
Золотая осень для экспорта: что Россия получит от дорогого газа

Цена на газ в Европе побила очередной рекорд, установившись 5 октября выше отметки в $1350 за тысячу кубометров, — в 15 раз больше, чем год с небольшим назад, когда цены находились в своей нижней точке. Для производителей по крайней мере на данный момент это хорошие новости. Крупнейшим поставщиком газа в Европу и довольно значимым в Азию являются российские компании, в первую очередь «Газпром» и «Новатэк». Смогут ли они увеличить свои доходы и поступления в российский бюджет, разбирались опрошенные «Известиями» эксперты.
Россия в 2021 была (как, впрочем, и в предыдущие годы) крупнейшим поставщиком газа в Евросоюз. По данным S&P, в текущем году газовые компании нашей страны направляли в Европу 328 млн кубометров газа в день. Для сравнения: европейский экспорт Норвегии — третьего по значимости поставщика газа на мировой рынок — составляли в этом году около 290 млн кубометров в сутки. Что касается всех поставок СПГ в Западную Европу, то ожидается, что в IV квартале они достигнут 224 млн кубометров в день, что на 20 млн кубометров выше, чем в аналогичный период прошлого года.
Ожидается, что и Норвегия с октября начнет повышать объем поставок, правда всего на 2%. Начал заполняться «Северный поток – 2», что позволяет ожидать увеличения экспорта по этому направлению. Однако даже всего этого может оказаться недостаточно. Всё дело в росте спроса на газ: заполненность хранилищ накануне зимы не превышает 80% (в норме в этот же период года она составляла 95–97%). Электроэнергию из других источников, например, гидроэлектростанций, получить не удастся из-за сухой осени, которая снизила уровни воды в водохранилищах по всей Европе, особенно в Скандинавии. Что касается угля, то цены на него также бьют рекорды из-за бешеного спроса в Восточной Азии.
Параллельно стоимость выбросов достигла в Европе €65 за тонну CO2 впервые в истории. Энергетический уголь, обеспечивающий наибольший объем выбросов, в этой ситуации может оказаться буквально золотым топливом. Переход на мазут может быть локальным решением, но и подорожание нефти до максимумов за семь лет, особенно в условиях, когда ОПЕК+ не торопится наращивать добычу, возводят определенные препятствия. Таким образом, весьма вероятно, что цены на газ как минимум до конца года останутся высокими, хотя и могут отступить от рекордных показателей, тем более если начало зимы окажется теплее ожиданий.
Смогут ли поставщики воспользоваться ситуацией и заработать на высокой конъюнктуре? Некоторые аналитики считают, что большая часть сверхдоходов может остаться вне пределов России. Ценообразование и система контрактов на газ являются довольно сложными вещами. Частично цены привязаны к стоимости нефти, а частично — к спотовому рынку газа. Тем не менее приблизительные оценки всё же дать можно.
Как формируются цены на российский газ для Европы
По словам старшего консультанта VYGON Consulting Екатерины Колбиковой, в долгосрочных контрактах «Газпрома» сегодня доля нефтяной индексации составляет всего 13%, остальное — по формулам с привязкой к ценам газовых хабов.
— При этом типов применяемых торговых инструментов, временных и географических базисов значительное число. Так, около 56% — спотовые котировки на день и месяц вперед, 31% — фьючерсные кривые на квартал, сезон или год вперед. С российским СПГ, как и с большинством зарубежных заводов, ситуация обратная — более 80% сжиженного газа реализуется по долгосрочным контрактам, в основном с нефтяной привязкой.
Она отметила, что в целом в Европе на данный момент самая высокая доля спотовой индексации в газовом ценообразовании — в 2020 году она составила 80%: около 430 млрд кубометров газа было продано в Европе с привязкой к спотовым ценам.
— Что касается Азии, тот тут ситуация обратная: более 60%, или 300 млрд кубометров, спроса покрывается контрактами с нефтяной привязкой, еще 100 млрд кубометров торгуется на спотовом рынке. Впрочем, в основном это касается внутренней добычи газа в Индии и части импортных поставок СПГ.
