Лифтбек пермского периода: как рекордсмен из Германии ощущает себя в России
Porsche Panamera создана, казалось бы, вопреки законам эволюции и здравого смысла. Слишком большая для спорткара и слишком громкая и спортивная для представительского автомобиля. Между тем, есть у нее и поклонники, и подражатели. И у тех, и у других есть повод радоваться или горевать — Panamera в очередной раз обновилась и поставила рекорд на Нюрбургринге. Выдержит ли он испытание дорогами Пермского края и способен ли съехать с асфальта — выяснили «Известия».
Великое вымирание
Пермь известна на только авиационными моторами, магнитной аномалией и древним «звериным» стилем. Еще в середине XIX века британский ученый Мерчисон назвал в честь Пермской губернии геологический период, начавшийся почти 300 млн лет назад и завершившийся массовым вымиранием видов. Тогда, например, исчезли странные существа трилобиты, навечно отпечатавшиеся в камне.
Массовое вымирание происходит сейчас в автомобильном мире — мельчают и сходят со сцены некогда грозные и многочисленные классы — седаны, минивэны. Былое разнообразие видов под угрозой — все стремятся сделать еще один кроссовер или еще один электромобиль. Причина — в экологии, хотя пермское вымирание, произошло вследствие катастрофы, а нынешнее — от попыток эту катастрофу предотвратить.
Своим путем
Марка Porsche всегда шла своим путем — вспомним хотя бы заднемоторный 911. Впрочем, когда она следовала трендам, то неизменно удивляла, вспомним внедорожник Cayenne и электромобиль Taycan. В 2009-м была показана необычная модель — помесь представительского автомобиля и спорткара — Panamera. Многим внешность машины казалась как минимум странной, хотя и критики обычно хвалили спортивный характер. В следующем поколении Porsche подтянула дизайн — автомобиль стал менее грузным и приобрел сходство с Porsche 911.
Ну и, естественно, стал еще быстрее. В итоге популярность «Панамеры» значительно выросла, даже в России. Если раньше в год у нас продавали в год более 300 машин, то после смены поколений — около 500. Конкуренты тоже подтянулись — мощный лифтбек теперь есть и у Audi, и у Mercedes-Benz, и у BMW. Гибрид представительского автомобиля и спорткара показал свою жизнеспособность.
Сейчас Panamera — это целое семейство, в котором есть и бензиновые, и гибридные машины, задне- и полноприводные. Помимо обычного лифтбека, предлагают удлиненную версию Executive и универсал Sport Turismo. Итого два десятка версий. И все они разом были обновлены — некоторые в меньшей, некоторые — в большей степени.
Бензин побеждает электричество
То, что Porsche не может сделать сегодня, она обязательно сделает завтра. Раньше в светодиодной полосе, соединявшей фонари на корме, был разрыв. Технически не получалась сделать сплошную красную линию, а теперь вышло. Впрочем, изменения в дизайне микроскопические — пара новых цветов, новые колесные диски, да более эффектный передний бампер Sport Design, ранее предлагавшийся за доплату. У версии Turbo S бампер свой с еще более увеличившимися воздухозаборниками. Это, а также более аскетичный и хваткий руль в стиле Porsche 911 намекают на то, что Panamera стала еще более спортивной. Так и есть.
Обычно модели Porsche с каждой итерацией становятся только мощнее, однако новая Turbo S пошла вопреки эволюции. Дело в том, что до сих пор самая-самая Panamera была гибридом, бензиновый V8 и электромотор в сумме выдавали 700 «лошадок». Теперь появилась бензиновая Turbo S с отдачей 630 л.с. Она не только уничтожила версию Turbo — в гамме ее больше нет, — но и покусилась на место самой быстрой «Панамеры». С 0 до 100 км/ч она разгоняется быстрее более мощного Turbo S E-Hybrid, пусть и всего на 0,1 секунды.
Впрочем, спорт — это не только игра мускулов. В прошлом году бензиновая Turbo S поставила рекорд Нюрбургринга для представительских машин (7 мин и 29,81 с), обойдя своего прямого конкурента — лифтбек Mercedes-AMG GT 63 S, тоже, кстати, более мощный автомобиль. Panamera-гибрид с тяжелой, перегружающей заднюю ось батареей так бы не смог, как ни модернизируй мехатронику шасси.
