Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Москве провели литературно-музыкальный праздник «Победа с оркестром»
Мир
СМИ сообщили о провале усилий по изоляции РФ после визита Путина в Индию
Мир
В центре Вены началась акция против политики правительства Австрии
Общество
Первые дни в декабре стали бесснежными в четвертый раз за XXI век в Москве
Мир
Аэропорт Вильнюса временно приостановил работу
Мир
Кирилл Дмитриев согласился с Маском о движении Европы к забвению
Мир
В США 18-летнего студента арестовали за поджог спящего пассажира в метро
Мир
Глава Qatar Energy выразил недоумение решением ЕС отказаться от российского газа
Происшествия
В Брянской области водитель грузовика пострадал при атаке дрона ВСУ
Мир
Глава МИД Польши предложил Илону Маску отправиться на Марс
Мир
Ливан арестовал шестерых человек за нападение на патруль ООН
Армия
Стало известно о ликвидации российскими бойцами боевика подразделения «Кракен»
Мир
Зеленский подтвердил визит в Лондон на следующей неделе
Общество
В аэропорту Волгограда временно приостановили полеты
Мир
Саркози питался в тюрьме батончиками мюсли и молочными продуктами
Спорт
«Зенит» одержал победу над «Акроном» в матче РПЛ
Мир
Пожар в Праге уничтожил ретроавтомобили стоимостью около $10 млн
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Лидеры Эстонии, Латвии и Литвы выдвинули руководству Евросоюза ультиматум. Они настаивают на том, чтобы Брюссель выделил деньги на один из крупнейших инфраструктурных проектов региона — железнодорожную магистраль Rail Baltica. Она должна связать балтийские государства с остальными европейскими странами с помощью скоростных поездов. В противном случае Таллин, Рига и Вильнюс угрожают заблокировать распределение по Евросоюзу финансовой помощи для борьбы с последствиями пандемии коронавируса. Подробности — в материале «Известий».

Просто ультиматум

«Эстония, Латвия и Литва полны решимости добиться финансирования строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Rail Baltica, которая соединит их с другими странами Евросоюза, даже если для этого им потребуется в качестве выкупа притормозить работу фонда для восстановления экономики [ЕС]», — сообщает Politico. В распоряжении издания оказалось письмо, которое лидеры трех балтийских государств направили в адрес Антониу Косты, премьер-министра председательствующей в Совете ЕС Португалии. В нем они требуют выделить из бюджета €1,4 млрд на финансирование проекта.

Предполагалось, что Rail Baltica получит деньги из бюджета ЕС. Об этом государства Евросоюза условились еще во время переговоров в июле прошлого года. Тогда лидеры стран утвердили проект бюджета в размере €1,8 трлн и пакет по восстановлению экономики, а также пообещали дать €1,4 млрд «на завершение строительства недостающих основных трансграничных железнодорожных путей между странами сплочения в целях поддержки функционирования единого рынка».

Многие были уверены, что речь идет о Rail Baltica. Однако для этого необходимо согласие Европейского парламента. А его депутаты, хоть и поддерживают саму идею сооружения железнодорожной магистрали, выступают против выделения денег на какой-либо отдельный проект.

Парламентарии — против

Депутаты ссылаются на механизм Connecting Europe Facility, в основе которого лежит принцип: деньги должны распределяться на конкурсной основе, а не предоставляться только потому, что какие-то страны на этом настаивают. В свою очередь балтийские государства утверждают, что Европарламент не может отменять соглашение, достигнутое в июле между лидерами Евросоюза. К слову, 22 января прошли переговоры между Европарламентом, Советом ЕС и Европейской комиссии. На встрече они обсуждали этот вопрос, однако так ни к чему и не пришли. Когда состоится следующее заседание, пока неизвестно.

Визуализация проекта железнодорожной магистрали Rail Baltica

Визуализация проекта железнодорожной магистрали Rail Baltica

Фото: info.railbaltica.org

Как отметил министр сообщения Латвии Талис Линкайтс, пока в Брюсселе нет четкой позиции по вопросу строительства железнодорожной магистрали. «Борьба за многолетний бюджет в ЕС очень похожа на то, что происходит при формировании бюджета Латвии. В Европе тоже есть разные интересы. Так что денег на всех не хватает. Мы в ходе переговоров настаиваем, чтобы зарезервированных средств хватило на проект Rail Baltica. Пока в Европарламенте мы не видим настоящей поддержки. Поэтому руководителям стран Балтии пришлось дать довольно жесткий сигнал европейским партнерам, что это одна из наших „красных линий“», — пояснил чиновник. При этом Линкайтс надеется, что Брюссель все-таки выделит деньги и вопрос решится.

