литературовед, в прошлом учитель словесности Александр Генис.

— Чтобы сохранить чтение, нужно вернуться к его арифметике. Только навык умения читать (исследовать связи, понимать цели, а главное, ставить себя на место автора) поможет влюбиться в подходящую книгу, а не вымучивать навязанную школьной программой, — уверен он.

В том, что неопытный читатель выбирает книги чтения методом тыка, и в этом «списке Бродского» бульварный роман будет соседствовать с масскультным детективом, Генис не видит ничего ужасного, поскольку «книги — не канон, а хорошая компания». Самоценна привычка к чтению, а до качественной литературы руки обязательно дойдут.

Если говорить о жанровых предпочтениях сегодняшних молодых читателей, то, по данным ВКР, это переводная фантастика, фэнтези, манга, мистика и приключенческий экшен.

Наибольшей популярностью на «ЛитРесе» в период с января по сентябрь 2021 года пользовались электронные книги «5 языков любви» Гэри Чепмена, «Расширить сознание легально» Владислава Гайдукевича, «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Клейсона, «Любовь к себе. 50 способов повысить самооценку» Анастасии Залоги, «Подсознание может всё!» Джона Кехо, рассказала Ирина Грааф.

Среди аудиокниг по количеству покупок на первом месте оказалась «Подсознание может всё!» Джона Кехо. На втором — «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Клейсона. Третья позиция — у произведения Юваля Ной Харари «Sapiens. Краткая история человечества». Следом идут «НИ СЫ. Будь уверен в своих силах и не позволяй сомнениям мешать тебе двигаться вперед» Джен Синсеро и «Радикальное прощение. Духовная технология для исцеления взаимоотношений, избавления от гнева и чувства вины, нахождения взаимопонимания в любой ситуации» Колина Типпинга.

Похожую картину демонстрируют читательские запросы и в Российской государственной детской библиотеке (РГДБ).

— Наши исследования показывают, что, выбирая круг чтения, подростки в большей мере склонны доверять сверстникам, чем взрослым. Они читают то, что популярно в их компании или школе, — отметила заведующая сектором рекомендательной библиографии РГДБ Наталья Козловская.

Среди самых популярных запросов эксперт перечислила всё те же антиутопии, манги и фэнтези. Например, «Тени Радовара» Марлуса Морсхейса, «Тайны Лариспема» Люси Пьерра-Пажо, «Субмарин» Андреаса Эшбаха, «Через сто лет» Эдуарда Веркина. Подростки зачитываются «Сердцем на Брайле» Паскаля Лютера, экранизированном в 2016 году и вышедшем в российский прокат. Ни Чехова, ни Музиля, ни Кафки в этом «вишлисте» нет.

Екатерина Кожанова полагает: чтобы молодежь приохотилась к русской и зарубежной классике, нужно сломить стереотипы ее восприятия, связанные со школьной обязаловкой.

— Мы стараемся рассказывать о классике, привлекая молодежных инфлюенсеров, — поделилась она с «Известиями», — поэтому к юбилею Достоевского мы делаем совместные проекты с популярными блогерами — Димой Сыендуком и Ульяной Улилай.

В целом поколение Z не приемлет нотаций, говорит решительное «нет» стереотипам, предпочитает следить за обычными людьми, а не за селебрити, а иронический и даже расслабленный стиль изложения воспринимает лучше, чем какой-нибудь другой. Поэтому лучший рассказчик для них — не артист, не писатель, а герой масскульта.

Читайте также
Прямой эфир