Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Чистая сила: в ВШЭ увидели тарифные риски в проекте 25 мусоросжигательных заводов
2021-04-21 16:43:52">
2021-04-21 16:43:52
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Институте экологии НИУ ВШЭ предупредили о рисках проекта по строительству 25 новых мусоросжигающих заводов (МСЗ). По оценкам специалистов, переход на новый способ утилизации отходов может спровоцировать рост тарифов на вывоз мусора в ряде регионов России на 31–87% в 2024 году. Впрочем, в разработавшей проект компании «РТ-Инвест» сообщили о некорректности расчетов и со ссылкой на анализ ФАС и Минпромторга утверждают, что тарифы для населения не вырастут. При этом строительство МСЗ позволит забыть о мусорных полигонах на территориях проживания 80% граждан страны уже к 2030 году, оценили в «Ростехе». Ликвидацию значительного числа свалок предполагает также федеральный проект «Чистая страна».

Экология в цене

Строительство в России 25 мусоросжигающих заводов (МСЗ) может привести к повышению тарифов на вывоз мусора для населения и бизнеса в десятках регионов, уверены специалисты Института экологии НИУ ВШЭ. Они направили доклад с таким тезисом в Госдуму 21 апреля (копия есть у «Известий»).

Проект строительства 25 МСЗ разработали компания «РТ-Инвест» (дочерняя структура «Ростеха»), «Росатом» и ВЭБ.РФ. Заводы позволят закрыть 46 действующих мусорных полигонов, где сейчас складируют отходы, а также предотвратить создание 80 новых свалок в черте крупных агломераций и курортных территорий, пояснили в «РТ-Инвесте». В 2016 году в России был утвержден федеральный проект «Чистая страна», в рамках которого до 2025 года в стране должно быть резко сокращено число свалок и полигонов.

полигон
Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

По расчетам участников проекта, для строительства 25 МСЗ потребуется 1,3 трлн рублей, напомнили авторы доклада НИУ ВШЭ. Около 800 млрд рублей нужны непосредственно на строительство, еще почти 530 млрд — на необходимую через 15 лет после запуска комплексную модернизацию. По подсчетам экологов, проект потребует 360 млрд рублей субсидий из бюджета. Еще 976 млрд рублей составят инвестиции банков и финансовых корпораций, в основном, принадлежащих государству, сказано в докладе. Участники проекта могут окупить вложения за счет получения платы за утилизацию отходов, продажи электроэнергии (образованной при сжигании мусора) и средств, которые бизнес должен вносить в рамках расширенной ответственности производителя (РОП), отметили в НИУ ВШЭ.

По оценке экологов, ежемесячная дополнительная плата за вывоз отходов в регионах, где планируется построить новые МСЗ, может составить в среднем от 330 до 957 рублей с человека в год (от 27 до 80 рублей в месяц).

При среднем действующем сейчас в стране тарифе за услугу по обращению с ТКО в размере 90 рублей в месяц с человека, или 1080 рублей в год, повышение будет достаточно существенным — от 31% до 87%, — указали эксперты в докладе.

мусор
Фото: РИА Новости/Максим Блинов

Резкого роста тарифов можно избежать, растянув их повышение на весь жизненный цикл объектов (рассчитан на 2024–2058 годы) и индексируя прибавку к тарифу на уровень инфляции, утверждают авторы работы. Но даже в этом случае первоначальный рост платы в 2024 году составит от 157 до 455 рублей с человека в год (+14–42%), указано в докладе.

В аппарате комитета Госдумы по экологии «Известиям» сказали, что указанный проект находится в компетенции Минприроды.

Избежать роста

Комплексная система обращения с отходами должна быть создана при условии сохранения тарифов для населения на прежнем уровне, сказали «Известиям» в «РТ-Инвест». В компании считают, что в докладе ВШЭ есть неточности, из-за которых расчеты могут быть некорректны.

Мы предлагаем использование комплекса мер поддержки различной конфигурации: с применением субсидий, льготного кредитования, «зеленых» облигаций, использования средств РОП и других инструментов. Сбалансированное сочетание частных инвестиций и мер господдержки позволит исключить повышение тарифа на энергетическую утилизацию, — отметили в пресс-службе компании.

