Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
«Над коллажем «Гагарин» я работал каждый день до галлюцинаций»
2021-04-19 20:16:37">
2021-04-19 20:16:37
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Чтобы создать картину-коллаж «Гагарин», художник и популярный телеведущий Алексей Бегак накупил газет, датированных апрелем 1961 года, почти на 300 тыс. рублей. Над трудоемкой задумкой работал каждый день в течение месяца «до галлюцинаций». Об этом, а также о коллаже с изображением первой советской атомной бомбы РДС-1, любви к вину, еде и спорту и знакомстве с женой Бегак рассказал «Известиям» по случаю открытия выставки «Космос наш» в галерее Artstory.

— Один из кураторов выставки «Космос наш» Дмитрий Буткевич рассказал, что работы для экспозиции они искали среди своих знакомых художников. Вы тоже оказались в числе их друзей?

Моя работа попала на выставку благодаря владельцам галереи — Люсинэ Петросян и Михаилу Опенгейму. Мы давние знакомые, они видели моего «Гагарина». Тут всё удачно совпало.

— Вашего «Гагарина» все называют самой монументальной работой этой выставки. Как она родилась?

Я придумал историю с газетными коллажами совершенно случайно год с небольшим тому назад. «Гагарин» — не первая моя работа в этой технике, всего у меня их пять. Идея возникла совершенно случайно. Как архитектор и дизайнер интерьера я делал один дом, в нем была высокая стена на лестничном марше. Заказчик, мой товарищ, попросил: «Хочу, чтобы на этой стене был ставропольский памятник солдату-красноармейцу. Там прошло мое детство, этот солдат для меня — символ того времени». Я начал размышлять, какой художественный способ мог бы подойти. Фотография — странно, живопись — тоже. Дальше подумал: а что если солдата сложить из какого-то материала: из щепок, пуговиц, камешков и т.д. И потом в какой-то момент — как молния: а если сделать коллаж из газет, которые вышли в день рождения моего заказчика?! Выклеил небольшой эскиз из изданий, которые были под рукой, — понял, что это трудоемко, но возможно. Обратился на ресурсы, которые продают старые газеты, купил и сделал свой первый коллаж — этого солдата. Он получился 2,80 м высотой и сейчас «летит» над лестницей, радует хозяина.

Потом уже возник Гагарин, следом за ним — первая советская атомная бомба РДС-1, которая была испытана 29 августа 1949 года. Эта работа сейчас стоит у меня в мастерской.

— Я читала, что «Гагарина» вы создавали, совершенно не помня о том, что 2021-й — юбилейный год для отечественной космонавтики. Почему тогда решили сделать именно его портрет?

— Так и есть, я знал, когда Гагарин полетел в космос, но о том, что 2021-й будет юбилейным, совершенно забыл. Когда начал работать над картинами-коллажами, задумался: какие события, произошедшие в нашей стране, перевернули мир? Конечно, на ум сразу пришли полет в космос и первая атомная бомба.

— Старые газеты стоят недешево. В какую сумму обошелся коллаж с первым космонавтом?

Газеты от 13 апреля 1961-го продавались по 10 тыс. рублей. Если бы я купил 150 необходимых для коллажа экземпляров по такой цене, получилась бы довольно круглая сумма. Конечно, можно было и так, но зачем? Я решил использовать в том числе апрельские газеты 1961 года, они стоят дешевле — 2 тыс. за штуку. Сосчитать себестоимость не сложно.

С газетными коллажами проблема состоит в том, что чем старше событие, тем меньше иллюстративного материала в изданиях. Когда испытали РДС в 1949 году, в газетах было по два листика, сплошные тексты и фото Иосифа Виссарионовича. На этом всё. Тогда ребята, которые продают всё это, посоветовали мне купить «Пионерскую правду» — там много иллюстраций и картинок. Накупил и сделал из нее. Вот такая придумка.

Коллажи
Фото: из личного архива Алексея Бегак

— Трудоемкая, наверное, затея? Из чего состоял процесс?

— Дико трудоемкая! И кровушки берет очень много, не сравнить с моей живописной работой. Совершенно другой подход и другие затраты: как энергетические, так и физические.

Сначала заказал газеты — 100–150 на один коллаж. Дальше вырезал весь иллюстративный материал и разложил на кучки по тонам: темнее, светлее, средние тона. Параллельно мне попадались некие сюжеты, персонажи: Сталин, Хрущев, Марсель Марсо, Святослав Рихтер, Майя Плисецкая. Раскладывал картинки по персонажам — потом мне пригодятся, но я еще не знал, куда какой фрагмент попадет. Дальше разбирал интересные заголовки вроде: «Акулы Уолл-стрита», «Америка трепещет», «Кукурузе — место!», «Никита Сергеевич привез…». Получилось десятка полтора разных кучек: как чисто формально по тону, так и с какими-то сюжетами.

