«Хотим быть в тройке призеров на Олимпиаде в Токио»
Российский спорт переживает не самые легкие времена: дискриминация на международных аренах, опустевшие из-за связанных с пандемией ограничений трибуны. Тем не менее наши атлеты по-прежнему показывают результаты высочайшего уровня. Министр спорта Олег Матыцин встретился с «Известиями» на полях ПМЭФ и рассказал о том, в каком режиме пройдут игры Евро-2020 в Санкт-Петербурге, где наши спортсмены готовятся к Олимпиаде в Токио, и как будут вовлекать в спортивную жизнь простых россиян.
О политике в спорте
— Чемпионат мира по хоккею, к сожалению, уже ознаменовался политическими скандалами. Влияют ли на настроение и спортивную форму сборной эти околоспортивные дрязги?
— Что касается подготовки сборной команды, я абсолютно уверен, что каждый из спортсменов и тренеров имеет большой профессиональный жизненный опыт, и то, что происходит вокруг арены, ими минимизируется. Я уверен, что со стороны тренеров идет направленность только на результат.
Что касается политики вокруг спорта, мы должны понимать, что живем в тех реалиях, которые есть. Минимизировать влияние спорта на политику достаточно сложно. Мы делаем всё возможное и с точки зрения международного сотрудничества, чтобы страна оставалась открытой. Но в то же время максимально готовы защищать интересы наших спортсменов с юридической и организационной точки зрения.
Мы проводим очень много международных проектов в России. Через несколько дней состоится Евро-2020. В непростых, очень сложных условиях и в период пандемии были проведены крупные соревнования в рамках чемпионата Европы по скалолазанию. Недавно в Барнауле закончился Кубок мира по гребле на байдарках и каноэ. То есть международное спортивное движение не приостановлено, и Россия всегда демонстрирует солидарность и единство, какие бы сложности ни встречались. Надеемся, что спортсмены преодолеют и покажут максимально возможный результат. А политики… Пусть это останется на совести политиков.
— Не вернемся ли мы к годам холодной войны, с бойкотом Олимпиад?
— Маловероятно, потому что в соответствии с Олимпийской хартией, если страна бойкотирует Олимпиаду, то потом в течение двух следующих игр команда не допускается к участию. Не думаю, что руководство какой-либо страны пойдет на такой явный конфликт со спортивным сообществом. Но и розовые очки, скажем так, носить не стоит. Надо устраивать конструктивный диалог, усиливать свое влияние среди международных спортивных организаций. Максимально компетентно защищать интересы наших спортсменов юридически. И очень важна информационная работа. Вот, пользуясь случаем, я бы хотел сказать, что важна роль позитивной журналистики в отношении наших спортсменов, популяризация наших героев спорта, достижений советского и российского спорта, роли тренера в жизни каждого спортсмена, который готовится к крупным международным стартам.
Надо делать всё возможное, чтобы голос спортсменов звучал как можно ярче. К сожалению, пока в международном информационном пространстве мы недостаточно активны. Задача на ближайшее будущее, чтобы мир знал, что такое Россия. Не только те, кто приезжает на соревнования, но и организаторы соревнований. Я был у стенда Катара, где рассказано об опыте национальной сборной этой страны, когда они приезжали в 18-м году к нам на чемпионат мира по футболу. Вся делегация была поражена. Они говорили, что абсолютно не представляли, что Россия вот такая гостеприимная, светлая, дружественная.
— Вопиющая ситуация была с российской шашисткой Тамарой Тансыккужиной на чемпионате мира. Как ее можно было защитить? Понятно, что она невероятной силы воли спортсменка — смогла продолжить партию, да в итоге еще и победила…
— Я не думаю, что это был ярко выраженный недружественный спланированный акт. Со стороны WADA — 100% нет, со стороны международной федерации — трудно сейчас сказать. В любом случае маленький подвиг, который совершила российская спортсменка, заслуживает восхищения. Но что важно и что нельзя забывать, польская шашистка приняла правильное решение: она тоже убрала свой флаг, демонстрируя единство.