Мягче и жестче одновременно
Кстати, именно перенастроенная подвеска — одно из составляющих победы на Нюрбургринге бензинового Turbo S. Система Porsche Dynamic Chassis Control Sport (PDCC Sport) эффективнее подавляет крены. В трековом режиме Sport Plus машина действительно стала жестче. Впрочем, модернизация работает в два конца — в комфортном режиме подвеска мягче и неплохо справляется с дефектами дорожного полотна, а если с помощью пневмоподвески поднять кузов, автомобиль способен даже съехать на проселок.
Даже несмотря на более комфортные настройки, Panamera всё равно остается специфическим автомобилем в представительском классе — построенным для хорошего асфальта и для водителя. Вероятно, поэтому удлиненная версия Executive пользуется небольшим спросом — покупатель хочет удовольствия за рулем, а испытаний собственного вестибулярного аппарата.
Руль очень чуткий, а полноуправляемое шасси делает пятиметровый лифтбек очень маневренным. Цепкость шин в поворотах поразительная — они разработаны специально для «Панамеры» и сделаны из более мягкой резиновой смеси. А какие здесь шикарные тормоза, керамические композитные, как на гоночном автомобиле. Они моментально и без устали осаживают автомобиль массой свыше двух тонн.
Кажется, я сам готов поставить рекорд Нюрбургринга, а потом цедить сквозь губу, что в поворотах Хатценбах и Бергверк, мол, ощущается преимущество новой системы подавления кренов, а вот поворот Шведенкройц как раз позволяет проверить сцепление новых шин. Впрочем, на пермских дорогах за меньший рекорд могут лишить прав — хорошо, что камер на местных дорогах немного. Обгонять вереницы фур одно удовольствие, тем более ускорения даются сверхмощной машине легко и просто. Что есть свобода как не отсутствие ограничений.
Характер и голос
Могучий мотор с лонч-контроля подхватывает так, что темнеет в глазах. Впрочем, по характеру он напоминает скорее не турбомотор с его провалами и подхватами, а агрегат с механическим компрессором или даже атмосферник. Чтобы автомобиль «поехал», его надо крутить. Сухой, раскатистый голос мотора грохочет за задними сиденьями, а не транслируется как у многих современных автомобилей через аудиоколонки.
У версии GTS — этой аббревиатурой награждают самые «злые» и спортивные Porsche — характер того же V8 c двумя турбинами сделан еще более «верховым» — пика мощности он достигает на 6500 оборотах коленвала. Кстати, при обновлении мощность этой машины также выросла — на 20 л.с., до 480 лошадиных сил. Новая выхлопная система с особым, сочным звуком доступна по умолчанию, тогда как для Turbo S — это опция.
В Москве с ее тотальным контролем скорости Turbo S и даже GTS покажутся избыточными — каждое нажатие на газ гарантированно обернется штрафом. Да и расход великоват, хотя Panamera экономит как может. Например, она в зависимости от ситуации умеет двигаться накатом или тормозить двигателем в режиме принудительного холостого хода. В спокойном режиме получается в районе 15 л на «сотню», но кто же ездит на Porschе медленно.
Уникальность «Панамеры» в том, что в обширной линейке можно найти автомобиль по вкусу. И в любом случае он будет очень спортивным и быстрым. Даже базовая заднеприводная машина с новым мотором V6 объемом 2,9 и мощностью «всего-то» 330 л.с. Да, вероятно, ей немного не хватает голоса и характера в сравнении со старшими моделями, но в разгоне до «сотни» она легко выезжает из 6 секунд.
Цены и Android
Самая простая Panamera обойдется в 7,8 млн минимум, за GTS просят уже 11 млн 450 тыс. рублей. И это без учета опций. Новая Turbo S стоит 14 млн 660 тыс., почти на полмиллиона дешевле гибрида. И это наверное, единственный случай, когда за меньшую цену можно взять лучший автомобиль. Цена, наверное, самый большой недостаток «Панамеры», хотя сколько, собственно, должно стоить это чудо техники?
Интересно, что Porschе решила показать некоторую демократичность взглядов и выпустила новую мультимедийную систему, которая поддерживает не только Apple CarPlay, но и непремиальный Android. А еще у новой PCM 6.0 будет функция Porsche Track Precision — продвинутый помощник для гоночных трасс. Берегись, Нюрбургринг. Да и Пермьбургринг тоже.