Продленка для взрослых: кому нужен лишний отпуск
В Общественной палате России предложили увеличить продолжительность отпуска для тех, кто предпочитает отдыхать на отечественных курортах, добавив им еще неделю каникул. С соответствующей инициативой к премьер-министру страны Михаилу Мишустину обратился член ОП Султан Хамзаев. Насколько осуществима эта идея с точки зрения законов и есть ли в этом необходимость — в материале «Известий».
Безысходность и жертвенность
Хамзаев сообщил о том, что обратился к председателю правительства с предложением увеличить оплачиваемые отпуска для граждан, выбирающих курорты России, в своем Instagram.
«Увеличение отпуска для граждан, отдыхающих в России — еще один стимул, позволяющий вместо спонсирования иностранной туристической инфраструктуры направлять средства на развитие отечественного туризма», — написал он.
Увеличение продолжительности отпуска он предлагает ввести для граждан, которые имеют туристическую путевку, оплаченную на срок не менее 10 дней, или оплаченную гостиницу в одной из туристических зон России.
В письме Хамзаев заявляет, что миллионы россиян ежегодно «спонсируют иностранную туристическую инфраструктуру на десятки миллиардов рублей», однако эти деньги могли бы оставаться внутри страны, став финансовым источником для развития курортов в России.
«Известиям» член Общественной палаты пояснил, что для реализации проекта правительство должно будет принять определенные нормативные акты. Суть идеи, по его словам, заключается в том, что россиянам, которые половину своего стандартного отпуска проводят в России, будут давать за счет государства поощрение в виде еще семи дней отдыха. Условие такого поощрения — оплаченные путевки или гостиницы. Каникул на даче или отдыха «дикарем» в палатке для этого будет недостаточно.
— Я не говорю о том, что надо заставлять людей 35 дней отдыхать на российских курортах, — отметил Хамзаев. — Но половину отпуска можно провести в горах, например, в Карелии. Ведь российский туризм — это не только Крым и Сочи, у нас фантастически красивая страна. Задача — стимулировать наших граждан, как это сегодня делается во многих развитых странах, отдыхать в своей стране, за счет различных мер.
Ущемление прав
Зампред комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев в комментарии RT назвал «правильным и хорошим решением» подобное стимулирование граждан отдыхать в России, добавив, что нужно понять, хватит ли мощностей у российских курортных территорий, а также узнать мнение работодателей на этот счет.
Зампред комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму Сергей Кривоносов заявил «Известиям», что допускает подобный способ стимулирования внутреннего туризма, если это не будет противоречить Трудовому кодексу и другим нормам, установленным законом.
С этим как раз могут возникнуть проблемы — законность подобной инициативы вызывает сомнения. Член Ассоциации юристов России, управляющий партнер юридического «Легес-Бюро» Мария Спиридонова замечает: эта инициатива вообще противоречит Конституции и действующему законодательству.
— Основной закон прямо закрепляет запрет дискриминации по каким-либо признакам, — сказала она «Известиям». — В случае улучшения положения лиц, проводящих отпуск в России, в части продления оплачиваемого отпуска на том лишь основании, что они не поехали за рубеж, произойдет недопустимая ситуация ущемления прав огромного количества граждан, самостоятельно выбравших местом своего отдыха иностранные туристические зоны.
По словам Спиридоновой, здесь можно было бы возразить, что права и законные интересы тех, кто отдыхает за рубежом, не будут нарушены, так как у них отпуск не сократится. Однако, подчеркивает она, «необоснованное улучшение правового положения другой группы лиц без существенных на то оснований, предусмотренных законом и мотивированных необходимостью обеспечения конституционно значимых ценностей, будет являться дискриминацией».
— В целях повышения привлекательности российских курортов необходимо применять не прямые директивные методы, а косвенные экономические, — замечает юрист. — Например, развивать инфраструктуру, субсидировать авиабилеты, проводить экономическую политику по снижению стоимости отдыха на российских курортах.
