Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Знаменитая регулировщица Великой Победы Лиманская скончалась на 101-м году жизни
Политика
Путин призвал не допустить дестабилизации ситуации на пространстве СНГ
Здоровье
Нарколог рекомендовал начинать новогоднее застолье с мяса и рыбы
Армия
Пленный боевик ВСУ рассказал об обучении стрельбе в Польше на симуляторах
Авто
Кроссовер Haval M6 начали выпускать в Калуге
Политика
Нарышкин назвал Украину несостоявшимся государством
Мир
В Коста-Рике при крушении легкомоторного самолета погибли пять человек
Здоровье
Эксперты предупредили россиян о самых опасных моющих средствах
Общество
Россияне на Новый год предпочтут сюрпризы заказанным подаркам
Спорт
«Вашингтон» одержал победу без Овечкина в составе впервые в сезоне НХЛ
Авто
Продажи Lada 2107 с пробегом выросли на 57,5% в октябре
Наука и техника
Neuralink начала разработку управляемой разумом роботизированной руки
Мир
Меркель назвала серьезным экономическим ударом для ФРГ отказ от российского газа
Мир
В Коста-Рике разбился легкомоторный самолет Cessna с шестью пассажирами
Мир
Лавров указал на отброшенные НАТО приличия в заявлениях о превентивных ударах по РФ
Авто
Автомобили «Москвич» появятся в такси на Кубе
Происшествия
Три человека пострадали при прорыве трубы с горячей водой в Санкт-Петербурге
Мир
Бортников указал на ускоренное внедрение НАТО в регионы Арктики и Балтики
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Президент Александр Лукашенко заявил, что транзиту китайских товаров через Белоруссию ничего не угрожает. За минувшие годы Белоруссия успела превратиться в существенное звено в транзитной цепочке Китая, ведущей в Западную Европу. Но в последнее время Минск столкнулся с возрастающим санкционным давлением со стороны ЕС — уже готовится новый, пятый по счету, пакет санкций. В этих условиях Лукашенко счел необходимым успокоить азиатского союзника: Белоруссия продолжит исполнять транзитные договоренности в любом случае. Подробности — в материале «Известий».

Глобальный проект

В 2013 году председатель КНР Си Цзиньпин принял решение возродить древний торговый маршрут Великого Шелкового пути. Для этого была предложена концепция «Один пояс — один путь», состоящая из двух направлений: сухопутного — «Экономический пояс Шелкового пути» и водного — «Морской Шелковый путь XXI века». Для реализации задуманного необходимо было разработать и построить в разных странах сотни инфраструктурных объектов: железные дороги, автотрассы, электростанции и индустриальные парки. При этом китайский лидер именно Белоруссию назвал важной узловой платформой «Шелкового пути». В рамках этого пути двумя государствами было запланировано около 90 совместных инвестиционных проектов. В 2014 году министерство экономики Белоруссии подписало с министерством коммерции КНР протокол о сотрудничестве. С этой поры Белоруссию можно считать полноправным участником «Шелкового пути».

В первой половине января 2019 года на парижской конференции Международного союза железных дорог и Ассоциация грузоперевозчиков (FERRMED) был подписан меморандум о развитии евразийской логистики по перевозке грузов между Китаем и странами Евросоюза.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко

Президент Белоруссии Александр Лукашенко

Фото: пресс-служба президента Республики Беларусь

К документу прилагалась карта маршрутов, согласно которой основной поток грузов идет через Белоруссию. Кстати, это стало большим разочарованием для Украины, в свое время намеревавшейся изрядно откусить от китайского транзитного пирога. Ведь в 2013 году речь шла о том, что китайская сторона готова вложить огромные средства в транспортную инфраструктуру Украины. Однако после свержения президента Виктора Януковича, активно развивавшего отношения с Китаем, большинство прежних планов сотрудничества реализованы не были. Фокус внимания Китая сместился на Белоруссию, а Украине оставили лишь запасную железнодорожную ветку — южное ответвление магистрального маршрута (Москва–Киев–Будапешт).

В рамках интеграции в «Новый шелковый путь» Белоруссия обзавелась большим количеством инфраструктурных объектов. В их числе можно упомянуть мультимодальный сборочный полигон и логистический центр дистрибуции товаров в СЭЗ «Гродноинвест», предназначенный стать глобальным хабом на пути движения товаров из стран Центральной и Юго-Восточной Азии на рынок ЕС и китайско- белорусский индустриальный парк «Великий камень» (в 25 км от Минска), представляющий собой промышленный полигон по размещению высокотехнологических производств с экспортным целевым назначением (в основном на рынки ЕС). Был построен и внушительный инспекционно-досмотровый комплекс Брестской таможни — включающий в себя сканирующий туннель, который оснащен технологией быстрого контроля и скоростной самоадаптации. Он может «просвечивать» грузы в движении, не останавливая товарные составы и выявляя, например, блоки контрабандных сигарет в пиломатериалах. В запуск этого комплекса китайская сторона вложила $5,5 млн.

