Богомолов на фоне «Бората»: главные культурные события недели
Прокачка театра и новый спич режиссера Константина Богомолова, «Кинотавр» осенью и отчаянный Саша Барон Коэн. А также — «квартирник» из прошлого, мемориал на Рубинштейна и кризис худруков. «Известия» выбрали самые интересные события.
Худруки, ваш выход
С апреля по декабрь этого года СТД России запускает программу «Театр на прокачку». К участию приглашаются региональные театры. «Мы предлагаем масштабную программу сотрудничества театрам, в которых художественные руководители (или главные режиссеры) занимают свой пост меньше трех лет», — говорится на сайте организации.
Цель программы — помочь театру выработать стратегию дальнейшего развития, повысить профессиональный уровень сотрудников, расширить диалог между российскими театральными специалистами. Для театров, подавших заявку и прошедших конкурс, будет персонально разработан план участия в проектах СТД. Финансирование их (хотя и не в полном объеме) организация также возьмет на себя.
Новая программа СТД призвана поддержать пришедшие в руководство кадры и тем самым содействовать преодолению «кризиса худруков», который в последние годы стал общероссийской проблемой.
Суть ее, по словам министра культуры Ольги Любимовой, в том, что нам хочется, чтобы худруки были вечными.
— Каждые похороны — это боль. Очень трудно без руководителя сохранить атмосферу в коллективе, — отметила она в беседе с «Известиями». — Зачастую мы наблюдаем, как это не удается, атмосфера уходит, театр-дом разваливается. Естественный, аккуратный, как теперь принято говорить, бесшовный переход в руководстве необходим. Это касается не только театров, но и музеев. Спрос на руководителей острый. Но на такой рождается и соответствующее предложение. Я в это очень сильно верю.
Политкорректность vs. здравый смысл
В Лос-Анджелесе и Нью-Йорке прошла 78-я церемония вручения премии «Золотой глобус» Голливудской ассоциации иностранной прессы (HFPA). Из-за пандемии награждение проводили одновременно в двух городах на Западном и Восточном побережьях США.
Главными победителями стали драма «Земля кочевников» (экранизация документального романа Джессики Брудер «Земля кочевников: выжить в Америке XXI века») и комедия «Борат 2» об американских приключениях казахского журналиста. Оба фильма получили по две статуэтки. Кроме того, двух наград удостоился мультфильм «Душа».
По результатам «Глобуса» традиционно судят о финальном раскладе в оскаровской гонке — ее результаты объявят 25 апреля. Один из российских членов Американской киноакадемии, пожелавший сохранить анонимность, пояснил «Известиям», что победа в главной номинации «Оскара» фактически предрешена. У него нет сомнений, что «лучшим фильмом» станет «Земля кочевников» режиссера Хлое Чжао, поскольку помимо художественных достоинств он отвечает требованиям политкорректности, которые киноакадемия ранее разослала участникам голосования. Во-первых, картина снята женщиной, во-вторых, эта женщина — азиатка.
По мнению эксперта, двойная победа «Бората 2» Саши Барона Коэна стала вызовом ложно понятой политкорректности. Накануне голосования картину обвинили в расизме, а казахская диаспора в США даже инициировала судебный иск, но это не помешало международным журналистам отдать ей свои голоса. По словам киноакадемика, это хороший знак — мракобесию не место в искусстве.
Режиссер Саша Барон Коэн, сыгравший в своей картине заглавную роль, рассказал «Известиям», что будет продолжать работу сатирика, так как «по законам любой приличной страны люди этой профессии неподсудны».
— Наша профессия существует и признана легально, — заявил режиссер. — У нее даже есть свой налоговый код. Если сатирики перестанут делать сатиру, как они будут платить налоги?
Режиссер подчеркнул: чем больше попыток привлечь его к ответственности за оскорбление чьих-то чувств, тем успешнее его фильмы.
Богомолов и пиар
Худрук Театра на Малой Бронной Константин Богомолов опубликовал в Instagram новые правила своего театра. Свод состоит из семи пунктов, полностью заимствованных из Facebook худрука Нового Рижского театра Алвиса Херманиса.
Единственное отличие — латышский худрук завершает свой спич фразой: «Да пребудет с нами Бог», а его российский коллега цитатой из Ленина: «Так победим».
Согласно правилам, в театре «разрешена без каких-либо ограничений» свобода слова, можно «шутить обо всем», «флиртовать и начинать романы как между актерами, так и между зрителями», «открыто ссориться» из-за своих политических убеждений, а также «каждому позволено верить в то, что его взгляды самые правильные». Кроме того, отмечается, что театр несовместим с политкорректностью.
Опрошенные «Известиями» худруки сошлись во мнении, что Богомолов предпринял очередной пиар-ход.
