Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
На границе Азербайджана и Армении установили первый пограничный столб
Мир
МИД КНР назвал лицемерием критику США отношений с РФ и одновременную помощь Киеву
Авто
Аварийность на дорогах России снизилась на 4% в I квартале
Мир
В партии «Возрождение» назвали задержания в аэропорту Кишинева сегрегацией
Мир
Сейм Литвы отказался запрещать поездки россиян и белорусов на родину
Мир
Разведка США заявила о победе над Китаем в случае полномасштабной войны
Мир
В Кишиневе люди криками «Победа!» встретили вернувшихся из Москвы оппозиционеров
Мир
Алиев сообщил об отсутствии планов у Азербайджана вступать в ЕАЭС
Политика
В Госдуме оценили сокращение поставок оборудования из Китая
Происшествия
Система ПВО уничтожила украинский дрон над Белгородской областью
Мир
Bloomberg сообщило о планах ЕС ввести санкции против 10 компаний из разных стран
Мир
В США выразили опасения из-за крепнущих связей КНДР с Россией
Общество
В Москве похоронили военкора «Известий» Семена Еремина
Интернет и технологии
В МВД заявили об увеличении числа совершенных детьми киберпреступлений в 74 раза
Мир
В Харькове сообщили о перебоях в ТВ-эфире после уничтожения телебашни
Армия
ВС России уничтожили пусковую установку MIM-23 Hawk и склад ВСУ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В России всё чаще появляются проекты, объединяющие спорт и общественно полезную деятельность: это могут быть благотворительные инициативы, помогающие социализироваться пожилым людям или людям с инвалидностью, инициативы, направленные на развитие неблагополучных городских кварталов, а могут быть проекты, связанные с экологией. Обсуждать их перспективы в России собираются в апреле. «Известия» поговорили с авторами нескольких из них о том, как совместить спорт с заботой об окружающей среде, может ли социальное направление помочь развитию основной спортивной дисциплины в регионе и где искать точку, которая объединяет все эти идеи.

«Самая безопасная дистанция»

Люди с мусорными мешками бегут по парку, собирая попадающийся по дороге мусор. Это плоггинг — новый спорт, который в последние годы начал набирать популярность в мире. Есть он и в России.

Первый плоггинг в Москве — да и вообще, как потом выяснилось, в стране — состоялся в апреле 2018 года. Несколько лет он проходил на юге российской столицы, забеги базировались в основном в районе музея-заповедника «Царицыно», но в этом году должны охватить территорию всего города.

Плоггинг
Фото: Global Look Press/DPA/Hauke-Christian Dittrich

Его организатор и основательница первого плоггинг-сообщества Ольга Пугач узнала о нем, как она сама говорит, «многоступенчатым путем»: «В феврале 2018 года мой знакомый из Мосприроды прислал ссылку на видео на YouTube — как потом выяснилось, это был сюжет на немецком телевидении о недавно появившемся в Швеции направлении, которое называли плоггинг. Там какие-то довольные жизнью спортивные, подтянутые шведские мужчины и женщины бежали и собирали мусор».

Знакомый предложил Ольге организовать нечто подобное в Москве. Приглядевшись ко вроде бы чистым и благоустроенным паркам, Ольга поняла, что в действительности гуляющих в них окружает много бытового мусора. И предложила знакомым бегунам и родителям с детьми попробовать. Они идею поддержали — уже в первом забеге приняли участие несколько десятков человек.

Сейчас число участников колеблется между 25 и 50. Однако организаторы сами выставили ограничение на максимальное количество людей: сегодня к одному забегу не смогут присоединиться больше 50 человек. В противном случае уследить за всеми будет сложно и вместо сбора мусора получится «ковровая бомбардировка парка», объясняет Ольга Пугач.

Плоггинг
Фото: facebook.com/ruplogging

В отличие от обычных спортивных забегов, участникам плоггинга, как правило, предлагается один, а не несколько вариантов дистанций. Но бег, как говорят организаторы, — не главное. Участвовать могут как люди с хорошей подготовкой, так и те, кто никогда не занимался бегом, зато интересуется экологической повесткой. А возраст участников колеблется от шести до 68 лет. Зарегистрироваться на забег можно бесплатно, через форму на Timepad.

На старте всем выдаются мусорные мешки и резиновые перчатки. Колонну всегда сопровождают ведущий и замыкающий бегуны. Они же нередко берут с собой запас мусорных мешков — на случай, если план по сбору мусора придется перевыполнить.

— Мы шутим, что мы самый безопасный с точки зрения социальной дистанции спорт, — смеется теперь Ольга Пугач. — У нас на вытянутой руке мусорный пакет, так что близко к нам никто в здравом уме не захочет подойти, на руках перчатки, а нос частенько приходится закрывать банданами.

Плоггинг
Фото: facebook.com/ruplogging

С 2019 года плоггинги в Москве проводятся регулярно, раз в сезон. Первый состоялся в парке имени Шкулева столичного района Текстильщики. Все остальные проходили на базе музея-заповедника «Царицыно». Правда, с выходом за пределы парка: участники уже успели добежать до Кузьминок и набережной Москвы-реки.

В этом году географию планируется расширить: забеги будут проходить раз в месяц, а их трассы объединят территории всех музеев-заповедников. Ближайший и первый в этом сезоне забег сейчас запланирован на 10 апреля.

