Чешское слово: почему Прага заговорила о желании наладить диалог с РФ
Москве и Праге необходимо выводить отношения из тупика: как заявил «Известиям» спикер чешского сената Милош Выстрчил, на сегодня двусторонние контакты находятся в нижайшей за последние 30 лет точке. При этом в Чехии первых шагов ждут именно от российской стороны. В РФ с таким подходом не согласны — уж если кто и должен что-то менять в своих действиях, так это Чехия, пояснил «Известиям» замглавы МИД РФ Александр Грушко. Так или иначе, по мнению политиков и экспертов, ждать потепления раньше, чем в республике пройдут парламентские выборы и появится новое правительство, не стоит.
Кто начнет диалог?
В течение июня от руководства Чехии неоднократно звучали заявления о том, что Прага была бы заинтересована в восстановлении отношений с Москвой. После случившегося два месяца назад дипскандала это похоже на принципиальную смену риторики: премьер-министр Чехии Андрей Бабиш несколько раз говорил о необходимости диалога и даже о том, что спорные вопросы надо обсуждать по аналогии с тем, как это сделали президенты РФ и США Владимир Путин и Джо Байден в Женеве. Глава МИД Чехии Якуб Кулганек также подчеркивал: Прага хочет вести переговоры. Россия же должна «продемонстрировать заинтересованность в диалоге и отказаться от провокаций», сказал дипломат.
— Отношения между Чешской Республикой и Российской Федерацией находятся на нижайшем уровне с 1989 года, и потому было бы желательно их улучшить, — сказал «Известиям» председатель сената Чехии (верхняя палата парламента) Милош Выстрчил. — Главное предусловие для реабилитации отношений — восстановить контакты между двумя суверенными странами вне зависимости от их территории, количества населения, военного потенциала или экономической мощи. Чехия — суверенное государство, член Евросоюза и НАТО, и переговоры надо начинать с учетом этого.
По мнению политика, раз Россия внесла Чехию в список недружественных стран, а не наоборот, то и первый шаг должен исходить от Москвы.
В Москве придерживаются принципиально иной точки зрения. Как заявил, отвечая на вопрос «Известий», замглавы МИД РФ Александр Грушко, именно Чехия должна «отказаться от тех способов ведения дел, которых она придерживается».
— Мы ничего не ожидаем. Там достаточно политиков, которые могли бы извлечь выводы из того, что было сделано в отношениях с Россией, — отметил дипломат.
По оценке экспертов, смену риторики и такой скорый разворот чешского руководства в сторону объясняют как внешние, так и внутренние факторы. В первом случае ключевую роль сыграл состоявшийся 16 июня саммит в Женеве.
— Факт того, что обострение чешско-российских отношений во многом стало производной от проявленной Чехией солидарности с США, ставит Прагу в неловкое положение. Озвученные Бабишем предложения об урегулировании отношений можно объяснить желанием не остаться единственной страной в списке «недружественных государств», — пояснил «Известиям» старший научный сотрудник Центра Вишеградских исследований Института Европы РАН Михаил Ведерников. — Внутренние факторы заключаются в давлении предпринимательских кругов, которые видят перспективы больших экономических потерь от чешско-российского конфликта.
Отношения между Москвой и Прагой резко обострились в апреле 2021 года. Тогда Чехия обвинила Россию в причастности ко взрывам на военных складах, которые произошли в 2014 году в деревне Врбетице на востоке республики. Это привело к масштабному дипломатическому скандалу: сначала Прага выслала 18 российских дипломатов, Москва ответила на это высылкой 20 чешских; следом Чехия заявила, что число работников российской дипмиссии будет доведено до количества чешских представителей в Москве, и объявила о высылке из страны 63 сотрудников посольства РФ. Это привело к заметному ухудшению двусторонних отношений — вплоть до того, что Россия включила Чехию в список недружественных стран.
При этом в Праге нет единой позиции в части версий произошедшего. Президент Чехии Милош Земан говорит о нескольких вариантах развития событий — эту мысль он вновь подтвердил в интервью телеканалу CNN Prima News от 27 июня 2021 года. Он не исключает, что версия с «российскими агентами может быть правдива».
— Я только ставлю под сомнение то, что она единственная, — сказал хозяин Пражского града.
В тот же день в интервью тому же телеканалу Андрей Бабиш заявление президента отверг: по его словам, правительство убеждено в том, что взрывы были «акцией российских шпионов», и «если кто-то говорит что-то другое, то это нехорошо».
Таким образом, несмотря на призывы к диалогу, отказываться от обвинений в адрес России по эпизоду во Врбетице Прага не намерена: как сообщила 28 июня газета Mlada fronta Dnes, замглавы МИД Чехии Мартин Смолек вручил послу РФ Александру Змеевскому официальную ноту с требованием возместить ущерб от взрывов, выплатив республике €25,5 млн.
Дело в выборах
По мнению опрошенных «Известиями» политиков, ждать реального диалога стоит не раньше, чем в Чехии пройдут парламентские выборы — они запланированы на октябрь 2021 года.
— После инцидента во Врбетице наши отношения с Россией значительно охладели, но я уверен, что мы должны коммуницировать, — сказал «Известиям» председатель палаты депутатов Чехии (нижняя палата парламента) Радек Вондрачек. — С другой стороны, я реалист и понимаю, что сейчас этот процесс не может быть ускорен. В Чехии приближаются парламентские выборы, и улучшение наших отношений могло бы стать ненужной и дешевой популистской темой. Уверен, что после выборов новый парламент поддержит путь диалога нашего нового правительства.
Политик отметил, что во многом вопрос двусторонних российско-чешских отношений будет зависеть от подхода, согласованного на уровне Евросоюза. Ясность должен был внести саммит ЕС 24–25 июня, однако вместо начала каких-либо переговоров лидеры поручили Еврокомиссии подготовить очередной набор санкций в отношении России — на будущее. Предложение же Германии и Франции пригласить на саммит Владимира Путина принципиальной поддержки не получило.
— Это взаимовыгодно — строить хорошие отношения со всеми странами. Было бы здорово сесть за стол переговоров и начать действовать по порядку с целью нормализовать отношения, — заявил, отвечая на вопрос «Известий», какие шаги нужны для такой нормализации, вице-спикер палаты депутатов Томио Окамура. — Сотрудничество обычно более выгодно, чем трения и конфронтация.
По оценке Михаила Ведерникова, сейчас желание пойти на примирение демонстрирует только чешская сторона — российские власти так скоро на него идти не готовы. Москва ждет от Праги более предметных предложений, которые могли бы ее устроить, — например, в вопросе вокруг АЭС «Дукованы» (после начала кризиса российская компания «Росатом» была исключена из списка претендентов на строительство нового энергоблока АЭС), отметил эксперт.
— Учитывая ту волну антироссийской истерии, которая была создана в ходе прошедшего кризиса, вряд ли стоит ожидать встречных шагов в этом вопросе, — пояснил Михаил Ведерников. — Весьма вероятно, что после парламентских выборов будет сформировано новое правительство — без действующего премьера Бабиша. Оно будет идейно антироссийским, даже русофобским. Поэтому нежелание РФ торопиться в чешском вопросе объяснимо и понятно. Однако при сохранении Бабиша у власти есть вероятность поиска контакта и выстраивания диалога.
По мнению эксперта, исключение Чехии из списка недружественных стран стало бы важным шагом в налаживании отношений. Но, судя по заявлениям российской стороны, речи об этом сейчас не идет.