— Наверное, есть какие-то другие фамилии, какие-то другие люди, может быть, без громких заявлений, которые делают свое дело, — заявил худрук Театра имени Пушкина Евгений Писарев. — По факту же везде маячит и бесконечно фигурирует фамилия Богомолов. Я скажу так: если с каким-нибудь манифестом или заявлением выступит, например, Алексей Бородин (худрук РАМТа. — «Известия») или Кирилл Серебренников, я с удовольствием подискутирую. А эти тезисы не касаются театра, они касаются пиара конкретного человека.
Один из актеров Театра на Малой Бронной, пожелавший сохранить анонимность, сообщил «Известиям», что в коллективе правила Богомолова никак не тиражируются. Их нет на досках объявлений, они не распространяются по внутренним каналам. Актеры и сотрудники, как и все, ознакомились с ними в Instagram. По словам источника, он не замечал, чтобы во время репетиций своих спектаклей или в подготовительном процессе Константин Юрьевич позволял с собою спорить или высказывать свое мнение каким-то другим способом. Он в этом плане «обычный авторитарный режиссер, и это нормально», заметил собеседник редакции.
На Рубинштейна, 13
В Санкт-Петербурге состоялась серия мероприятий, посвященных 40-летию Ленинградского рок-клуба (ЛРК). Большой резонанс вызвал онлайн-квартирник, устроенный интернет-ресурсом «Петербургский дневник», принадлежащим правительству города. Для читателей «ПД» сыграли музыканты, 40 лет назад стоявшие у истоков рок-клуба. Участниками концерта стали группы «Санкт-Петербург» и «Фильмы», первый состав «Пикника» и другие.
На вопрос «Известий», в чем заключалась основная миссия и главная заслуга Ленинградского рок-клуба, лидер группы «Санкт-Петербург», историк и писатель Владимир Рекшан ответил, что миссии у него никакой не было, но это, несомненно, яркая часть культуры Ленинграда и России, которая должна быть закреплена мемориальной доской и музеем.
— Процесс это долгий, но положительное решение комитета по мемориальным доскам при правительстве города принято. Не будет доски, не будет нашего музея, и рано или поздно всё это замечательное время и люди будут забыты. Постараемся этого не допустить, — заключил ветеран рок-движения.
Первый концерт «ЛенКлуба любителей музыки» (так официально называлась новая организация) состоялся 7 марта 1981 года в здании на улице Рубинштейна, 13. Творчество групп клуба, среди которых были «Аквариум», «Кино», «Алиса», «Телевизор», стало классикой русского рока.
Гендерно и нейтрально
Объявлены победители 71-го международного Берлинского кинофестиваля. Фестиваль прошел онлайн, но церемония награждения состоится вживую — во время летней офлайн-программы в Берлине с 9 по 20 июня.
«Золотого медведя» за лучший фильм получил Bad Luck Banging or Loony Porn (Babardeală cu bucluc sau porno balamuc) румынского режиссера Раду Жуде, дважды обладателя призов Берлинале. Гран-при жюри «Серебряный медведь» достался картине японского режиссера Рюсукэ Хамагути «Колеса удачи и фантазии». Еще одного «Серебряного медведя» получил «Господин Бахман и его класс» немецкого режиссера Марии Шпет. Приза за лучшую режиссуру удостоился венгерский режиссер Денеш Надь с картиной «Естественный свет», за лучший сценарий — Хон Сан-су за фильм «Вступление». «Серебряного медведя» за выдающийся художественный вклад получил Ибран Ассуад за монтаж картины «Полицейский фильм» мексиканского режиссера Алонсо Руиса Палашиоса.
Впервые в истории фестиваля не вручались награды за лучшую мужскую и женскую роль. Их заменили гендерно нейтральные «лучшая актерская игра» и «лучшая актерская игра второго плана». В обоих номинациях победили женщины. Первый приз достался Марен Эггерт за роль в фильме «Я твой мужчина», второй — Лилли Кизлингер за роль в картине Forest — I See You Everywhere.
Крупнейший смотр российского кино «Кинотавр» планируется провести в полном объеме и живом формате, но — в сентябре вместо традиционного июня.
Основной площадкой для показов, запланированных с 18 по 25 сентября, останется Зимний театр. Организаторы объявили о приеме заявок на участие в конкурсной программе, но от официальных комментариев пока воздерживаются.
Источник в организационном комитете форума сообщил «Известиям», что, возможно, сентябрь останется месяцем проведения фестиваля и после пандемии. Это удобнее с точки зрения климата (осенью в Сочи не так жарко), стоимости услуг (бархатный сезон дешевле высокого) и, наконец, подбора программы. На фестиваль смогут попасть картины, уже засветившиеся в летних конкурсах.
Ранее об окончательном переносе дат проведения заявил Московский международный кинофестиваль. ММКФ, проходивший в июле, переехал на весну и в этом году пройдет с 22 по 28 апреля.