Творческий подход: как в России поддержат креативный бизнес
Министерство культуры России представило законопроект, создающий основу для развития креативных индустрий. Это часть большой работы, которую ведомство ведет вместе с предпринимательским и творческим сообществом. Документ позволит пересмотреть существующие экономические и правовые механизмы и поддержать творческий бизнес во всех областях. Как это будет работать — в материале «Известий».
Новый законопроект
Законопроект проработан совместно с экспертным сообществом. Об этом сказала на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) министр культуры России Ольга Любимова.
«Мы впервые характеризуем сферу креативных индустрий, закрепляем понятия, необходимые для развития этого института… Уже есть понимание, по каким направлениям креативные индустрии будут развиваться: это повышение конкурентоспособности отечественных творческих продуктов, поддержка креативных предпринимателей, акцент творческих решений на популяризацию культурного наследия нашей страны, развитие современных цифровых технологий для создания творческих продуктов», — написала она в Facebook.
Полное название законопроекта — «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» в части закрепления института творческих (креативных) индустрий». Кроме него подготовлена и комплексная Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года. Она сейчас рассматривается в правительстве.
Эта тема также войдет в виде отдельного проекта «Придумано в России» в разрабатываемую по поручению Михаила Мишустина Стратегию социально-экономического развития Российской Федерации.
До сих пор креативные индустрии жили в состоянии «коммуникационного подвижничества» — не были оформлены ни границы этой системы, ни экономическое пространство — а оно, судя по прогнозам Минкульта, способно создавать значимую долю ВВП.
Документ вводит институт креативного предпринимательства в законодательное поле. Творческие индустрии сегодня — пестрый конгломерат творческих и бизнес-практик. Анимация, музыка, кинопроизводство, дизайн, программное обеспечение, медиа и реклама, современная гастрономия, народные промыслы, архитектура и многие другие сферы имеют свои традиции, бизнес-модели и опыт взаимодействия с государством.
Законопроект находит для них общий знаменатель — производство нематериальных активов и заработок на интеллектуальной собственности. Этот подход позволяет встроить поддержку креативных индустрий не только в отраслевые программы развития многих федеральных ведомств (от Мипромторга до Минцифры), но и сделать ее частью региональных программ.
Творческий бизнес
О рассмотрении креативности бизнеса и возможностях его поддержки говорил в сентябре прошлого года на международном фестивале «Российская креативная неделя» первый заместитель руководителя администрации президента России Сергей Кириенко.
— К слову «креативная» добавилось слово «индустрия». И это означает, что творчество во всех отраслях экономики — большой бизнес, за которым стоят большие инвестиции, который может создавать значимую долю национального валового продукта и становиться пространством конкуренции стран, территорий, компаний между собой. Драйвер развития перемещается из сырьевых отраслей в отрасли креативные, — отметил он.
По словам Кириенко, возникает необходимость сформировать систему поддержки креативных индустрий, в том числе на законодательном уровне.
— Если для целого ряда отраслей, скорее, инициатива должна идти сверху вниз, какие-то люди сверху должны придумать и предложить что-то для развития той или иной отрасли, то, мне кажется, в креативных индустриях всё будет наоборот. Они ведь на то и креативные, что сами представители креативной индустрии смогут сказать, что необходимо сделать государству, чтобы обеспечить устойчивое развитие отрасли, — пояснил первый замруководителя АП.
Так и происходит: в феврале в России появилась Федерация креативных индустрий, объединившая разные отраслевые организации.
Кроме того, в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) работает комитет по интеллектуальной собственности и креативным индустриям. После многочисленных обсуждений, заседаний, совещаний и конференций были сформулированы основные направления создания системы, о которой говорил Кириенко. Нормативно-правовое обеспечение сферы взял на себя Минкульт.
По словам председателя комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрея Кричевского, вся отрасль — «культурообразующая». Хотя это важнейшая сфера экономики, отметил он, для ее существования и развития необходимо учитывать контекст всей культурной политики, поэтому активная роль Минкульта по ее законодательному регулированию — логичный и обоснованный шаг.
