Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Выдачи потребительских кредитов в России в июне сократились впервые с начала года
Авто
Россияне назвали самые популярные направления для автопутешествий
Общество
Путин назначил Романа Курынина замминистра МЧС России
Мир
Американские телеканалы усомнились в том, что Байден жив
Политика
Путин назначил первым заместителем секретаря СБ РФ Рашида Нургалиева
Мир
Боррель заявил о блокировке средств на оружие Киеву из-за вето Венгрии
Мир
В пресс-пуле Белого дома сообщили о проведении Байденом 22 июля онлайн-встреч
Мир
Глава МИД Польши предрек изменение отношений США и ЕС в будущем
Общество
Путин присвоил исполнителю SHAMAN звание заслуженного артиста РФ
Происшествия
В центре Москвы частично обрушилась кровля здания в результате пожара
Мир
Украинские СМИ сообщили о смерти призывника в военкомате во Львовской области
Политика
Политолог назвал причины снятия Байдена с президентской гонки
Общество
СМИ назвали место учебы устроившего пожар в квест-комнате в Махачкале аниматора
Мир
СМИ допустили, что Харрис сменит курс Байдена в отношении Израиля
Общество
Столичный суд возместил ущерб владельцу сгоревшего Lamborghini
Мир
Политолог предупредил о мести Трампа Зеленскому за жесткие слова в свой адрес
Мир
NBC узнал о подготовке Байденом речи для обращения к нации
Мир
На авиасалоне в Британии представили концептмодель истребителя шестого поколения
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Мало кто даже среди специалистов догадался, что таинственной новинкой УАЗ станет электромобиль. Причем построенный на базе самой архаичной модели — Hunter. Почему эта машина называется MWM Spartan и каковы ее шансы выйти на российский рынок, выясняли «Известия».

Что общего между УАЗ и Tesla

УАЗ считается консервативным производителем, между тем первый свой электромобиль, предназначавшийся для обслуживания аэродромов, он построил еще в конце 1950-х. К электрической теме в Ульяновске возвращались и позднее: выпускавшийся мелкой серией в 1980–1985 годах фургон УАЗ-3801 проезжал 80 км и мог перевозить 800 кг груза. Недавно российское правительство приняло концепцию по развитию электромобилей, рассчитанную на ближайшие 10 лет, и УАЗу уже есть, что показать, — E-Hunter, он же MWM Spartan.

Габариты MWM Spartan: 4100×1730×2025 мм. Колесная база — 2380 мм
Фото: УАЗ

Впрочем, первое название пока неофициальное, а машину изначально разрабатывала крохотная чешская фирма MW Motors. О себе она заявила всего три года назад, построив купе Luka EV с мотор-колесами — электрическую реплику спортивной Tatra JK2500 середины 1950-х. В прошлом году она решила построить электромобиль на базе УАЗ Hunter и попросила в Ульяновске «планер» — автомобиль без двигателя. В этой истории нет ничего удивительного — тот же Илон Маск заказывал «планеры» у британской фирмы Lotus для своей первой модели — Tesla Roadster.

Сделано в Ульяновске для Европы

В MW Motors скоро поняли, что самостоятельно построить машину не смогут, и обратились за помощью на УАЗ. В итоге за доводку «Спартанов» отвечает «Соллерс инжиниринг». Параллельно инженеры «Соллерса» помогут сделать праворульную версию для Великобритании — MW Motors планирует продавать «Хантеры» и там, причем обычные, с двигателем внутреннего сгорания. Первые 10 машин соберут на УАЗе, завод выступает подрядчиком.

Чехи делают водонепроницаемые кейсы для аккумуляторов, адаптер для соединения электромотора с трансмиссией «Хантера» и программное обеспечение. Батареи и электромотор с жидкостным охлаждением — китайские, причем представители MW Motors держат имя изготовителя в секрете.

Электромобиль с «механикой»

Первое, что гарантированно отличает электрический уазик, — пластиковая решетка без прорезей. Помимо дизайнерской функции, она еще и прикрывает острые кромки кузова — иначе Spartan не прошел бы сертификацию в Великобритании. В интерьере отличий не больше. «Спартанец» вполне оправдывает свое название. Вместо россыпи циферблатов — один дисплей по центру, так проще делать праворульные версии, не надо менять приборы местами.

Рычаги механической коробки и раздатки сохранили по той же причине, рассказывает технический директор УАЗа и гендиректор «Соллерс Инжиниринг» Михаил Гурьянов. Электромотор (163 л. с.) фактически пристыкован вместо ДВС к серийной трансмиссии. Если убирать коробку передач, то пришлось бы разрабатывать и делать несерийные детали — а это дополнительные затраты. Да и, к примеру, Porsche Taycan оснащен двухступенчатым редуктором для разных режимов движения.

Масса автомобиля без нагрузки — 1966 кг

Масса автомобиля без нагрузки — 1966 кг

Фото: УАЗ

MWM Spartan умеет ездить вперед-назад с помощью переключателя, не задействуя «механику». Однако 4–5-я передачи подходят для движения по трассе, а на третьей с понижайкой можно штурмовать бездорожье. Педаль сцепления, впрочем, убрана, и правильно — понижением лучше не увлекаться, иначе электромотор, выдающий на старте 600 Нм, завяжет трансмиссию узлом.