С другой стороны, надо очень правильно и вовремя реагировать, подавать протесты в международную федерацию, организаторам, что такое абсолютно недопустимо. Наверное, регламент предполагал, что флага не должно было быть, но зачем это делать во время матча. Следовало дождаться окончания и потом спокойно следовать регламенту.
О подготовке к Евро-2020
— Уже скоро будут проходить матчи Евро-2020 в Петербурге. Как вы оцениваете подготовку города — от волонтеров до спортсменов?
— Оцениваю очень позитивно. Вопросы, связанные с организацией самого турнира, на контроле в ежечасном режиме, мы в постоянном контакте с оргкомитетом. Подготовка команды — это особый аспект. Сборная сейчас готовится, и буквально через два дня предстоит второй товарищеский матч со сборной Болгарии. Мне кажется, созданы максимально комфортные условия, чтобы показан был хороший результат. А что касается требований Роспотребнадзора — они жесткие, сложные. Мы надеялись, что будет решен вопрос 70-процентного присутствия зрителей на стадионах, но, к сожалению, учитывая нынешнюю ситуацию, это невозможно. Только 50% зрителей на трибунах. Но, с другой стороны, активно работаем в регионах, и здесь, в Питере, по организации фан-зон. И на Дворцовой площади, и на Конюшенной площади, и во многих городах Российской Федерации.
Правительство выполнило абсолютно все данные гарантии — и финансовые, и организационные. Со стороны инспекций, которые постоянно приезжали в Санкт-Петербург, не было никаких замечаний — как результат, мы получили еще три дополнительных матча. Это, конечно, дополнительная нагрузка на безопасность да и на все другие службы. Но тем не менее опыт огромный есть и та же команда работает, Алексей Леонидович Сорокин возглавляет. Уверен, при поддержке губернатора и всей команды чемпионат должен состояться на самом высоком уровне.
— Вы упомянули Катар. У вас был круглый стол по проведению чемпионата мира и чемпионата Европы. Чем-то в этом году Катар удалось удивить? Какие-то современные технологии будут внедряться во время проведения первенства?
— Если говорить о Катаре, то буквально сейчас был представлен дизайн стадиона. Там на этапе проектирования шло широкое обсуждение с представителями локальных сообществ и с министерством образования о том, как будут потом использованы эти стадионы. Архитектура останется прежней, количество мест будет значительно снижено. Будут созданы дополнительные функциональные зоны. Они очень благодарны за тот опыт, которым мы делимся с ними. Сам по себе проект уникальный для такой экзотической страны. Надеемся, что при централизованной поддержке государства и таких амбициях спортивного сообщества всё будет реализовано.
— Прошедший год дал многим повод и возможность начать заниматься спортом дома. Как вы думаете, чего сейчас не хватает для популяризации спорта среди молодежи? Я знаю, что этот вопрос обсуждался и на круглом столе…
— Бытие определяет сознание. Конечно, нужна максимально доступная инфраструктура и в крупных городах, и в сельской местности, о чем мы сегодня говорили. Нужно значительно укрепить спортивную инфраструктуру в учебных заведениях: это и школы, и высшие учебные заведения. Те программы, которые у нас есть с Министерством просвещения, с Министерством образования, являются частью Стратегии-2030, надеюсь, будут способствовать этому. Вот, наверное, минимум, что мы должны сделать.
Необходимо популяризировать спорт через примеры наших выдающихся спортсменов и политиков. Мы видим, что сейчас, начиная с президента, председателя правительства, крупные руководители все занимаются спортом. Это модно, да и выбора просто нет: нужно быть стрессоустойчивым, формировать корпоративную культуру через спорт. Это сейчас важнейшее направление.
— Согласно Стратегии-2030, до 70% населения должно быть вовлечено в занятия спортом. Насколько это реальная цифра и насколько год пандемии смог приблизить нас к этому показателю?
— Цифра очень амбициозная, будем надеяться, что реальная. Сейчас для того, чтобы ее достичь, делается максимум. Я об инфраструктуре, о создании платформы для занятия массовым спортом в разных возрастных категориях, начиная с дошкольного и до старшего поколения. Каждая из программ требует внимания со стороны законодателя и со стороны регионов. Задача у Министерства спорта — создать единую платформу. Чтобы понимать, какие у нас спортивные объекты есть, кто на них занимается, в каком режиме. Тогда мы будем объективно оценивать слабые места нашей деятельности и понимать, где есть позитивные примеры, которые надо распространять по всей стране.