Директор «Роскультцентра» и фестиваля-форума «Российская креативная неделя» Марина Абрамова считает важным участие творцов-предпринимателей в разработке законопроекта и концепции.
— Сфера креативных индустрий — межведомственное поле, и разработка таких инициатив предполагает также участие Минэкономразвития и Минцифры. Потому что креативные индустрии — это не только про творчество, но и про новую экономику и инновационные подходы. Безусловно, мы рады, что Минкульт создает на своей базе площадку для межведомственного взаимодействия, в том числе с вовлечением креативного сообщества, — сказала она (цитата есть у «Известий»).
Сейчас в России происходит взрывной рост креативных индустрий, добавила заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия, исполнительный директор Ассоциации анимационного кино России Ирина Мастусова.
— Достаточно взглянуть на успехи экспортного продвижения отечественного кино и особенно анимации. Конечно, каждая из креативных индустрий развивается по своей траектории, с учетом региональной и глобальной специализации. Но принимаемые поправки в законодательство дадут дополнительный стимул для развития всех креативных индустрий, наконец формализуя возможность для их представителей становиться субъектами экономической деятельности. Этот законопроект — один из первых, но важнейших шагов на государственном уровне, обеспечивающих системную поддержку креативных индустрий, создающих условия для самореализации и развития талантов, в том числе в регионах, а также закрепляющих не только культурную, но коммерческую ценность интеллектуальной собственности, — пояснила она (цитата есть у «Известий»).
Определение отрасли
В законопроекте можно выделить три части, необходимые для развития сферы. Первая — определение того, какие компании относятся к творческому предпринимательству и что такое креативные индустрии. Вторая — законодательное закрепление решений, которые позволят создавать гранты, налоговые и инвестиционные механизмы и вписывать их в программы экономического развития регионов. Третья — устранение барьеров между традиционными учреждениями культуры и креативным бизнесом.
Как подчеркнула директор Центра креативной экономики НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина, определение творческих индустрий в стране дается впервые.
— Это крайне важно и для самих представителей творческой сферы, и для их экономических партнеров, юристов, налоговиков, инвесторов, государства и т.д. Обществу в целом сегодня надо понять, кто играет на этом рынке, с кем можно иметь дело, кому надо оказывать государственную поддержку, — отметила она (цитата есть у «Известий»).
В законопроекте дается ответ: креативный бизнес — это компании, затраты которых на создание интеллектуальной собственности составляют существенную часть затрат на оплату труда либо большая часть выручки которых получена от распоряжения такой собственностью.
Управляющий партнер DPG Russia, вице-президент АКАР Алена Кремер обращает внимание на то, что в законодательстве наконец появятся юридически точные определения креативной индустрии, креативного предпринимательства и его инфраструктуры.
— Четко прописаны условия ведения реестра субъектов творческого предпринимательства, а также критерии, по которым предприятие может быть включено в этот реестр. Думаю, что всё это в значительной степени облегчит жизнь не только представителям рекламной отрасли, но и заинтересованным органам госвласти, — сказала она (цитата есть у «Известий»).
Кремер добавила, что у креативного бизнеса почти нет материальных активов, а значит, и капитализации.
— Теперь активом может стать интеллектуальная собственность. Если государственный аппарат возьмет на себя труд создать и вести реестр субъектов творческого предпринимательства, то компании получат наконец прочную юридическую и финансовую основу для дальнейшего развития.
Меры господдержки, добавила вице-президент АКАР, увязаны с концепцией и будут включены в региональные и муниципальные стратегии социально-экономического развития. По ее словам, пока не хватает более конкретных механизмов поддержки приоритетных творческих индустрий — например, во взаимоотношениях с финансово-кредитными учреждениями.