Сначала все это красиво лежит на большом длинном столе, а дальше начинается самое сложное. Есть контурный рисунок портрета, который я взял за основу — лицо Гагарина в шлеме «СССР». На него надо начать раскладывать кусочки газеты. Работа каждый день не сразу ладилась, первые полчаса шла очень туго. С Гагариным был, наверное, единственный случай в моей жизни, когда на одной трети пути я подумал, что не сдюжу. Уже почти смирился, что сделать это просто невозможно, ведь нужно было еще и не забывать про сходство. Если вы рассмотрите фрагменты коллажа вблизи, убедитесь — из чего только не соткан этот Гагарин! Очень много мест, в которые надо было точно попасть: глаз, веко, бровь, губа.

Пока ищешь в этих аккуратно сложенных кучках то, что тебе надо, они постепенно начинают перемешиваться. И вот уже весь пол завален газетами, ты чешешься от газетной пыли… Но в какой-то момент наступает некое прозрение — нужные вырезки как будто сами начинают тебе попадаться. Фокус в том, что тебе может попасться эта вырезка, которую ты приладил в конкретное место, а может и другая, тогда Гагарин мог получиться совершенно иным. В отличие от работы на холсте кистью или карандашом, в коллажной технике от тебя мало что зависит, потому что тысяча вырезок — это чистый случай. Ты вроде как автор, но что тебе выпадет, что окажется в зрачке у Гагарина — Ленин, Хрущев или кусок кукурузы — неизвестно. Потому что тщательно подбирать каждый отрезок — нереально. Да, в этой работе есть кайф некоторого экспромта, но помножен он на каторжное исполнение.

Сколько времени заняла работа?

«Гагарин» занял месяц. Работал каждый день до галлюцинаций — закрываешь глаза, а у тебя перед ними газета.

Художник и телеведущий Алексей Бегак
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

— Что в итоге глазах у Гагарина?

В правом — Ленин, а что в левом — уже не помню. Кстати, у такого изображения есть несколько способов и степеней восприятия. Сначала ты видишь изображение на расстоянии, потом подходишь и замечаешь, что оно состоит из персонажей и предметов. Подходишь еще ближе, можно даже прочитать тексты из газеты, которые сообщают о первом полете.

— Нет желания сделать полномасштабную выставку коллажей?

— Желание есть, я уже думал о том, чтобы собрать эти работы вместе. Мне рассказывали, что интерес к «Гагарину» серьезный. Если таких работ будет не одна, а пять, если это хорошо подать и представить, может выйти здорово. Помимо описанных, у меня еще есть коллаж из газет под названием «Пятиэтажка». Считаю, что это тоже значимое событие для нашей страны, когда люди перебрались из подвалов и коммуналок в пусть маленькие и неказистые, но свои квартирки.

— Вы сочетаете столько всего — занимаетесь графикой, изобразительным искусством, архитектурой, дизайном интерьера, работаете на телевидении. Как вам это удается?

Удается, потому что я всё это люблю. Обожаю путешествовать и обожаю возвращаться домой, люблю пить вино и есть ночью, при этом всё время занимаюсь спортом. Всё в моей жизни происходит параллельно, мне доставляют удовольствие самые разные вещи и их смена. Даже в течение дня я занимаюсь разным. Сегодня утром у меня была тренировка — скандинавская ходьба, потом я занимался организацией поездки в другую страну — анкетами, сдачей тестов ПЦР. Потом я пошел на встречу со своей заказчицей-подругой, мы занимались выбором тканей для штор в ее дом, который я оформляю как дизайнер интерьеров, затем писал подводки для телевизионной программы. После нашей беседы сяду за архитектурный проект. Сейчас меня очень интересует работа в моем архитектурном бюро, которое называется «Бегак».

— Вы замечательно выглядите. Не похоже, что едите по ночам и регулярно пьете вино.

— Учу молодежь: во всем нужна регулярность и мера (смеется). Не понимаю тех, которые ходят в спортивный зал, а потом уезжают в Турцию на «всё включено» и за месяц там отъедаются-отпиваются до плюс 20 килограммов. Зачем? У меня пока, к счастью, получается всё нормально сочетать. Я очень люблю вино, водку — редко, но тоже иногда можно. Обожаю вкусную еду, но при этом не ем сладкое, не пью пиво, не ем булки.

Гостиная дома Алексея Бегак, украшенная его работами

Гостиная дома Алексея Бегак, украшенная его работами

Фото: из личного архива Алексея Бегак

— Сколько бокалов вина позволяете себе и как часто?

Позволить могу сколько угодно, но есть количество, дальше которого мне выпивать уже не интересно — это больше бутылки вина или больше 200 граммов крепкого. После этой дозы я просто хочу спать. Выпиваю только с едой и только в самом конце рабочего дня — когда всё сделано, все звонки произошли, а это не раньше 10–11 вечера. Для меня это как праздник урожая, как благодарность себе: хороший парень, молодец, провел отличный день. Кстати, люблю это делать один.

