Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин отметил недопустимость беспредела в изъятии детей из семей
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин призвал поблагодарить жителей Донбасса за терпение и героизм
Мир
Папа римский призвал к переговорам для завершения конфликтов на Украине и в Газе
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Наука и техника
Пилотируемый корабль «Шэньчжоу-18» стартовал к китайской орбитальной станции
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Общество
Следователи запросили арест экс-зампреда правительства Подмосковья Стригунковой
Мир
Посольство РФ в Италии осудило сравнение бойцов ВСУ с итальянскими партизанами
Мир
Стало известно о возможной продаже TikTok в США компаниям вне сферы технологий
Общество
ФСБ пресекла деятельность занимавшейся хищениями бюджетных средств банды
Мир
Маск назвал оторванными от реальности заявления Белого дома об Украине
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Политика
Захарова назвала ничтожными призывы Европарламента не признавать выборы в РФ
Мир
Генсек НАТО Столтенберг совершил полет на немецком истребителе Eurofighter
Политика
МИД РФ предупредил об ответе Западу на военную активность в Арктике
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Несмотря на стремительное повышение цен, россияне продолжают стоять в очереди на покупку новых автомобилей. Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за полгода было реализовано 871 тыс. машин — самый высокий результат за прошедшие три года. Произошли перемены в списке бестселлеров. Какие автомобили придется подождать и когда дефицит закончится, выясняли «Известия».

Лучший результат за три года

Из-за серьезного разрыва между спросом и предложением у автобизнеса наступила золотая пора. Цены на автомобили растут, но на рынке всё еще наблюдается дефицит. Поэтому впервые АЕБ проводила пресс-конференцию 6 июля, то есть в середине года, а не в начале.

За шесть месяцев этого года было реализовано 870 749 машин, что на 36,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Цифра впечатляющая, но и падение продаж в 2020-м году было серьезным — напомним, что автомобильный рынок пострадал из-за карантинных ограничений. В то же время результат первого полугодия нынешнего года перекрывает результаты 2019 и 2018 годов, когда было продано 828 750 и 849 750 машин соответственно.

автосалон
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

Большинство представленных на российском рынке брендов продемонстрировали рост. АвтоВАЗ увеличил продажи на 51%, до 200 219 машин. ГАЗ вырос на 20%, УАЗ — на 7%. Из иностранных марок только Kia продала более 100 тыс. автомобилей за шесть месяцев (+33%). Hyundai увеличила спрос на 43%, Renault — на 36%, Skoda — на 54%.

«Звезды» и китайцы

Один из лидеров роста — Stellantis, значительно увеличивший продажи Opel (1375%), Peugeot (163%) и Citroen (93%). В количественном выражении результаты выглядят скромнее: Opel продал всего 870 машин против 59 годом ранее. Рост продаж трем брендам обеспечила коммерческая линейка — в том числе производящиеся в России «каблучки» Peugeot Partner, Citroen Berlingo и Opel Combo. В пресс-службе Stellantis отметили, что могли бы продать даже больше, если бы не дефицит автомобилей.

Серьезный рост показали китайские марки. Лидером стал Haval — новую линейку кроссоверов наконец распробовали: 16 235 автомобилей, плюс 144%. Ему на пятки наступает Chery, показавшая наибольший рост среди «китайцев» — плюс 428%, 15 235 машин за полгода. Если приплюсовать к этому количеству 1220 премиальных кроссоверов Cheryexeed, то китайская марка вырывается вперед.

haval
Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

Lifan, некогда являвшийся самым популярным китайским брендом, распродает остатки автомобилей. Продажи Zotye идут единицами, а марка DFM вообще прекратила поставки.

Недосчитались

Отрицательный результат среди популярных массовых марок продемонстрировали Nissan (–2%), Honda (–2%) и Chevrolet (–43%). Причины в каждом случае разные. В случае с Chevrolet в статистике AEB не учитываются массовые модели, только «американцы», пояснили в пресс-службе «Келес Рус», официального дистрибутора UzAuto Motors в РФ. Honda сворачивает российские продажи — 2021 год будет для нее последним. Что же касается Nissan, разница в продажах по сравнению с первым полугодием прошлого года объясняется исключительно наличием автомобилей на складах.