О роли бизнеса в массовом спорте
— Что делает для развития спорта в стране российский бизнес?
— Бизнес заинтересован инвестировать в спорт. Я уже сказал о корпоративных программах, но нами реализуется и механизм государственно-частного партнерства. Он вызывает интерес со стороны сообщества. Для нас это хорошо, так как у бизнеса все-таки больше опыта в управлении теми же спортивными объектами. Когда закончили строительство объекта, вопрос встает об эффективной экономической модели его эксплуатации. Вот в этом отношении опыт бизнеса бесценен. Но и бизнес понимает, что спорт — это не только соревновательная деятельность, не только медали. Это здоровье людей.
— За год пандемии были какие-то особо яркие случаи заинтересованности бизнеса?
— Мы видим, что бизнес активно поддерживает создание спортивной инфраструктуры в регионах. Поддерживается развитие социального аспекта через спорт, формирование спортивной инфраструктуры. Видим, опять же, большой интерес бизнеса к изучению модели корпоративного спорта, потому что каждая из компаний имеет свой опыт и организации, и создания клубов, и проведения соревнований. В этом отношении Министерство спорта выполняет функцию не столько координатора, сколько оператора. Поэтому мы открыто ведем диалог и с Российским союзом промышленников и предпринимателей, и с «Деловой Россией».
С точки зрения отечественного производства инвентаря видим поддержку Минпромторга и бизнес-сообщества. Те же спортивные комплексы… Мы понимаем, что если будут выработаны какие-то типовые модели, и производиться они будут российскими компаниями, то это будет удешевлять процесс их установки, создания и дальнейшей эксплуатации.
О планах на Олимпиаду
— По вашим прогнозам, состоится Олимпиада в Токио или нет? Если да, то насколько подготовились к ней в условиях пандемии наши атлеты?
— Спортсмены сборных команд готовятся в нормальном, регулярном режиме на наших базах с определенными ограничениями. Базы расположены по всей территории страны и большая часть на Дальнем Востоке, конечно, учитывая климатические условия, временной пояс. Там пройдут заключительные сборы. Также ряд спортсменов готовится и в Москве, Новогорске на базе «Озеро Круглое», на базе «Юг Спорт». Ограничения есть, идет постоянное тестирование спортсменов. Процесс вакцинации более 50% спортсменов прошли. Кто-то переболел. Практически весь обслуживающий персонал, который работает на базах, вакцинирован. И, конечно, мы вместе с Роспотребнадзором, Федеральным медико-биологическим агентством в ежеминутном фактически режиме держим на контроле вопрос состояния здоровья наших спортсменов.
Что касается проведения Игр, я с большой долей уверенности говорю, что они состоятся. Мы буквально за несколько минут до нашей встречи общались с послом Японии в Российской Федерации. Он подтвердил, с одной стороны, озабоченность, с другой — максимальную готовность правительства и организационного комитета провести эти игры. Очень большая ответственность, и я понимаю жителей Японии, их обеспокоенность, но надеюсь, те меры, которые предпринимаются всеми национальными олимпийскими комитетами и МОК, позволят провести игры в режиме закрытости, с минимальным присутствием зрителей, отсутствием иностранных зрителей. Конечно, атмосфера Игр будет абсолютно не похожая на традиционные Игры, но что делать.
— А по медальному зачету еще прогнозов не было по нашей сборной?
— Знаете, очень сложно делать медальный прогноз, потому что многие международные спортивные соревнования были отменены в прошлом году — вести какую-то статистику сложно. Как всегда, мы надеемся на успешное выступление, хотим быть в тройке призеров. Сейчас это достаточно сложно из-за многочисленных ограничений по участию представителей легкой атлетики. А мы знаем, там более 40 медалей разыгрывается. Но тем не менее все сборные находятся в одинаковом состоянии, у всех были сложности… Посмотрим, трудности нам не первый раз преодолевать, Россия всегда выходила из них с честью.