Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Зенитчики рассказали об особенностях работы ЗРК «Тор-М2» в зоне СВО
Мир
В ООН заявили, что число погибших и раненых в секторе Газа достигло 5% населения
Происшествия
В ДТП в Хабаровском крае погибли четыре человека
Происшествия
Минобороны сообщило об уничтожении 12 БПЛА ВСУ над регионами РФ за ночь
Мир
Эксперт назвала вывод войск США из Нигера концом неоколониальной эпохи
Мир
Можин обвинил МВФ в финансировании терроризма из-за поддержки Киева
Мир
Количество погибших при обрушении магистрали в провинции Гуандун выросло до 36
Мир
СМИ сообщили о смерти еще одного источника утечек о проблемах самолетов Boeing
Армия
Морпехи группировки «Днепр» уничтожили диверсантов ВСУ на острове в дельте реки
Культура
Режиссер Франко рассказал о важности фильмов о ментальном здоровье
Мир
Постпредство указало на дезинформацию ЕС в отношении позиции России по активам
Армия
Снайперы группировки «Центр» уничтожили группу пехоты ВСУ на авдеевском направлении
Общество
Порочащие честь интернет-страницы предложили блокировать до суда
Армия
Российские танкисты огнем прямой наводкой уничтожили опорный пункт ВСУ
Культура
Главный приз музыкального фестиваля «Дорога на Ялту» отправится в Китай
Армия
Разведчики с помощью ПТРК «Корнет» уничтожили украинский дрон типа «Баба-Яга»
Мир
Украинский хакер Васинский получил в США 13 лет тюрьмы за киберпреступления
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Большинство врачей хотя бы раз сталкивались с ситуацией, когда люди отказывались от обследования из страха узнать о наличии тяжелого заболевания. Пациентов с последствиями самолечения периодически принимают больше половины медиков, регулярно — почти треть. Это следует из результатов опроса, проведенного профессиональным сообществом «Врачи РФ» и сервисом «Доктор рядом». Помимо страха перед диагнозом, по мнению самих медиков, на количество обращений к профессионалам влияет нежелание столкнуться с бестактностью или грубостью в медучреждении, опасение, что лечение будет слишком дорогим, и невысокий уровень доверия к врачам. Подробнее о результатах опроса и о том, как наладить эффективную коммуникацию между пациентами и медработниками, — в материале «Известий».

«Признание неблагополучия»

Подавляющее большинство врачей (82%) хотя бы раз сталкивались в своей практике со случаями, когда пациент или их знакомый, испытывающий проблемы со здоровьем, отказывался идти к врачу из страха узнать, что у него тяжелое заболевание — например, онкологическое. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного профессиональным сообществом «Врачи РФ» и сервисом «Доктор рядом».

В опросе (результаты есть в распоряжении «Известий») приняли участие 1,2 тыс. врачей российских больниц и поликлиник из всех федеральных округов.

Больше половины медиков (65%) периодически сталкиваются с ситуациями, когда человек приходит к врачам уже с последствиями самолечения (в том числе самостоятельно назначенных антибиотиков). Треть респондентов заявили, что сталкиваются с этим очень часто.

Фото: Depositphotos.com/BrianAJackson

С отказом пациента или просто знакомого человека проходить медицинскую процедуру, которая на самом деле безвредна и безболезненна, исключительно из страха перед ней сталкивались 90% опрошенных. На отказ пациентов от лечения традиционными способами — например, от приема лекарства, госпитализации или операции, — натыкались 69% медиков.

Страх узнать о тяжелом диагнозе считают главным для пациентов 44% опрошенных. 33% респондентов думают, что пациенты скорее боятся постановки неправильного диагноза. Треть (30%) полагает, что основным является страх испытать боль во время медицинских манипуляций.

Стремление отложить визит к врачу часто объясняется нежеланием признавать наличие проблем со здоровьем, считает представитель «Врачей РФ» Евгения Лютова.

— Потому что признание болезни или временного физического дискомфорта — признание своего неблагополучия. И это признание, осознание себя больным или даже просто не вполне здоровым солидно портит настроение, — рассказала она «Известиям».

В результате включаются механизмы психологической защиты, направленные на избегание проблемы. Всё это, по ее словам, мешает человеку начать заниматься поисками путей ее решения: найти подходящего специалиста, записаться на прием и не отказаться от этой идеи перед запланированным визитом. Это приводит к тому, что человек откладывает обращение к врачу до тех пор, пока физическая боль или дискомфорт не станут слишком сильными.

Причины, по которым люди стремятся избежать новостей о тяжелом диагнозе, могут быть очень разными, отмечает клинический психолог, онкопсихолог, эксперт ассоциации онкопациентов «Здравствуй» и Благотворительного фонда Константина Хабенского Анна Кан.

— Это может быть реактивное состояние — например, если у человека в детстве от рака тяжело умирал близкий человек и теперь он предпочел бы вообще ничего не знать, чем столкнуться с заболеванием, — рассказывает она. — Это может быть культура достигаторства, когда человек, особенно мужчина, думает, что не может позволить себе быть слабым, или более сложные фобии и расстройства личности, которые в принципе запускают тревожный механизм, неважно, по какому поводу. В зависимости от того, что стало первопричиной, работать с этим нужно будет по-разному, обращает внимание специалист.