мусор
Фото: ТАСС/Сергей Мальгавко

В «РТ-Инвест» подчеркнули, что средний тариф на энергоутилизацию составляет 1,5 тыс. рублей за тонну отходов, а тариф современного полигона в некоторых регионах, к примеру в Ленинградской области, достигает уже 1,9 тыс. рублей. При этом мощности многих действующих полигонов и свалок будут исчерпаны уже в 2023 году. Строительство новых полигонов не только увеличит экологический ущерб, но и также потребует финансовых вложений, объяснили в компании.

Ранее проведенные расчеты ФАС и Минпромторга не подтверждают мнение о росте тарифов на вывоз мусора, добавили в «РТ-Инвесте». По итогам анализа 20 субъектов РФ удорожание в ряде регионов не возникнет вообще, или может составить в пределах 2% в период с 2025 по 2027 годы, уточнили в компании.

Перспектива и альтернатива

Реализация проекта позволит забыть о свалках и полигонах на территориях проживания 80% граждан страны уже к 2030 году, утверждают в «РТ-Инвесте». Там отметили, что МСЗ станут частью комплексной системы обращения с отходами.

— Такой подход подразумевает раздельный сбор мусора, переработку полезных фракций — стекла, пластиков, бумаги, металла во вторсырье. И только то, что останется, отправится на завод термической переработки, где не просто вылетит в трубу, а превратится в электроэнергию, — заявили «Известиям» в «Ростехе».

Диспетчер команд по сбору бытовых отходов в помещении мусоросжигательного завода под Парижем

Диспетчер команд по сбору бытовых отходов в помещении мусоросжигательного завода под Парижем

Фото: РИА Новости/Доминик Бутен

В Европе сегодня действует около 500 заводов по переработке отходов в энергию, еще 30 строятся, напомнили в госкорпорации. Суммарная мощность уже функционирующих МСЗ составляет до 100 млн т в год. Россия должна перенять этот опыт, считают в «Ростехе».

Помимо плюсов для экологии у проекта есть социально-экономические эффекты — это 699 млрд рублей прямых налоговых отчислений в бюджет, дополнительный спрос для строительной и машиностроительной отраслей на сумму более 1,1 трлн рублей, 37 тыс. дополнительных рабочих мест, добавили в госкорпорации.

Ранее в ГД назвали мусоросжигание приоритетным способом обращения с отходами. В марте в парламенте указали, что возводимые ранее МТЭС компании «РТ-Инвест» получили положительные заключения госэкспертиз и рекомендовали федеральным и региональным органам власти проработать предложения о целесообразности строительства новых аналогичных объектов.

— Финансирование проекта должно рассматриваться без увеличения тарифов для населения и бизнеса. Но, насколько я знаю, инвесторы и рассчитывают на возврат средств только нетарифными механизмами — налоговыми льготами, инфраструктурной поддержкой муниципалитетов, — заявил «Известиям» председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов.

Мусоросжигательный завод "Спецзавод №1" во Владивостоке

Закрытый в 2018 году мусоросжигательный завод «Спецзавод №1» во Владивостоке

Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

Можно предположить, что энергетическая утилизация найдет свое место в экономике страны, но именно как один из вариантов переработки отходов, а не в качестве единственной альтернативы, заключил эколог.

Минфин предложил отложить решение о господдержке 25 новых МСЗ до завершения строительства и выхода на проектную мощность первых пяти подобных проектов «РТ-Инвеста» в Подмосковье и Татарстане, сообщал ранее РБК. Компания рассчитывает запустить эти заводы до конца 2023 года.

В Минфине переадресовали вопросы «Известий» в Минприроды. Там, а также в ФАС и Минпромторге на запросы на момент публикации не ответили. В Минэнерго от комментариев отказались, но ранее в ведомстве говорили «Известиям», что не согласовывали со своей стороны и не поддерживают проект по строительству 25 МСЗ. В Минприроды же отмечали, что инициатива соответствует задачам мусорной реформы. «Известия» также направили запрос в аппараты вице-премьеров Виктории Абрамченко и Александра Новака.

Читайте также