«На защиту своей родины поднялся весь советский народ»
22 июня 1941 года началась самая страшная, самая кровопролитная и разрушительная война, разделившая историю нашей страны на «до» и «после». Трагедия коснулась каждого человека, каждой семьи в Советском Союзе. Это тяжелейшее испытание незаживающей раной отражается в сердцах людей многие десятилетия. Невероятную отвагу и мужество с самых первых дней войны проявили граждане. В первые военные дни от газеты «Известия» на фронт отправился десант корреспондентов. Каждую минуту рискуя своей жизнью, находясь с войсками Красной армии, они следили за боями, встречались с героями и рассказывали об этом на печатных страницах, вдохновляя бойцов на подвиги. Вспоминаем о том, что писали «Известия» в первые недели Великой Отечественной войны.
Прерванное воскресенье
Первый военный номер «Известий» 24 июня 1941 года открывается текстом выступления по радио Вячеслава Молотова в полдень воскресенья, 22 июня.
— 22 июня в четыре часа утра без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, — объявил заместитель председателя Совета Народных Комиссаров СССР и народный комиссар иностранных дел.
Он сообщил о бомбежке Житомира, Киева, Севастополя, Каунаса и призвал всех граждан и гражданок сплотить ряды вокруг большевистской партии, Советского правительства, великого вождя товарища Сталина.
— Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами, — закончил историческую речь Вячеслав Молотов.
Сбитый ас
На страницах этого же номера в материале «Номер один» корреспонденты рассказали о первом сбитом фашистском бомбардировщике. Информацию передавали по телефону из Ленинградского военного округа.
«Вдруг ночную тишину нарушил отдаленный грохот разрывов. И батарея младшего лейтенанта Пимченкова насторожилась. Застыв, в боевом напряжении стояли бойцы. Когда над вершинами елей показался вражеский бомбардировщик, последовала команда: «По-штурмовому!», и зенитный расчет приступил к действию. После первого же оглушительного залпа фашистский хищник резко колыхнулся. Затем грянул второй залп, и бомбардировщик сильно накренился. Последовал третий и, наконец, четвертый залпы. Вражеская машина перевернулась и упала невдалеке, в лесу», — описывали подвиг артиллеристов «Известия».
Экипаж «Юнкерса-88» сдался в плен, а командир соединения объявил младшему лейтенанту Алексею Пимченкову и всему личному составу батареи благодарность.
Смертельная река
Переправа немецких войск через приграничные реки в первые дни войны не была легкой. На советских берегах их ждал шквалистый смертоносный огонь. Об одном отважно сражающемся отряде пехотинцев в номере от 25 июня в статье «Бои у переправы» рассказал специальный корреспондент «Известий», находившийся на территории Одесского военного округа:
«Вот к нашему брегу причалила первая лодка и из нее выскочили фашистские разбойники. В руках одного из них было знамя со свастикой. Одновременно в нескольких местах причаливали остальные расчеты десанта. Маскируясь, они начали быстро продвигаться вперед.
Подпустив фашистов на близкое расстояние, старший лейтенант скомандовал:
— По поджигателям войны, фашистским разбойникам огонь! Свинцовый ливень обрушился на голову врага. Мощный ружейный и пулеметный огонь метко разил наступающих, — передал по телефону очевидец этого события.
В том приграничном бою советские пехотинцы захватили немецкое знамя со свастикой, с которым пытались переправиться на советский берег враги».
С поля на фронт
В течение первых военных суток по всей стране развернулась массовая мобилизация мужчин с 1905 по 1918 год рождения. Мирная жизнь закончилась, и о том, как советские люди воспринимали необходимость выполнять долг перед Родиной, рассказывали известинцы.
«Мобилизация не вызвала у колхозников ни паники, ни нервозности, ни признаков ложной тревоги. Вернулась бригада с осушки болот из Константиновского района, а с нею Семеновы — Виктор и Алексей. Они держали в руках повестки о явке в военкомат. Это были крепкие, загорелые, статные молодцы. И разговор их был крепкий, жесткий, с перцем. «Как выкорчевывали пни на болоте, так выкорчуем и фашистов», — рассказывал Михаил Сувинский из подмосковной деревни Щукино в репортаже «Сознание силы».
Корреспондент отметил, что на место уходивших на фронт мужчин вставали женщины и подростки.
«В этот день на поля вышло вдвое-втрое больше женщин. На помощь взрослым начали выходить школьники. Вася Копаев, Катя Бахметьева, Вася Горбиненко руководят школьными подвижными бригадами, которые колхоз бросает на такие участки, где нужна быстрая, оперативная поддержка», — отметил Михаил Сувинский, который вскоре в качестве военного корреспондента отправится на фронт.
Он дошел с войсками Юго-Западного направления до Киева и погиб 19 сентября 1941 года.
Воздушные победы
Советские артиллеристы и летчики, несмотря на массированную атаку фашистов, по мере своих сил отражали налеты немецкой авиации. За один день, 25 июня, было сбито 76 фашистских самолетов, а из отечественных на базу не вернулись 17, отметили «Известия» в номере от 26 июня. По сообщению издания, сразу двух вражеских бомбардировщиков сбил 22 июня командир авиационного полка, Герой Советского Союза Петр Коробков, а летчики из его части уничтожили в первые сутки войны 10 самолетов.