— Говорят, тот, кто пьет в одиночестве, склонен к алкоголизму.

— Нет, я так делаю лет тридцать и совершенно не склонен. У меня количество выпитого с годами не увеличивается, а даже немного уменьшается. Могу выпивать и каждый день, это не мешает спорту. Занимаюсь я семь дней в неделю: три дня зал — «железо», остальное время другие виды спорта. Чуть больше года назад меня зацепила скандинавская ходьба. Кайф! Надеваю наушники, включаю подкаст и иду. Еще слушаю французский во время ходьбы, пытаюсь не забыть.

— Культура пития и жизни — интересная тема, но на телевидении такое не обсудишь. Почему бы вам не завести свой канал на YouTube?

— Всё упирается во время. Чтобы вести постоянную рубрику на YouTube, точно придется отказаться от некоторых видов деятельности, которые я уже перечислял. К тому же, когда случился локдаун в прошлом году, мы сделали пять выпусков на YouTube. Сразу стало понятно: это очень расходная история. Чтобы в это включиться, надо понимать, что месяца три придется работать в минус, и наперед неизвестно, что из этого выйдет. А я не та фигура, которая будет собирать миллионы просмотров.

— Вы знаете, что, когда вбиваешь в поисковиках «Алексей Бегак», первое, что выпадает — вопрос, на ком вы женаты?

— Это выпадает у всех, кого ни вбей. Вбей «Цезарь» — сразу вылезет «кто жена?».

— Далеко не у всех. К вам повышенный интерес, потому что информации о вашей супруге нет совсем. Скрываете?

— Не скрываю, просто не поклонник телеформатов о семейной жизни артистов или журналов с парными фотосессиями.

— Если не скрываете, может, расскажете, кто она?

Моя жена живет в Париже — учится там и работает. Она русская, получила экологическое образование, потом начала получать экономическое. Мы познакомились десять лет назад, в то время она была студенткой. Потом она переехала во Францию по обмену, чтобы продолжить обучаться на экономическом. Через два года после переезда она выучила еще и французский язык и поступила в Сорбонну — изучала искусствоведение. Окончив Сорбонну, продолжила получать образование в частной бизнес-школе, параллельно работала в фотогалерее, занималась фотографией. Сейчас она работает в компании, которая занимается направлением «умный дом», опять же продолжая учиться, потому что это позволяет российскому гражданину иметь вид на жительство.

Мы, кстати, сейчас внедряем в наше архитектурное бюро подразделение «умного дома», потому что это набирает популярность, а супруга за полтора годы работы очень здорово продвинулась в этом направлении. Придя в компанию как помощник, она уже заняла очень серьезную позицию и на очень хорошем счету. Мы надеемся открыть в Москве филиал этой компании, тогда будем еще и сотрудничать.

— Простите, но что это за брак, когда вы живете в разных странах?

Проблем со свиданиями у нас не было вообще, мы очень часто передвигались по миру, летали навстречу друг другу. Проводили вместе где-то по две недели в месяц. Я летал в Париж, она в Москву, или встречались в третьих странах. Конечно, нас немного подкосила ситуация в мире — всё закрыто, Франция закрыта. Ни туда, ни сюда, поэтому нам немного грустно.

Считаю, что расстояния иногда могут создать в отношениях даже больший накал в хорошем смысле этого слова, чем совместная жизнь. Мне это нравится. Рутина — не помощник в сильных чувствах.

— Как ее зовут, сколько ей лет?

— Ее зовут Ольга Гранкина. Сколько ей лет? Я даже не помню, сколько мне лет. Она 1989 года, соответственно, ей 31. Уже бабка старая (смеется).

— Ничего себе бабка, я вообще-то тоже 1989 года. И так еле пережила тридцатилетие, очень волновалась переходить этот рубеж.

— Вы поменьше арифметикой занимайтесь. Мне, например, безразличны дни рождения, совершенно неважно, сколько раз земной шар пролетел по своей орбите вокруг Солнца. Летает и летает, а жизнь — цельнотянутая. Что происходит 31 декабря? Ничего не происходит. Мы пьем шампанское, взрываем хлопушки, серпантин и едим салат оливье. Но по сути это лишь игра. Уверен: с возрастом жизнь становится даже интереснее. В этом есть кайф!

Справка «Известий»

Алексей Бегак — российский художник, дизайнер, архитектор, фотограф, телеведущий. Окончил Московский государственный художественный институт им. Сурикова. Работал иллюстратором и дизайнером книг в издательствах Москвы. В 1990-х годах вернулся к живописи. Его картины выставлялись в известных галереях Москвы и в Нью-Йорке. В 2011 году стал ведущим на канале «Россия 1».

Читайте также