— Сегодня креативные агентства, которые создают и продвигают на рынке интеллектуальный продукт, максимально уязвимы. В подавляющем большинстве они относятся к малому и среднему бизнесу, а их основной актив — интеллектуальная собственность. Если им дадут какие-то налоговые льготы, если они получат возможность брать кредиты под залог интеллектуальных прав, то это, конечно, позволит креативщикам развиваться, выходить из тени, набирать в штат больше сотрудников.
Кремер отметила, что сейчас в индустрии рекламы и маркетинговых коммуникаций трудно разобраться, «что в действительности есть за душой у каждого конкретного участника рынка».
— В этой мутной воде прекрасно себя чувствуют болтуны и проходимцы. С появлением реестра субъектов творческого предпринимательства рынок легализуется, и, само собой, от этого выиграют не только профессионалы, но и потребители наших продуктов и услуг, — считает она.
Поддержка для всех
Простые экономические критерии, предложенные Минкультом, дают возможность сфокусироваться на поддержке независимо от отраслей и сфер деятельности, в которых работает компания, подчеркнул президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев. По его словам, сейчас государство поддерживает только отдельные отрасли: кино, анимацию, IT и т.д.
Гендиректор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов отметил, что для креативного предпринимательства характерна работа на стыке многих отраслей и сфер деятельности.
— С точки зрения экономики я не вижу разницы между программистом и композитором, между дизайнером и ресторатором — все они своим творческим трудом создают те самые результаты интеллектуальной деятельности, которые и есть основной экономический актив. Законопроект в этом отношении уравнивает все креативные индустрии. Сегодня индустрии, нуждающиеся в господдержке, выделяют на основе ОКВЭД, что является грубой ошибкой. Классификатор ОКВЭД — это инструмент наблюдения за экономикой в целом, а не инструмент управления ее развитием. Законопроект устанавливает четкие критерии, по которым предприятия могут войти в реестр участников креативного предпринимательства и без каких-либо специальных действий органов власти сохраняться в нем.
Законопроект вводит и ряд новелл в области прав интеллектуальной собственности и их экономического оборота. Организациям культуры предоставляется право без согласия учредителя (но с его уведомлением) создавать хозяйственные общества и хозяйственные партнерства — новые субъекты креативного предпринимательства.
Их деятельность должна быть направлена на коммерциализацию интеллектуальной собственности, не связанной с основной деятельностью организации — например, музей может учредить творческую мастерскую. Он получают право использовать плоды ее деятельности в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества или складочный капитал хозяйственного партнерства.
Такая практика существует в стране с 2008 года, но она касалась только учреждений науки и образования. Они могут создавать малые предприятия для использования результатов интеллектуальной деятельности без согласия учредителя.
Проверенная в науке законодательная норма теперь переносится на все креативные отрасли, поясняет Игорь Намаконов. Это даст возможность развивать креативную экономику вокруг значимых и признанных центров культуры (театры, музеи, архивы и т.д.), а не в противовес им.
Законопроект создает базовые основы для развития инфраструктуры креативного предпринимательства в форматах государственно-частного партнерства, введения специальных налоговых режимов, льгот и преференций. Сергей Матвеев считает это принципиально новым подходом к решению проблемы господдержки.
— У нас традиционно принято поддерживать малые предприятия просто за факт существования. Ты маленький, у тебя доход меньше определенной цифры — получи поддержку. Но такая практика не порождает новых ресурсов, которые заменят или уменьшат нашу зависимость от сырья, — считает он.
По мнению эксперта, законопроект предлагает своего рода справедливый договор между креативными предпринимателями и государством. Оно поддерживает тех, кто действительно генерирует и вводит в оборот новые экономические ресурсы — результаты творческого труда.
— Креативные индустрии — это огромная творческая сила, которая в развитых странах считается фундаментом и драйвером экономики, — говорит председатель комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрей Кричевский. — Это сила, обеспечивающая производство идей, смыслов, образов и образцов для подражания — самого востребованного продукта информационного общества. Сила, благотворно действующая на общество в целом. Законопроект о статусе креативных индустрий определяет их как культурообразующую сферу, которая может и должна стать основой для перехода к экономике знаний.