Пакетное напряжение: ЕС готовит новые санкции против Белоруссии
Евросоюз работает над новыми санкциями в отношении Белоруссии. По словам источника «Известий» в дипломатических кругах ЕС, причиной послужил миграционный кризис на границе республики с союзом. В Минске уверены: ситуация с нелегалами — лишь предлог, и, какими бы ни были ограничения, на политику страны они не повлияют. На фоне обострившихся отношений между Минском и Брюсселем продолжается сближение Белоруссии с Россией: реализация 28 союзных программ стала центральной на встрече президентов Александра Лукашенко и Владимира Путина 9 сентября.
Одним пакетом больше
ЕС работает над пятым пакетом санкций в отношении Белоруссии: как рассказал собеседник «Известий» в европейских дипломатических кругах, поводом для этого стал миграционный кризис на границе республики со странами Балтии и Польшей, а также «давление режима Лукашенко на белорусский народ».
В евроучреждениях «Известиям» эту информацию ни опровергли, ни подтвердили: в Еврокомиссии лишь отметили, что очередные меры должны принять все 27 государств-членов, и пока такого решения нет.
— Евросоюз неоднократно заявлял, что, если репрессии со стороны режима Лукашенко продолжатся, он примет меры. Санкции, действующие к настоящему моменту, вводятся в прогрессии, то есть их могут усилить, если на то будет единогласное решение стран-членов, — сказал «Известиям» представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано. — Обзор событий в Белоруссии и формулирование европейской реакции — это непрерывный процесс. Внутренние дискуссии ЕС мы не комментируем.
В Минске с уверенностью заявляют: на белорусскую политику давление Брюсселя не повлияет.
— Санкции связаны прежде всего с обострением кризисных явлений в мире и попытками оказать экономическое давление на Республику Беларусь для корректировки ее внешней политики, — сказал «Известиям» глава комиссии белорусской палаты представителей (нижняя палата парламента) по международным делам Андрей Савиных. — Я могу вас заверить, что внешняя политика республики реализуется исключительно в интересах белорусских граждан, и никакие меры внешнего давления не заставят нас изменить наши принципиальные подходы к международному сотрудничеству.
Сейчас в отношении Минска действует уже четыре пакета европейских рестрикций — последний Брюссель ввел в июне 2021 года. Тогда из-за экстренной посадки самолета Ryanair в связи с сообщением о бомбе и задержания находившихся на борту оппозиционера Романа Протасевича и россиянки Софии Сапеги, ЕС включил в свой черный список 78 физических лиц и восемь компаний (среди них — производитель самосвалов «БелАЗ» и «Новая нефтяная компания»). Это значит, что людям запрещен въезд в ЕС, а их европейские активы и средства организаций заморожены.
Поводом ввести ограничения на этот раз стал миграционный кризис на границе Белоруссии с ЕС. В конце мая Александр Лукашенко заявил, что Белоруссия служит барьером для мигрантов, стремящихся в Европу, однако западное давление может привести к тому, что Минск от этой роли откажется. В итоге летом число нелегалов на подходе к Латвии, Литве и Польше кратно увеличилось, в результате чего эти страны начали строить заборы на границе. ЕС обвинил Минск в намеренной переброске беженцев в Европу. В Белоруссии эти заявления отвергли.
— Пятый пакет санкций только формально увязывается с миграционным кризисом. Дело в том, что в ЕС он начался три или четыре года назад и фактически связан с наплывом беженцев, которые ищут убежища в европейских странах. Они попадают туда как по южным маршрутам через Средиземное море, так и через Турцию, а теперь через Россию и Белоруссию, — считает Андрей Савиных.
8 сентября Александр Лукашенко внес законопроект, предполагающий приостановление соглашения с ЕС о реадмиссии (согласие на прием обратно) лиц, нарушивших условия въезда, — по оценке МИД Белоруссии, в условиях санкций выполнять свои обязательства по этому документу Минск больше не может.
Руки помощи
Брюссель упирает на то, что, несмотря на ограничения против предприятий, на жизни простых белорусских граждан эти меры не сказываются.
— Санкции ЕС тщательно просчитаны, их задача действовать пропорционально целям, которых они должны достичь, — сказали «Известиям» в Евросовете. — Они нацелены на тех, кто отвечает за политику и подходы, на которые ЕС хочет повлиять. При этом мы стремимся максимально снизить непредвиденные последствия для населения.
При этом ЕС «поддерживает жертв государственных репрессий, независимые СМИ и гражданское общество», подчеркнул Петер Стано.
По оценке белорусской стороны, к принципиальному экономическому падению западные действия не привели.
— Мы анализировали первые три пакета санкций — они затрагивают 0,01% общего объема белорусского экспорта. Наибольшую угрозу представляет четвертый пакет ЕС, который нацелен на нефтеперерабатывающую и калийную отрасли, — это где-то 7% экспорта, — сказала «Известиям» руководитель Центра мировой экономики Института экономики Национальной академии наук Беларуси Татьяна Вертинская. — Обычно потери связываются еще и с антисанкционной политикой — речь о запрете на ввоз каких-либо товаров. Если их не заменят аналогичной продукцией из, скажем, Китая или России, то в краткосрочной перспективе возможны убытки.
По словам эксперта, на фоне рестрикций встал вопрос перехода Белоруссии на другие рынки — китайский, российский, а также стран «Дальней дуги» (отдельные государства Азии, Африки и Латинской Америки).
Вместе с тем еще в мае 2021 года Евросоюз разработал план финансовой помощи Белоруссии объемом в €3 млрд, из которых €1,5 млрд должны пойти на восстановление экономики. Помощь также предполагает инвестиции в инфраструктуру, экологию, цифровизацию и поддержку реформ.
— €3 млрд — это часть поддержки демократической Белоруссии. Ее республика получит, как только встанет на путь демократии со свободными и честными выборами и реформами, которые обеспечат уважение прав человека и базовых свобод белорусского народа, — подчеркнул в беседе с «Известиями» Петер Стано.
Пока Евросоюз только обещает транши новой «демократичной Белоруссии», Россия уже финансово поддерживает страну: 21 декабря 2020 года Москва и Минск заключили межправительственное соглашение, в соответствии с которым РФ предоставляет республике два транша по $0,5 млрд — вторую его часть она перечислила в июне 2021 года. 9 сентября Александр Лукашенко в пятый раз посетил Москву, где встретился с президентом РФ Владимиром Путиным. Центральной темой стала интеграция двух стран — в частности, реализация 28 совместных союзных программ.
— Для близости России и Белоруссии есть целый ряд оснований: международно-политические, экономические, социокультурные, этнические, — сказал «Известиям» первый замглавы комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Новиков. — Разделение наших стран стало результатом ситуативно-конъюнктурных решений, и это больно сказывается на перспективах каждого из государств. За последние десятилетия в российско-белорусских отношениях накоплен слишком большой арсенал упущенных возможностей, и нам нужно интенсифицировать наши контакты, чтобы Союзное государство начало полноценно функционировать.
На этом фоне прозвучали заявления о том, что Москва может предоставить Минску еще один транш. Как сказал 8 сентября глава Минфина РФ Антон Силуанов, этот вопрос обсуждается с белорусскими коллегами, и не исключено, что Россия окажет дополнительную поддержку соседу, который «оказался в непростом финансовом положении». Как уточнил на пресс-конференции двух лидеров по итогам переговоров Владимир Путин, общий объём кредитов Белоруссии с сентября текущего года до конца 2022-го составит около $640 млн.