Инклюзия на высоте

Плоггинг, который позволяет совмещать приятное и полезное для себя с полезным для природы, — один из наиболее ярких и, возможно, понятных примеров того, что такое социальный спорт, который несет в себе дополнительные смыслы и позволяет сделать жизнь немного лучше не только для себя, но и для других.

Скалодром
Фото: vk.com/net_nedosyagaemyh_vysot

Впрочем, иногда социальное направление может рассматриваться и как возможность помочь не только главным адресатам, но и самому спорту. Так, например, в Нижнем Новгороде действует программа «Нет недосягаемых высот», в рамках которой профессиональные инструкторы проводят занятия по скалолазанию для детей с инвалидностью различных нозологий (в том числе, например, для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) или ДЦП), а также для инвалидов старше 18 лет, для которых это зачастую едва ли не единственный доступный способ социализации.

Автор проекта Максим Кавинов — предприниматель. Большую часть жизни он занимался проектами в сфере IT, но 10 лет назад сам получил инвалидность: «Так получилось, что в 36 лет я стал инвалидом. И вот, чтобы мозги работали, решил влезть в эту новую для себя историю».

Разработать программу инклюзивных занятий, а также программу профессиональной переподготовки помогли специалисты Института реабилитации и здоровья человека ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

Скалодром
Фото: vk.com/net_nedosyagaemyh_vysot

При этом изначально, говорит Максим, речь шла в том числе о попытке подтолкнуть развитие скалолазания в области: «У нас только в этом году в области построили второй скалодром, а всё это время он был единственный. И когда мы начали всем этим заниматься, я сказал ребятам — давайте попробуем зайти с развития социального направления, вдруг это поможет обратить внимание на спорт».

Сегодня занятия центра посещают около 200 детей. Авторы проекта четыре раза выигрывали конкурс президентских грантов, а также несколько других федеральных и региональных конкурсов. Знакомиться с опытом недавно приезжали специалисты из Германии — сказали, что у них таких проектов нет.

В центре уже подготовили собственную программу по адаптивному скалолазанию, программу подготовки специалистов и программу соревнований в этой дисциплине, а теперь ищут возможность выйти на федеральный уровень, чтобы популяризировать эти направления, поделившись опытом с другими регионами.

Правда, на вопрос, помогло ли всё это развитию скалолазания в области, Максим тянет с сомнением: «Ну, как сказать».

«Респект сообщества»

Есть и другие направления — например, занятия бачатой, которые столичные танцевальные студии бесплатно проводят для студентов или — в рамках проекта «Московское долголетие» — для пожилых.

Долголетие
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Агарышев

На Ставрополье в 2017 году через уличные виды спорта решили помочь жителям лучше понять подростков, живущих в районах города, которые считались неблагополучными, а детям — помочь обрести дополнительную мотивацию.

— В какой-то момент мы просто поняли, что в России есть миллионы людей, которые занимаются, например, брейк-дансом, паркуром, катаются на велосипедах BMX, занимаются другими направлениями, но для них нет никакой поддержки. И мы начали развивать идею премии, которая мотивировала бы ребят добиваться более высоких результатов, — рассказывает автор идеи Валентин Работенко, помощник депутата Ставропольской городской думы и один из авторов идеи.

Так в Ставрополе появилась премия Offbeats, ориентированная на поддержку авторов культурных и спортивных «уличных» проектов. Сначала, объясняет Валентин Работенко, делали ее практически «на коленке», но сразу после запуска сайт рухнул от количества запросов: «Через несколько дней у нас на сайте было 30 тыс. уникальных пользователей, а сайта как такового не было».

Премия
Фото: vk.com/offbeatsclub

После этого премию проводили в Железноводске, в этом году планируют провести в Пятигорске, а после этого — возить от региона к региону. Победители, поясняет Валентин Работенко, могут получить финансовый приз, менторскую поддержку, но главное, уверен он, «это респект сообщества».

Всё это, по его мнению, позволяет показать детям, что улицы — это место не для деструктивных привычек, а «для спорта и творчества».

Чувствовать себя устойчивее

Количество проектов, объединяющих спорт и общественные инициативы, в России растет, однако основная трудность заключается в том, что часто они растворяются среди различных направлений, отмечает генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева.

С 2020 года фонд реализует специальную программу, посвященную таким проектам, а в апреле планирует провести тематическую конференцию «Спорт и общество», объединив представителей спортивной индустрии и тех, кто развивает социально значимые инициативы в этом направлении.

Флаг
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

— Например, если мы говорим о совместных спортивных занятиях пожилых людей, в какое направление это должно попасть — про спорт или про активное долголетие? Из-за того что такого рода инициативы стоят на некоем перепутье, они не становятся центральными при выборе проектов для поддержки. Меж тем за ними будущее. Они могут привлекать большое количество участников и действительно помогать человеку чувствовать себя увереннее в этом неустойчивом мире, — отметила она.

Правда, уверен Максим Кавинов, такие инициативы вообще неправильно называть спортом: «Мне кажется, люди часто путают зарядку, физкультуру и спорт. Но спорт — это про боль, дискомфорт, преодоление и высокие достижения. А то, о чем говорим мы, — это физкультура, разминка, это про здоровье, удовольствие, возможность освоить что-то новое».

Прямой эфир