Еще одним важным фактором, по мнению самих врачей, является риск столкнуться с грубостью или некачественным лечением. Так, около трети (29%) считают, что люди не приходят в медицинские учреждения, потому что боятся, что лечение будет слишком дорогим; почти четверть (23%) — что пациенты опасаются неэффективного лечения.

Почти половина (47%) предположили, что дело в нежелании столкнуться с пренебрежительным отношением в поликлинике или больнице. Большинство опрошенных (68%) также отметили, что люди тянут с визитом к врачу потому, что надеются, что недомогание пройдет само. О том, что пациенты, по их мнению, вообще не боятся визита к врачу, заявили 6% респондентов.

Врач или телевизор

При этом большинство врачей считают, что пациенты недостаточно доверяют профессиональным медикам. Так, с тем, что пациенты доверяют информации, которая распространяется в интернете и по телевидению, в пациентских сообществах и блогах, больше, чем словам медиков или традиционной медицине в целом, согласно большинство респондентов — абсолютно согласны 18% врачей, скорее согласны 52%. 18% считают, что люди в равной степени доверяют как этим источникам, так и медикам.

Среди тех, кто согласен с данным утверждением, 48% объясняют это тем, что человек ранее мог столкнуться с неудачным опытом, когда врач не смог ответить на его вопрос или объяснить назначение лечения, 45% — стремлением человека избежать каких-то процедур и нежеланием принимать лекарства.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

17% указали на то, что пациенты следуют правилам доказательной медицины: «Могут найти много научных статей, подтверждающих их мнение, и потом отказываются верить врачу, если у него другое мнение», — отмечается в опросе.

В то, что врачам доверяют больше, чем телевидению, СМИ или интернету, верят только 8% медиков.

Врач несет ответственность за ясную и прямую коммуникацию с пациентом, а также должен уметь оказать ему психологическую поддержку, уверены большинство участников опроса.

Так, 59% врачей абсолютно согласны с тем, что во время медицинских процедур необходимо объяснять пациенту свои действия или предупреждать о них. Скорее согласны с этим утверждением еще 35% респондентов. Не согласны — всего 6%.

С тем, что врач также должен выполнять функции психолога, например пытаться успокоить или ободрить пациента, абсолютно согласны 56% врачей, скорее согласны — 29% врачей, не согласны — 3%. О том, что им приходится это делать, хотя они с этим не согласны, заявили 11% респондентов.

Кризис доверия

Председатель правления Международного союза пациентов Ольга Вострикова не считает случаи отказов от обследований распространенными. «Сейчас есть проблема пациентов, которые в прошлом году из-за самоизоляции не могли вовремя попасть на прием к врачу. Я думаю, что через пару лет мы увидим статистику, по которой часть заболеваний была диагностирована на поздних стадиях, потому что люди боялись выходить из дома. Но я не слышала, чтобы люди боялись идти на диагностику», — отметила собеседница издания.

В случае с онкологическими заболеваниями стремление избежать осмотра у врача действительно считается одним из признаков канцерофобии (повышенной тревожности, связанной с риском возникновения онкологических заболеваний. — «Известия»), отмечает врач-педиатр, специалист паллиативной помощи и сооснователь школы навыков профессионального общения для медицинских работников «Сообщение» Анна Сонькина-Дорман.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Исследование позволяет составить мнение о том, как видят ситуацию медики, но необязательно отражает реальные страхи пациентов, обращает внимание она.

— Это важно, потому что врачи часто не понимают мотивацию пациентов. В том числе потому, что не умеют и не считают важным выяснять это, — считает собеседница издания.

При этом, отмечает Сонькина-Дорман, уровень доверия к врачам в России действительно очень низкий, чаще всего это основано на предыдущем негативном опыте: «Речь не только о том, что человеку нагрубили. Его просто могли вовремя не выслушать или не услышать, в ультимативной форме сказать делать что-то, чего он делать не хотел категорически. После этого человек будет до последнего оттягивать новый визит к врачу».

Еще одним фактором, по ее мнению, является отсутствие врача, с которым у пациента складывались бы длительные отношения и к которому он мог бы обращаться за советом в разных ситуациях. Когда человеку нужно самостоятельно определить, к какому специалисту пойти, он может просто побояться ошибиться или столкнуться с критикой со стороны врача — например, за то, что обратился слишком поздно или слишком рано, — и в итоге не обратиться ни к кому.

Есть также существенная разница в уровне доверия пациентов к региональной медицине и врачам из федеральных центров. Из-за этого пациенты часто отказываются от обращения к местным медикам, предпочитая ждать приема в Москве или Петербурге, отмечает Ольга Вострикова. Это, по ее мнению, не всегда оправданно.

— Во многих регионах есть специалисты высокого уровня, которые готовы оказать квалифицированную помощь. Они постоянно образовываются и самообучаются, и сейчас есть консилиумы, когда врачи из регионов связываются со специалистами федеральных медучреждений и обсуждают тот или иной случай, — говорит собеседница издания.

По мнению Анны Сонькиной-Дорман, сами врачи чаще всего «хотят как лучше», но не умеют выстраивать разговор с пациентом таким образом, чтобы завоевать его доверие, потому что опираются на устаревшие модели профессионального общения: «В этом смысле я бы сказала, что пациентское сообщество у нас развивается быстрее — медики за ним просто иногда не успевают».

Прямой эфир