завод
Фото: ТАСС/Александр Демьянчук

«В данный момент Nissan в РФ активно работает над тем, чтобы улучшить ситуацию с наличием машин. Так, С 12 июля 2021 года завод Nissan в Санкт-Петербурге переходит на новый график работы: пять рабочих дней в неделю по 10 часов вместо текущего 8-часового рабочего дня. Новый график составлен в полном соответствии с российским законодательством. Работая четыре дня по 10 часов, сотрудники будут иметь один скользящий выходной в будний день. В субботу и воскресенье завод не будет работать. Для поддержания нового графика для работы на линии будет набрано около 200 новых сотрудников. Также с 1 ноября 2021 года запланирован переход завода на двухсменный график работы. Дополнительно будет нанято около 300 сотрудников. Всего в двухсменном графике на заводе будут работать 1,8 тыс. человек», — рассказал «Известиям» директор по связям с общественностью Nissan в России Роман Скольский.

Наэлектризованный премиум

В премиум-сегменте больше всего продал автомобилей Mercedes-Benz — 23 807 автомобилей (+47%). Cadillac продемонстрировал наибольший рост в процентном соотношении — 125%, реализовав за полгода 1159 машин против 519 за тот же период 2020 года. В серьезном минусе только Jaguar — 223 машины, что на 50% меньше, чем за шесть месяцев прошлого года.

У родственного Land Rover, наоборот, продажи выросли на 20%. В пресс-службе британской марки рассказали, что долго не могли начать поставки «ягуаровской» линейки 2021 года — у новых F-Pace и E-Pace много отличий, поэтому их сертификация заняла продолжительное время. Премиальные марки оживили интерес к электромобилям — сегмент растет за счет популярности Porsche Taycan и Audi e-tron.

Модели на подиуме

Самым популярным автомобилем на российском рынке остается Granta (71 208 штук), недавно получившая обновки, в том числе более мощный 8-клапанный мотор. Далее с отрывом следует «Веста» — 57 031 штука. Причем, чтобы в условиях дефицита микрочипов выпускать достаточно машин, АвтоВАЗ сделал упрощенную комплектацию Comfort Light без аудиосистемы, круиз-контроля и кнопок на руле. Подобные версии есть и для других моделей Lada. Третьей самой популярной моделью АвтоВАЗа стала Niva — 24 709 машин классического и нового поколений.

ключ
Фото: ТАСС/Владимир Гердо

Kia Rio — всё еще самая популярная иномарка (44 750 штук) по результатам полугодия, однако в июне популярная модель просела, а родственный Solaris, наоборот, подрос и занял первую позицию в зачете иномарок. Чем вызваны эти качели, в Hyundai и Kia комментировать отказались.

Hyundai Creta, несмотря на скорую смену поколений, всё еще остается лидером среди бюджетных кроссоверов — 38,8 тыс. машин. В массовом сегменте кроссоверов по-прежнему лидирует Toyota RAV4 (19 103 штуки), однако обновленный VW Tiguan почти ее догнал — 18 938 машин за полгода. Топ-25 бестселлеров ушли Nissan X-Trail, Mitsubishi Outlander и Hyundai Tucson и одновременно в нем появились новинки — Skoda Karoq, Kia Seltos, Renault Arkana.

Есть знаковые перемены и в других сегментах. Топ-25 покинула Skoda Octavia, a Kia K5 оказался популярнее Toyota Camry.

«Может положительно повлиять на спрос и продажи»

В июне рост по рынку продолжился, хотя и не у всех брендов. Всего в прошлом месяце было продано 157 808 автомобилей, что на 28,7%, или на 35 186 штук, больше, чем в 2020 году. Один из драйверов роста — новые модели, считают игроки рынка.