Интересы Китая не пострадают

Все эти вложения окупились. Даже в кризисном 2020-м белорусскими железными дорогами были перевезены более 550 тыс. контейнеров ДФЭ (двадцатифутового эквивалента) в рамках маршрута Китай–Европа–Китай. Причем объем контейнерных перевозок оказался в 1,6 раза выше уровня 2019 года. «Наша транспортная инфраструктура пользуется активным спросом в качестве надежного транзитного коридора», — сказал Александр Лукашенко в ходе своего видеообращения, адресованного участникам Глобального саммита торговли услугами, прошедшего в Пекине с участием Си Цзиньпина. По словам Лукашенко, с 2014 по 2020 год железнодорожные контейнерные перевозки по линии Китай-Европа-Китай через Белоруссию выросли в 14 раз. При этом президент подчеркнул, что Минск будет и в дальнейшем предпринимать все необходимые меры для обеспечения бесперебойного движения этих составов. Кроме того, Лукашенко прямо назвал Китай ключевым партнером Белоруссии и недвусмысленно отметил большие перспективы, которые он видит в возможности выхода на китайские торговые онлайн-ресурсы.

Белорусско-польская граница
Фото: ТАСС/Федосенко Наталия

Эти слова не случайны: белорусскому лидеру нужно было сгладить эффект от своего же заявления, сделанного несколькими месяцами раньше. В мае этого года, рассуждая о санкциях ЕС, наложенных на Белоруссию, Лукашенко эмоционально сказал: «Мы не хотим никакой экономической войны. Они все, европейцы: санкции, санкции, мы введем санкции! Ну мы ответим. Сколько можно склонив голову ходить? Хотят они через Средиземное море товары возить туда, на восток — в Россию, Китай, — пусть возят». Более того, 6 июля Лукашенко поручил правительству проработать возможность запрета транзита немецких товаров в Россию и Китай через территорию Белоруссии.

Вскоре посол КНР в Москве Чжан Ханьхуэй дал понять, что китайская сторона обратила внимание как на слова Александра Лукашенко о возможности ограничить транзит товаров через территорию Белоруссии, так и на новое одностороннее расширение ограничений ЕС против республики. «Китай последовательно выступает против необоснованного применения односторонних санкций в международных отношениях, а также против использования санкций для взаимных угроз. Китай выступает против вмешательства иностранных сил во внутреннюю политику Белоруссии», — подчеркнул посол.

По словам Чжан Ханьхуэя, в Пекине надеются, что стороны не будут подрывать стабильность в регионе. Понятно, что Лукашенко старается заверить Китай, который в Минске считают одним из главных своих геополитических «друзей», что Белоруссия является стабильным и надежным партнером. К тому же это государство рассчитывает и далее расширять свое участие в «Новом шелковом пути». Так, 14 июля в контейнерный порт Яде-Везер в Вильгельмсхафене (ФРГ) впервые прибыл прямой грузовой поезд из Китая. Состав, выехавший из провинции Аньхой 25 июня, пробыл в пути 18 дней (в два раза меньше времени, чем потребовалось бы кораблю) и привез бытовую технику и текстиль. За это время он преодолел расстояние 10 тыс. км, проехав через Казахстан, Россию, Белоруссию и Польшу.

Белоруссию не исключить из уравнения

При этом Евросоюз продолжает вводить санкции против Минска. На днях стало известно содержание очередного их пакета — уже пятого по счету. Невзирая на опасения, там не оказалось мер против белорусского транзитного комплекса — санкции снова коснутся отдельных физических лиц, авиакомпании «Белавиа», а также ряда белорусских туристических фирм, которые, как считают в ЕС, «способствуют развитию миграционного кризиса в Европе». Другими словами, в Евросоюзе прекрасно осознают собственную зависимость от Белоруссии в сфере китайского транзита.

Белавиа
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

Ожидания же государств Евросоюза того, что Китай будет диверсифицировать транспортные потоки, чтобы избежать чрезмерной привязки к России и Белоруссии, сугубо умозрительны. До поры такие надежды особенно сильно лелеяли страны Балтии, рассчитывавшие, что Китай решит воспользоваться их портами. Однако эти надежды разрушила геополитика. Если до начала 2019 года прибалты дружно выражали желание сотрудничать с Китаем, то потом словно из рога изобилия посыпались обвинения в адрес Пекина — азиатскую державу обвиняли в «подрывной деятельности», в шпионаже и разного рода коварных замыслах. Это, конечно, не случайно — и совпало по времени с усилением конфронтации США с Китаем.

Маленькие страны не могли пойти против политики своего заокеанского патрона. Особенно усердствовала Литва, стараясь как можно сильнее задеть и оскорбить Пекин. В августе там лопнуло терпение — и Китай не только отозвал посла из Литвы, но и приостановил свой железнодорожный транзит через ее территорию. Тем не менее пока ни Китай, ни ЕС не могут отказаться от услуг Белоруссии. А сама Белоруссия, как следует из заявлений Лукашенко, ставить препоны Китаю не собирается тем более.

Читайте также
Прямой эфир