Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Экономика
Число вакансий с подработками перед майскими праздниками выросло в 1,5 раза
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
Франция создает проблемы российским дипломатам с выдачей виз
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Гуцул пригласила президента и премьера Молдавии на День гагаузского языка
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Мир
Die Welt узнала о причинах отказа Украины от заключения мира в Стамбуле
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
В Госдуме предложили запретить организацию обращения криптовалют в РФ
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Жители поселка ЧВВАКУШ в Челябинске заказали грузовик с асфальтовой крошкой и своими силами засыпали ямы на нескольких улицах. Дорога, говорят жители, не ремонтировалась очень давно, а весь поселок они называют бесхозным — муниципалитет никак не примет его на баланс. Сколько таких дорог по всей России и как решается эта проблема, разбирались «Известия».

Почему дорогу ремонтировали сами

Местная активистка Валентина Волкова опубликовала в интернете эмоциональный видеоролик: поселок дошел до такого состояния, что жителям приходится ремонтировать дорогу самостоятельно. Мужчины с лопатами выгребают из «КамАЗа» асфальтовую крошку, которую сами закупили за 13,5 тыс., самостоятельно ровняют ямы, притаптывают ногами. Все пришли после работы. Объясняют: дорога никому не принадлежит и не ремонтируется с советских времен, как, впрочем, и весь поселок — в таком же состоянии водопровод, не горит по вечерам свет, не чистят зимой дороги.

Поселок принадлежал Минобороны, но потом всю документацию отнесли в комитет по управлению имуществом Челябинска, а тот эти документы на баланс не принял, — рассказал «Известиям» местный житель и активист Александр Скрыпов. — Длится это, наверное, с 2003–2004 годов.

Дороги

Дорога в поселке ЧВВАКУШ

Фото: vk.com/shagolstreet

По его словам, чиновники неоднократно приезжали в поселок ЧВВАКУШ, смотрели на его состояние, осматривали канализацию. «Там тоже всё сгнило», — говорит Скрыпов и утверждает, что в этом году еще очень долго в нескольких домах не будет горячей воды из-за аварии во время опрессовки труб. Чинить их предлагают в счет капремонта, потому что сам город пока не может их ремонтировать из-за отсутствия на балансе. Взять поселок на баланс обещают, рассказывает Скрыпов, но никак пока этого не делают.

Проблема, судя по всему, действительно давняя. Еще в 2010 году тогдашний глава администрации Челябинска Сергей Давыдов поручил комитету по управлению имуществом и земельным отношениям подготовить письмо по поводу передачи в муниципальную собственность земли и инфраструктуры поселка ЧВВАКУШ. Тогда Давыдов заявил, что дома поселка «давно уже находятся на балансе города, но заниматься благоустройством территории, ремонтом дорог или реконструкцией теплосетей городские власти не имеют права — это полномочия федерального ведомства».

В 2019 году новая глава города Наталья Котова на своей первой пресс-конференции рассказывала, что земельные участки в поселке принадлежат Министерству обороны, и «предложений о передаче в муниципальную собственность не поступало». При этом она заявила, что в 2017 году там проводились ремонтные работы, однако сейчас в программу нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» дороги в поселке включить якобы нельзя.

Проблема до сих пор не решена.

Кому на самом деле принадлежит дорога

Депутат Госдумы Дмитрий Вяткин, уроженец Челябинской области, считает, что дорога и поселок — не бесхозяйные.

— Это бывший закрытый военный городок при Челябинском высшем военном авиационном училище штурманов [название — аббревиатура. — «Известия»], сейчас — филиал академии Жуковского, — рассказал он «Известиям». — Соответственно, всё находится в федеральной собственности. В настоящий момент уже подписан приказ о передаче всех объектов инфраструктуры жилого фонда муниципалитету — городу Челябинск, идет работа по согласованию всех передаточных актов и их подписанию.

Пока эти акты не подписаны, пока все дороги и прочие объекты инженерной инфраструктуры не будут полностью переданы в ведение Челябинска, город не сможет вкладывать в это ни копейки, заметил депутат. В противном случае это будет признано нецелевым расходованием бюджетных средств.