— В настоящее время цены, по которым «Газпром» поставляет газ в Европу, привязаны к ценам на хабах, — объяснил президент института энергетики и финансов Марсель Салихов. — Правда в большей степени они ориентированы не на текущие спотовые цены, а на цены month-ahead (поставка через месяц) и форварды (поставка на следующий квартал, сезон или год).
Салихов добавил, что поставки в страны ближнего зарубежья осуществляются по ценам ниже европейских и не зависят напрямую от них.
— Поэтому эффективные цены экспорта трубопроводного газа ниже цен TTF. К примеру, по данным ФТС, в июле 2021 года (последние доступные данные в настоящее время) эффективная цена экспорта трубопроводного газа составляла $245 за тысячу при спотовой цене на TTF за тот же период времени $466 за тысячу. В августе-сентябре цены экспорта существенно вырастут, но они будут составлять $1000 за тысячу кубометров.
Как увеличивается выручка российских экспортеров при повышении цен на $100 за тысячу «кубов»
— Если спотовая цена вырастает на $100 за тысячу «кубов», а все остальные цены остаются без изменения (цена на корзину нефтепродуктов и фьючерсная кривая цен на газ на TTF), то с задержкой в 3–9 месяцев цена реализуемого газа вырастет на $40 за тысячу кубометров, — пояснил «Известиям» исполнительный директор управления анализа фондового рынка Газпромбанка Александр Корнеев.
— При таком росте цен выручка от экспорта трубопроводного газа увеличивается на $1,7–1,8 млрд в месяц, еще около на $300–350 млн в месяц увеличится стоимость экспорта СПГ, — добавил Марсель Салихов. — Можно ожидать также, что одновременно будет происходить увеличение цен на химическую продукцию и удобрения, что также скажется на выручке этих секторов. Таким образом, выручка российских экспортеров будет увеличиваться как минимум на $2 млрд в месяц.
Сколько составят доходы газовиков при сохранении текущих цен до конца года
По словам Колбиковой, контракты российских экспортеров газа содержат различные временные базисы привязки к спотовым и нефтяным индексам. Поэтому цены по контрактам «Газпрома» не достигнут уровня текущих спотовых цен европейских площадок. Средняя цена трубопроводного газа РФ уже по итогам семи месяцев составила 193 долл./тыс. м3, превысив почти на 15% текущую ожидаемую цену, закладываемую в бюджет компании на 2021 года.
— С учетом сложных формул и структуры контрактов предсказывать, насколько вырастут доходы от экспорта газа, сложно. Но по меньшей мере можно ожидать, что они превзойдут даже результаты относительно удачного 2019 года на 50–75%. Для СПГ этот год окажется не столь удачным в отличие от трубопроводного газа, что связано с существенным лагом в привязке к нефтяным ценам, всё еще отражающим их низкий уровень в 2020 году.
— Мы полагаем, что если текущие цены на газ сохраняются в течение IV квартала 2021 года, то средняя эффективная цена экспорта трубопроводного газа составит $490 тыс. по сравнению со $183 за тысячу кубометров в IV квартале 2020 года, — подсчитал Салихов. — Повышение цен вместе с увеличением физических объемов экспорта приведет к получению $18–20 млрд дополнительной выручки
Какие дополнительные доходы в этом случае получит бюджет
По словам Марселя Салихова, бюджет напрямую получает 30% от стоимости экспорта трубопроводного газа за счет действия экспортной пошлины.
— Таким образом, только за счет этого налога бюджет получает дополнительно $5,5–6,0 млрд дополнительного дохода в IV квартале 2021 года. Дополнительные поступления будут связаны с получением дополнительного налога на прибыль из-за роста прибыли «Газпрома». Мы полагаем, что чистая прибыль «Газпрома» в этом году превысит 2 трлн рублей (за первое полугодие чистая прибыль компании составила 529 млрд рублей). Если «Газпром» направит на дивиденды половину прибыли, то выплаты могут составить около 1 трлн рублей. Государство контролирует половину капитала компании, поэтому может рассчитывать на получение примерно 500 млрд рублей.