Подробности первой воздушной победы лейтенанта Николая Ермака в этом же номере в статье «Сталинские соколы» изложил военный корреспондент Михаил Дашевский.
«В 4 часа 10 минут утра над мирным южным городком показался фашистский разведчик-бомбардировщик и взял курс на аэродром N-ской части. Летчик-истребитель Ермак бросился фашистскому хищнику наперерез. Тот заметил это и сделал разворот в сторону. Смелый молодой лейтенант произвел маневр и, зайдя в хвост вражескому самолету, пустил длинную пулеметную очередь. Бомбардировщик покачнулся, вспыхнул и бесформенным комком полетел на землю», — описал Михаил Дашевский.
Кстати, Николай Ермак сбил в тот день еще один немецкий самолет — румынский PZLP. Летчик прошел всю войну и умер в 1967 году.
Военный лик
После объявления войны за первые несколько суток немцы значительно продвинулись вглубь Белоруссии. Для борьбы с агрессором требовались значительные силы, и мобилизация в ряды Красной армии шла в городах и селах круглые сутки. Атмосферу, царившую на одном из развернувшихся мобилизационных пунктов в Москве в помещении школы, описал военный корреспондент «Известий» Евгений Кригер в репортаже «С винтовкой в руках» в выпуске от 26 июня.
«Из ближних к Москве городов и сел сюда прибывают группами, отрядами, командами молодые патриоты, идущие в армию. Через несколько часов они отправятся на фронт. Они приехали в обычной своей одежде, в пиджаках и косоворотках.
Еще недавно, три дня назад, эти люди занимались мирным трудом. Одни работали на колхозных полях, другие — на заводах, в промысловых артелях. Теперь они говорят о другом:
— Винтовку! Скорее винтовку! Скорее на фронт, столкнуться лицом к лицу с вероломным врагом, ввергнуть его в прах метким выстрелом.
Здесь же, на пункте формирования, мобилизованным выдается одежда бойцов и винтовки», — рассказывал Евгений Кригер, отмечая, что, облачившись в военную форму, менялся внешний и внутренний облик людей: «Произошел какой-то психологический сдвиг. Юноши почувствовали себя частицей великой армии, они вошли в ее строй».
Военным корреспондентом «Известий» Евгений Кригер прошел всю войну до Берлина, побывал в крупнейших сражениях: Сталинградской битве и на Курской дуге.
Женское плечо
Каждый день мужчины уходили на фронт, оставляя рабочие места. В тылу их должны были заменить женщины и подростки. В номере от 29 июня в редакционной статье «Советские патриотки» «Известия» пламенно призывали на трудовой подвиг.
«Сейчас много фронтовой работы у женщин в тылу. Все советские патриотки должны считать себя мобилизованными на трудовой фронт. От их боевой готовности, от темпов их труда сейчас зависит успех сражений. Помни, что каждая тонна угля, каждый метр материи приближает победу над врагом! Каждый советский человек должен спросить себя: чем я еще могу быть полезен своему отечеству, чем могу я разить врага?
Мы должны превратить каждый завод, каждую фабрику в неприступную крепость труда для фронта. Мы должны ковать там смерть врагу», — убеждали женщин «Известия».
Народная война
Через 12 дней после начала Отечественной войны к советской нации обратился лидер — Иосиф Сталин. Его речь по радио 3 июля «Известия» напечатали в выпуске полностью. Обращение главы государства к народу было неожиданным: «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!».
«Гитлеровским войскам удалось захватить Литву, значительную часть Латвии, западную часть Белоруссии, часть Западной Украины. Фашистская авиация расширяет районы действия своих бомбардировщиков, подвергая бомбардировкам Мурманск, Оршу, Могилев, Смоленск, Киев, Одессу, Севастополь. Над нашей родиной нависла серьезная опасность», — пришлось признаться в горькой правде Иосифу Сталину.
Он призвал создавать в занятых врагом районах партизанские отряды, диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, а в каждом городе, которому угрожает опасность нашествия врага, сформировать народное ополчение.
В тот же день в народную армию записался композитор Дмитрий Шостакович. Об этом он по телефону сообщил «Известиям».
«Я иду защищать свою страну, не щадя ни жизни, ни сил, выполню любое задание, которое мне поручат. Я отдам всего себя для защиты нашей великой родины, для разгрома врага, для победы», — сказал композитор.
Он признался, что его обуревают чувства патриотизма и любви к родине, и выражаются они в горячем стремлении защитить наше отечество от ненавистного врага.
Первые отряды народного ополчения прошли по улицам и площадям Москвы 7–8 июля 1941 года. В номере от 8 июля в материале «Народное ополчение Москвы» сообщалось, что горожан, примкнувших в нему, было много.
«Поистине весь советский народ поднялся на защиту своей родины, чтобы грудью своей защитить свою свободу, свою честь, свою землю», — резюмировали «Известия».
И советский народ не сдался, выстоял, не дал себя поработить. Но к победе пришлось идти долгих четыре года.