Дороги

Поселок ЧВВАКУШ

Фото: vk.com/shagolstreet

— Процесс передачи действительно очень долгий, — сказал Вяткин. — Сейчас с назначением на должность командующего ЦВО генерала-полковника Лапина Александра Павловича эти процессы активизировались, он держит их на контроле. Со стороны областной администрации за это отвечает соответствующий вице-губернатор. Идет согласование передачи имущества всех объектов не только в Челябинске, но и по военному городку в Чебаркуле. Там этот процесс только начался. Как только это будет сделано — поверьте, и город будет готов вкладывать в инфраструктуру, в благоустройство, и область поможет.

Глава Курчатовского района Челябинска Сергей Антипов пояснил, что дороги всё же являются бесхозяйными, но это временно. По его словам, раньше земли в поселке принадлежали ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны, а сейчас они «приняты на учет в качестве бесхозяйного имущества».

— По истечении года со дня постановки бесхозной недвижимой вещи на учет орган местного самоуправления обратится в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на данные объекты, — сказал он «Известиям». — После принятия имущества в муниципальную собственность Челябинска будет определена организация по содержанию данных дорог.

Пока, заметил он, у города нет правовых оснований для принятия мер в отношении дороги, расположенной в поселке ЧВВАКУШ. Вяткин, в свою очередь, заметил, что пока самостоятельный ремонт дороги — это единственный выход.

Правда, в соцсетях уже обсуждают, что жителей, которые занялись ремонтом, могут привлечь к ответственности. Член Ассоциации юристов России, адвокат «Легес Бюро» Оксана Соболева отмечает, что вопросы могут возникнуть в случае ДТП на этой дороге.

Дороги

Жители поселка ЧВВАКУШ укладывают асфальт

Фото: vk.com/shagolstreet

— Наиболее безболезненный и менее рискованный вариант — ремонт грунтовой дороги, — говорит она «Известиям». — В случае если после ремонта на дороге произойдет ДТП, то одним из вопросов для эксперта будет, не явился ли самовольный ремонт дороги причиной возникновения аварии. Если будет установлена причинно-следственная связь, то лица, производившие самовольный ремонт, могут быть даже привлечены к уголовной ответственности как виновники ДТП.

Однако, замечает она, это «крайняя ситуация», и для эксперта сложно будет определить некачественный ремонт как единственную причину ДТП.

Почему дороги становятся бесхозяйными

Бесхозяйная дорога — не такое уж редкое явление для России, и ситуация в Челябинске — лишь один из вариантов, почему такие трассы появляются. Так, в октябре 2020 года СМИ сообщали о единственном пути к хутору Черкасскому в Каневском районе Краснодарского края. Там жители больше 20 лет безрезультатно добиваются, чтобы дорогу отремонтировали, по ней люди едут на работу, школьный автобус возит детей на учебу. В 2019 году жители Черкасского тоже своими силами залатали самые проблемные участки. Такой ремонт долго не продержался.

Эта дорога тоже числится как бесхозная, выделять на ее ремонт деньги по закону не положено. Чиновники разъяснили, что дорога поставлена на кадастровый учет как бесхозная 13 ноября 2019 года и до конца 2020 года должна была стать муниципальной собственностью. Почему проблему не решали до этого — неизвестно. Более того, в конце марта 2021 года сообщалось, что решения суда о постановке дороги на муниципальный баланс до сих пор нет, оно откладывается до июля этого года.

Дороги
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ, зампред экспертного совета по науке Фонда поддержки социальных исследований «Хамовники» Ольга Моляренко замечает: проблемы с бесхозяйными дорогами и в целом с бесхозяйным имуществом распространены по всей стране.

— По моей приблизительной оценке, которую я делала в научной работе в 2017 году, до 20% дорог в стране могут быть бесхозяйными, — сказала она «Известиям». — Но сколько их точно, никто не знает.