В этом отношении Spartan не уникален — у представленного в начале года электрического прототипа Wrangler Magneto «механика» также сохранена. По тому же принципу конвертируют в «электрички» ретроавтомобили — там важно без серьезных переделок извлечь ДВС, разместить батареи и при необходимости вернуть всё в исходное состояние.

Где у него батарея?

Автопроизводители конструируют специальные платформы для электромобилей, чтобы компактнее разместить аккумуляторы, но архаичный Hunter не потребовал переделок. Место двух баков под кузовом (военное наследство) заняли короба с аккумуляторами. Встали как влитые. Третью батарею разместили в багажнике, и она не сильно изменила погрузочную высоту.

Электрический УАЗ тяжелее обычного на 200 кг, и прибавка в основном пришлась на заднюю ось, изменив развесовку. Когда назад садятся двое, Spartan ощутимо приседает, а его заявленная грузоподъемность меньше — 550 кг на дороге, 336 кг на бездорожье против 735 кг у бензинового внедорожника. Чтобы поправить развесовку, запаску разместили спереди, под капотом, где высвободилось достаточно места.

Как едет электрический внедорожник

С места он срывается молниеносно. Разгон с места «до сотни» не замеряли, но, кажется, Spartan вдвое быстрее неспешного «Хантера», хотя максимальная скорость у них одинаковая — 130 км/ч. Внедорожник буквально прыгает вперед с пробуксовкой, бросая из-под колес комья грязи — педаль акселератора очень острая. Электромобили подкупают сочетанием стремительного разгона и бесшумности, но Spartan гудит на разные лады — писк электрической части перекрывают «поющие» шестерни трансмиссии, а еще громче воет электрический насос, отвечающий за гидроусилитель.

Максимальная скорость — 130 км/ч

Максимальная скорость — 130 км/ч

Фото: УАЗ

Но динамика впечатляет. Главное, успеть поставить машину в поворот длинным сопротивляющимся рулем. Штатные тормоза для такого напора слабоваты, но ведь у электромобиля должно быть замедление с помощью рекуперации. Однако на бездорожье систему отключили — чтобы колеса не блокировались. Поэтому с 50-процентного подъема съезжаешь на тормозах и сразу же идешь вверх. Забравшись на половину, жмешь на акселератор снова — передние колеса разгружаются, а задние начинают бешено крутится, дымя шинами. Вот это мощь!

А как Spartan карабкается по камням и ступенькам! Прочная машина простит, даже если водитель перебрал со скоростью на ямах. Пассажирам, правда, придется туго.

Как далеко он может уехать?

В Европе «Спартанам» придется не развлекать любителей экстрима, а работать — в лесничествах, карьерах и фермерских хозяйствах.

Работы автомобиль не боится, чехи уверены и в электрической части, через 5–6 лет аккумуляторы потеряют только 20% емкости. Надежно защищены они и от влаги — внедорожник способен брать полуметровые броды.

Литий-ионная батарея с воздушным охлаждением емкостью 62 кВт⋅ч приятно удивила. Два десятка заездов без остановки — а в ней еще 75% заряда, запас хода сократился с 243 до 178 километров. Неплохо, а ведь возможно увеличить дальность благодаря более емкой аккумуляторной секции в багажнике. Часа у суперчарджера достаточно, чтобы зарядить пустую батарею до 80%, но у обычной розетки придется провести несколько часов. Больше 3,5 кВт от источника переменного тока внедорожник не возьмет, но в будущем обещают установить инвертор помощнее.

Самый дорогой УАЗ

Вот только выглядит MWM Spartan как прототип, каковым, собственно, и является. Покраска далека от идеала, кое-где кузов уже ржавеет, а накладка на экран топорщится. Между тем в Европе машину оценили в €40 тыс., почти вдвое больше, чем бензиновый аналог.

В переводе на рубли это 3,5 млн. Технический директор УАЗа и генеральный директор «Соллерс Инжиниринг» Михаил Гурьянов обещает, что при более массовом производстве цену удастся снизить. А если применить отечественные комплектующие — на них, кстати, настаивают военные, также заинтересовавшиеся электрическим УАЗом?

Трехфазный электромотор развивает 163 л.с. и 600 Нм момента

Трехфазный электромотор развивает 163 л.с. и 600 Нм момента

Фото: УАЗ

Пробовали, но агрегаты от «Ауруса» оказались более громоздкими и дорогими. Чешскую схему можно распространить на весь модельный ряд. Впрочем, для российской зимы ее придется адаптировать — явно нужен более мощный отопитель и жидкостное охлаждение батареи.

Главное — не тормозить

Резко стартует и с трудом останавливается — этот необычный проект может стать для УАЗа примером, как следует действовать. Даже несмотря на правительственную поддержку электромобилей, компания слишком осторожно подходит к теме. Всё еще непонятно, будут ли покупать у MW Motors лицензию или создадут СП. В любом случае, получим опыт в производстве электромобилей, уверен директор по маркетингу и продукту УАЗ Максим Куприн.

В настоящее время руководство УАЗа прорабатывает всевозможные сценарии, потихоньку доделывает «Русский Прадо» и ведет переговоры с несколькими иностранными партнерами об организации производства в Ульяновске.

Прямой эфир