Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Холодный прием: почему россияне боятся идти к врачу
2021-06-25 16:17:33">
2021-06-25 16:17:33
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Большинство врачей хотя бы раз сталкивались с ситуацией, когда люди отказывались от обследования из страха узнать о наличии тяжелого заболевания. Пациентов с последствиями самолечения периодически принимают больше половины медиков, регулярно — почти треть. Это следует из результатов опроса, проведенного профессиональным сообществом «Врачи РФ» и сервисом «Доктор рядом». Помимо страха перед диагнозом, по мнению самих медиков, на количество обращений к профессионалам влияет нежелание столкнуться с бестактностью или грубостью в медучреждении, опасение, что лечение будет слишком дорогим, и невысокий уровень доверия к врачам. Подробнее о результатах опроса и о том, как наладить эффективную коммуникацию между пациентами и медработниками, — в материале «Известий».

«Признание неблагополучия»

Подавляющее большинство врачей (82%) хотя бы раз сталкивались в своей практике со случаями, когда пациент или их знакомый, испытывающий проблемы со здоровьем, отказывался идти к врачу из страха узнать, что у него тяжелое заболевание — например, онкологическое. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного профессиональным сообществом «Врачи РФ» и сервисом «Доктор рядом».

В опросе (результаты есть в распоряжении «Известий») приняли участие 1,2 тыс. врачей российских больниц и поликлиник из всех федеральных округов.

Больше половины медиков (65%) периодически сталкиваются с ситуациями, когда человек приходит к врачам уже с последствиями самолечения (в том числе самостоятельно назначенных антибиотиков). Треть респондентов заявили, что сталкиваются с этим очень часто.

Фото: Depositphotos.com/BrianAJackson

С отказом пациента или просто знакомого человека проходить медицинскую процедуру, которая на самом деле безвредна и безболезненна, исключительно из страха перед ней сталкивались 90% опрошенных. На отказ пациентов от лечения традиционными способами — например, от приема лекарства, госпитализации или операции, — натыкались 69% медиков.

Страх узнать о тяжелом диагнозе считают главным для пациентов 44% опрошенных. 33% респондентов думают, что пациенты скорее боятся постановки неправильного диагноза. Треть (30%) полагает, что основным является страх испытать боль во время медицинских манипуляций.

Стремление отложить визит к врачу часто объясняется нежеланием признавать наличие проблем со здоровьем, считает представитель «Врачей РФ» Евгения Лютова.

— Потому что признание болезни или временного физического дискомфорта — признание своего неблагополучия. И это признание, осознание себя больным или даже просто не вполне здоровым солидно портит настроение, — рассказала она «Известиям».

В результате включаются механизмы психологической защиты, направленные на избегание проблемы. Всё это, по ее словам, мешает человеку начать заниматься поисками путей ее решения: найти подходящего специалиста, записаться на прием и не отказаться от этой идеи перед запланированным визитом. Это приводит к тому, что человек откладывает обращение к врачу до тех пор, пока физическая боль или дискомфорт не станут слишком сильными.

Причины, по которым люди стремятся избежать новостей о тяжелом диагнозе, могут быть очень разными, отмечает клинический психолог, онкопсихолог, эксперт ассоциации онкопациентов «Здравствуй» и Благотворительного фонда Константина Хабенского Анна Кан.

— Это может быть реактивное состояние — например, если у человека в детстве от рака тяжело умирал близкий человек и теперь он предпочел бы вообще ничего не знать, чем столкнуться с заболеванием, — рассказывает она. — Это может быть культура достигаторства, когда человек, особенно мужчина, думает, что не может позволить себе быть слабым, или более сложные фобии и расстройства личности, которые в принципе запускают тревожный механизм, неважно, по какому поводу. В зависимости от того, что стало первопричиной, работать с этим нужно будет по-разному, обращает внимание специалист.

Еще одним важным фактором, по мнению самих врачей, является риск столкнуться с грубостью или некачественным лечением. Так, около трети (29%) считают, что люди не приходят в медицинские учреждения, потому что боятся, что лечение будет слишком дорогим; почти четверть (23%) — что пациенты опасаются неэффективного лечения.

Почти половина (47%) предположили, что дело в нежелании столкнуться с пренебрежительным отношением в поликлинике или больнице. Большинство опрошенных (68%) также отметили, что люди тянут с визитом к врачу потому, что надеются, что недомогание пройдет само. О том, что пациенты, по их мнению, вообще не боятся визита к врачу, заявили 6% респондентов.