Одной из причин она называет проблему сращения в российском законодательстве постройки с землей под ней. В такой ситуации ведомства могут отказываться от дороги и других инфраструктурных объектов, но оставлять за собой земельный участок под ними.

Вторая причина, по которой появляются бесхозяйные дороги, говорит она, это отсутствие у муниципалитетов денег на процедуры межевания, составления технического плана и оплату работы специалистов, которые этим занимаются.

— Есть ряд и других причин, — рассказывает Моляренко. — Например, по дорогам встречалось такое, что оказывалась утрачена первичная документация на строительство дороги — и непонятно, когда и кто ее возводил. Росреестр отказывал в постановке дороги на учет в качестве бесхозяйного объекта. Это происходило с дорогами, которые в советское время строились хозспособом.

По ее словам, массово проблема проявилась в 1990-е годы, когда банкротились предприятия, а федеральные и региональные органы власти списывали непрофильную инфраструктуру.

Дороги
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Инфраструктура — от дорог и водопроводов до детсадов — списывалась, и предполагалось, что ее на свой баланс возьмут муниципалитеты, — рассказывает Моляренко. — Но всё это списывалось в очень плохом состоянии, муниципалитетам надо было огромные деньги тратить еще и на восстановление. Кроме того, менялись правила игры: появлялись новые требования для оформления объектов в собственность, документы приходилось переделывать — и муниципалитеты говорили: зачем нам опять тратить деньги на это, мы лучше физически отремонтируем детский сад, чем будем бесконечно плодить эти бумажки.

Нивелировалась проблема тем, что примерно до середины 2000-х муниципалитеты могли спокойно содержать это имущество и без полноценного оформления. Однако с конца-середины 2000-х годов контрольно-надзорные органы стали воспринимать это как нецелевое расходование, поясняет Моляренко.

— Их стали привлекать за то, что они выделяют на это деньги — юридически объекта нет, куда вы тратите деньги? — рассказывает она. — Поэтому проблема с бесхозяйным имуществом обострилась в начале 2010-х.

Как решить проблему бесхозяйных дорог?

Депутат Госдумы Сергей Пахомов заметил, что проблема бесхозяйных дорог существует, но у регионов и муниципалитетов есть все полномочия, механизмы и рычаги для принятия объектов на баланс.

— Процедура абсолютно несложная, но, подозреваю, что не все это делают в полном объеме, потому что, с одной стороны, это определенные затраты на кадастрирование, с другой стороны, как только дорога попадает на баланс к кому бы то ни было, то тут же появляется обязанность содержать ее в нормативном состоянии, — сказал он «Известиям». — А законодательных инструментов хватает.

Он отметил, что сейчас в Московской области в его округе занимаются как раз передачей дорог в муниципальную собственность из частной. По его словам, речь в данном случае идет о бывшей собственности колхозов.

В правительстве России «Известиям» также сообщили, что проблема бесхозяйных дорог на законодательном уровне урегулирована ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ, согласно которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет по заявлению органа местного самоуправления.

Дороги
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь, — пояснили в правительстве. — Для приведения дороги в нормативное состояние в установленном порядке местному органу власти необходимо обеспечить постановку такой дороги на учет, после обратиться в суд с требованием признания права муниципальной собственности, после чего организовать в отношении дороги производственно-хозяйственную деятельность.

Однако Ольга Моляренко считает, что решение должно быть более комплексным.

— Для начала эту проблему нужно признать, — говорит она. — Сейчас, когда подобное явление всплывает, принято обвинять самоуправление, местные власти, что они не разобрались в конкретном месте. А это не так — проблема комплексная, существует в масштабах всей страны, очень часто муниципалитеты не могут справиться в одиночку.

Моляренко полагает, что нужно упростить процедуры передачи земельных участков из федеральной в муниципальную собственность.

— И у муниципалитетов по-прежнему нет достаточных средств для этих целей, — говорит она. — И при существующем положении вещей часть бесхозяйной инфраструктуры от колхозов в сельской местности будет просто отмирать и разрушаться, сами объекты просто исчезнут, а то, что расположено в городах, будет медленно легализоваться.

Прямой эфир