Бесполезная мера
В туристической отрасли к инициативе отнеслись крайне сдержанно. В Российском союзе туриндустрии заявили, что пока не готовы комментировать эту тему и выскажутся на этот счет, если это станет реальностью. Большинство опрошенных туроператоров решили не комментировать «Известиям» инициативу Хамзаева. В Ростуризме на момент публикации материала не ответили на запрос.
— Это увеличение отпуска за счет работодателя, — заметила, в свою очередь, исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. — Мне кажется, эта такая абсолютно популистская мера, которая предложена в конъюнктуре текущей ситуации: президент про внутренний туризм сказал. Но пользы ни для работодателей и предприятий, ни для самих сотрудников, как мне кажется, не будет. Мера очень трудно реализуемая. Какие тогда должны быть изменения в Трудовом кодексе?
Она замечает, что большинство россиян по факту не могут взять отпуск продолжительностью даже в 28 дней подряд. К слову, сервис для планирования путешествий OneTwoTrip на днях провел опрос клиентов в соцсетях (результаты исследования есть в распоряжении «Известий») и выяснил, что большинство из них предпочитают отдыхать часто, но понемногу: 66,5% из 2570 опрошенных любит регулярно отправляться в короткие поездки. При этом большинство, или 74% опрошенных, отправляясь в длительную поездку, отдавали предпочтение загранице.
Юлия Репникова, руководитель туроператора «Большая Страна», специализирующегося на турах по России, также считает предложение об увеличении отпуска россиянам, выбирающим отечественные курорты, необоснованным.
— Как представитель туроператора и поисковика по российским турам, я хотела бы, чтобы российские курорты привлекали моих соотечественников не только бонусом в виде длительного отпуска, но и, в первую очередь, своим содержанием — качественной инфраструктурой, высоким уровнем сервиса, разнообразием видов и программ отдыха, — сказала она «Известиям». — Поэтому если государство выделяет помощь, мне кажется, что лучше выделять ее на меры по усилению именно рыночной конкурентоспособности внутреннего туризма.
Реальный кешбэк
Репникова отмечает, что реальной помощью туроператорам, работающим по России, было бы расширение программы кешбэка.
— Сейчас под эту программу попадают только туры с проживанием в аккредитованных объектах размещения (гостиницах и турбазах) — например, в нашей сфере активного отдыха в результате под кешбэк попадает меньше половины предложений, — заметила она. — Не попадают под программу многие предложения активного отдыха с проживанием в палатках, гостевых домах, глэмпингах, горных приютах и так далее — сплавы по рекам, пешие и конные походы, экспедиции и многие другие.
Репникова замечает, что такой туризм по душе многим россиянам, а пример показывает непосредственно президент России.
— Но, к сожалению, далеко не все такие туры попадают в программу кешбэка из-за бюрократических сложностей и требований для получения аккредитации для объектов размещения, — говорит она. — Нам бы хотелось, чтобы поддержка распространялась и на такие предложения.
Майя Ломидзе соглашается: именно кешбэк оказался самой эффективной мерой стимулирования спроса на российский туристический продукт.
— Кешбэк на практике показал реальное увеличение потоков — причем даже в низкий сезон в разгар пандемии, — заметила она. — Сейчас выделили еще 4,7 млн руб. на программу, но ключевое здесь — какие дальнейшие параметры у нее будут.
О продлении программы туристического кешбэка во вторник, 27 апреля, сообщил премьер Михаил Мишустин на заседании кабмина. Он поручил Ростуризму и Минфину оперативно подготовить необходимые поправки в правила реализации программы.
Репникова также отметила, что хотелось бы продолжения упрощения процесса получения визы для иностранных туристов и расширения списка стран, чьи граждане могут получать электронную визу.
— Границы рано или поздно откроют, а у нас в России огромный потенциал для природных туров и экспедиций по сравнению со многими другими странами мира, — заметила она.