Врач или телевизор

При этом большинство врачей считают, что пациенты недостаточно доверяют профессиональным медикам. Так, с тем, что пациенты доверяют информации, которая распространяется в интернете и по телевидению, в пациентских сообществах и блогах, больше, чем словам медиков или традиционной медицине в целом, согласно большинство респондентов — абсолютно согласны 18% врачей, скорее согласны 52%. 18% считают, что люди в равной степени доверяют как этим источникам, так и медикам.

Среди тех, кто согласен с данным утверждением, 48% объясняют это тем, что человек ранее мог столкнуться с неудачным опытом, когда врач не смог ответить на его вопрос или объяснить назначение лечения, 45% — стремлением человека избежать каких-то процедур и нежеланием принимать лекарства.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

17% указали на то, что пациенты следуют правилам доказательной медицины: «Могут найти много научных статей, подтверждающих их мнение, и потом отказываются верить врачу, если у него другое мнение», — отмечается в опросе.

В то, что врачам доверяют больше, чем телевидению, СМИ или интернету, верят только 8% медиков.

Врач несет ответственность за ясную и прямую коммуникацию с пациентом, а также должен уметь оказать ему психологическую поддержку, уверены большинство участников опроса.

Так, 59% врачей абсолютно согласны с тем, что во время медицинских процедур необходимо объяснять пациенту свои действия или предупреждать о них. Скорее согласны с этим утверждением еще 35% респондентов. Не согласны — всего 6%.

С тем, что врач также должен выполнять функции психолога, например пытаться успокоить или ободрить пациента, абсолютно согласны 56% врачей, скорее согласны — 29% врачей, не согласны — 3%. О том, что им приходится это делать, хотя они с этим не согласны, заявили 11% респондентов.

Кризис доверия

Председатель правления Международного союза пациентов Ольга Вострикова не считает случаи отказов от обследований распространенными. «Сейчас есть проблема пациентов, которые в прошлом году из-за самоизоляции не могли вовремя попасть на прием к врачу. Я думаю, что через пару лет мы увидим статистику, по которой часть заболеваний была диагностирована на поздних стадиях, потому что люди боялись выходить из дома. Но я не слышала, чтобы люди боялись идти на диагностику», — отметила собеседница издания.

В случае с онкологическими заболеваниями стремление избежать осмотра у врача действительно считается одним из признаков канцерофобии (повышенной тревожности, связанной с риском возникновения онкологических заболеваний. — «Известия»), отмечает врач-педиатр, специалист паллиативной помощи и сооснователь школы навыков профессионального общения для медицинских работников «Сообщение» Анна Сонькина-Дорман.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Исследование позволяет составить мнение о том, как видят ситуацию медики, но необязательно отражает реальные страхи пациентов, обращает внимание она.

— Это важно, потому что врачи часто не понимают мотивацию пациентов. В том числе потому, что не умеют и не считают важным выяснять это, — считает собеседница издания.

При этом, отмечает Сонькина-Дорман, уровень доверия к врачам в России действительно очень низкий, чаще всего это основано на предыдущем негативном опыте: «Речь не только о том, что человеку нагрубили. Его просто могли вовремя не выслушать или не услышать, в ультимативной форме сказать делать что-то, чего он делать не хотел категорически. После этого человек будет до последнего оттягивать новый визит к врачу».

Еще одним фактором, по ее мнению, является отсутствие врача, с которым у пациента складывались бы длительные отношения и к которому он мог бы обращаться за советом в разных ситуациях. Когда человеку нужно самостоятельно определить, к какому специалисту пойти, он может просто побояться ошибиться или столкнуться с критикой со стороны врача — например, за то, что обратился слишком поздно или слишком рано, — и в итоге не обратиться ни к кому.

Есть также существенная разница в уровне доверия пациентов к региональной медицине и врачам из федеральных центров. Из-за этого пациенты часто отказываются от обращения к местным медикам, предпочитая ждать приема в Москве или Петербурге, отмечает Ольга Вострикова. Это, по ее мнению, не всегда оправданно.

— Во многих регионах есть специалисты высокого уровня, которые готовы оказать квалифицированную помощь. Они постоянно образовываются и самообучаются, и сейчас есть консилиумы, когда врачи из регионов связываются со специалистами федеральных медучреждений и обсуждают тот или иной случай, — говорит собеседница издания.

По мнению Анны Сонькиной-Дорман, сами врачи чаще всего «хотят как лучше», но не умеют выстраивать разговор с пациентом таким образом, чтобы завоевать его доверие, потому что опираются на устаревшие модели профессионального общения: «В этом смысле я бы сказала, что пациентское сообщество у нас развивается быстрее — медики за ним просто иногда не успевают».

Читайте также