Volkswagen Tiguan

Volkswagen Tiguan

Фото: Volkswagen

«Несмотря на тяжелый пандемийный год, на рынок вышли новинки от ряда брендов. В частности, Volkswagen выпустил рестайлинг своего бестселлера — Tiguan. Можно сказать, что по продажам сейчас он обгоняет даже прошлый год. Также бренд как раз в первом полугодии смог закрыть вопрос о производстве нового кроссовера Taos, который тоже может положительно повлиять на спрос и продажи, если ситуация с комплектующими и поставками наладится. У Hyundai из новинок вышел новый Santa Fe — новая модель получилась не менее популярной, чем старая. И еще всего пару недель назад начались продажи нового Tucson. — рассказал «Известиям» операционный директор АГ «Авилон» Олег Шамба.

Он выразил надежду, что ситуация с дефицитом изменится в IV квартале 2021 года. «Если компоненты, которых сейчас не хватает, в течение ближайших трех месяцев выйдут на необходимый уровень, то к концу года нехватка должна начать ослабевать», — уверен Олег Шамба.

Прогноз на завтра

Влияние на рынок сейчас оказывают несколько факторов. Во-первых, эксперты ожидают что спрос-предложение стабилизируется к концу года. Во-вторых, до сих пор актуален Covid-19 и связанные с ним ограничения, однако эксперты очень надеются, что повторения прошлогоднего локдауна не случится.

Между тем в АЕB уже смотрят на итоги 2021 года с оптимизмом и обновили годовой прогноз продаж: 1,756 млн легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 9,8% больше по сравнению с предыдущим годом.

автомобили
Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

«Мы скорректировали свой прогноз с 2,1% на 9,8%. Динамика рынка превышает ожидания. Отсрочка повышения утилизационного сбора поддержала рынок и помогла замедлить рост цен на автомобили. Несмотря на сложности с поставкой полупроводников и повышение цен на металл, нам представляется, что удастся не допустить резкого падения продаж в 2021 году и в ближайшие месяцы мы увидим коррекцию», — заявил председатель комитета автопроизводителей АЕБ доктор Томас Штэрцель.

Пять рублей с одного

Автомобильная промышленность входит в топ-4 образующих ВВП индустрий, заявляют эксперты ВШЭ. Объем инвестиций в автомобильную промышленность с 2010 по 2019 год составил 1,45 трлн рублей, в то время как автоиндустрией создано почти 9 трлн рублей, что равняется 1,1% ВВП РФ в ежегодном исчислении,

«Если мы будем считать еще и вторичные эффекты, а именно ВВП, созданный импортерами, дилерами, производителями, и включим эффекты от поставщиков, то цифра вырастает почти до 40 трлн рублей ВВП и речь идет уже о 5,8% ВВП РФ ежегодно. Получается, что на 1 рубль ВВП, созданный автоиндустрией, создается примерно 5 рублей ВВП в смежных индустриях». — заявил первый проректор школы Вадим Радаев.

Кроме того, согласно данным ВШЭ, объем автокредитования за 9 лет стремится к 1 трлн и составляет 931 млрд. Рост за исследуемый период — в 1,8 раза.

каско
Фото: ТАСС/URA.RU/Анна Майорова

Автострахование также показало значительный рост в последнее время. Удельный вес ОСАГО и каско — 27%, что ставит автострахование на второе место после страхования жизни. Выплаты по ОСАГО выросли в 2,6 раза и составили 142 млрд рублей.

«Нельзя выделить однозначных лидеров»

Дефицит автомобилей с пробегом сохранится, а цены продолжат расти, считает генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль.

«Больше всего пользовались спросом автомобили с пробегом от 1 до 5 лет в хорошем состоянии. Так, например, в нашей сети одинаково хорошо продавались как Renault Logan за 700 тыс. рублей, который подорожал почти на 20% за такой небольшой срок, так и Rolls-Royce Cullinan за 35 млн, до такой степени не было разницы. Поэтому нельзя выделить однозначных лидеров», — заключает Мигаль.

По его словам, рынку автомобилей с пробегом не хватает государственной поддержки. «Можно было бы временно снизить таможенные сборы. Пока этого нет, качественные автомобили будут еще больше дорожать, и продолжится это до тех пор, пока у дилеров не произойдет перезатоваривание склада. Но, на мой взгляд, в этом году этого не случится», — полагает эксперт.

Прямой эфир