Балтийские страны в противном случае угрожают насолить другим странам ЕС — затормозить запуск фонда восстановления экономики ЕС для преодоления последствий пандемии COVID-19 в размере €750 млрд. Вначале принятию мер по спасению экономики активно мешали Польша и Венгрия, но позднее они пошли на попятную.

Визуализация проекта вокзала железнодорожной магистрали Rail Baltica в Риге

Визуализация проекта вокзала железнодорожной магистрали Rail Baltica в Риге

Фото: info.railbaltica.org

Весной планируется распределить между странами 13% от запланированных средств — это первый взнос. В Брюсселе торопят страны Евросоюза как можно скорее начать ратификацию планов — сделать это должно каждое государство ЕС, поскольку такие финансовые решения принимаются консенсусом.

Только после этого Еврокомиссия начнет рассматривать каждый план и принимать решение по распределению средств. Предполагается, что этот процесс растянется на несколько месяцев и деньги в распоряжение Еврокомиссии поступят к лету этого года. Если балтийские страны начнут тянуть с ратификацией, то другим членам ЕС придется гораздо дольше ждать поступления денег на восстановление экономик. Пока планы ратифицировали лишь две страны Европейского союза — Кипр и Хорватия.

Поезда без пассажиров

Балтийские страны исторически связаны между собой широкой железнодорожной колеей российского образца — 1524 мм, однако местные политики давно мечтают перейти на европейскую узкоколейку — 1435 мм. Реализацию проекта Rail Baltica обсуждают уже около десяти лет. Маршрут должен пройти через Берлин, Варшаву, Вильнюс, Каунас, Ригу и Таллин. Предполагалось, что в эксплуатацию магистраль будет запущена в 2026 году, а ее стоимость оценивалась в €5,8 млрд.

Визуализация проекта промежуточного остановочного пункта железнодорожной магистрали Rail Baltica

Визуализация проекта промежуточного остановочного пункта железнодорожной магистрали Rail Baltica

Фото: info.railbaltica.org

Балтийские государства очень заинтересованы в этом строительстве — и в плане пассажирского, и в плане грузового сообщения. Проект важен для них и с экономической, и с политической точек зрения, считает литовский политолог, независимый эксперт Вадим Воловой. «Речь идет о транспортных коридорах. Чем лучше развивается транспортная инфраструктура, тем лучше для всего Евросоюза, в частности, для Балтийского региона, а также в отношении логистики и сообщения между государствами», — подчеркнул эксперт в разговоре с «Известиями».

Однако прошлым летом в Брюсселе возникли сомнения по поводу окупаемости этой дороги. В частности, не слишком понятно, какое число пассажиров будет пользоваться этой железнодорожной магистралью. В целом планируется пускать по девять пар международных пассажирских поездов в сутки. Критики проекта считают, что в настоящее время железнодорожные пассажирские перевозки вряд ли можно считать прибыльным делом.

Помимо этого, Эстония, Латвия и Литва не могут договориться, кто и как должен управлять на своей территории строительством. Наиболее тяжелым в техническом плане для строителей считается участок от литовской границы до польского города Белосток длиной 204 км.

Визуализация проекта железнодорожной магистрали Rail Baltica

Визуализация проекта железнодорожной магистрали Rail Baltica

Фото: info.railbaltica.org

В Эстонии отмечают, что смета работ выросла на 13,9% по сравнению с утвержденным бюджетом. Серьезным ударом по строительству стали события в Белоруссии, которые поставили под вопрос планируемый транзит китайских грузов в Европу через территорию республики. В настоящее время стоимость железнодорожного проекта выросла почти до €7 млрд. К тому же до конца не ясно, во сколько будет обходиться содержание инфраструктуры. «Это такая стройка, у которой нет конца, постоянно возникают проблемы то на участке одной страны, то другой. По принципу: чем больше сделаешь сегодня, тем больше придется переделывать завтра», — сообщил Вадим Воловой.

«Неприятный осадок останется»

Как отметил в беседе с «Известиями» старший научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, эксперт РСМД Дмитрий Офицеров-Бельский, такие проекты в ЕС всегда не политические, они направлены на укрепление общеевропейского единства. «Но Real Baltica не совсем понятен с точки зрения своего смысла, не думаю, что он нужен, поскольку не будет такого большого пассажиропотока. Балтийским странам важно получить деньги от Брюсселя. Традиционно Польша — главный получатель дотаций в ЕС. В Варшаву уходят колоссальные деньги из Брюсселя, этому завидуют другие страны», — пояснил политолог. По его словам, это такой «способ для балтийских государств, оказавшихся на отшибе ЕС, заявить о себе».

Визуализация проекта железнодорожной магистрали Rail Baltica

Визуализация проекта железнодорожной магистрали Rail Baltica

Фото: info.railbaltica.org

Эксперт уверен, что стороны, скорее всего, договорятся. Вопрос в том, кому придется уступать. «Сейчас тот самый случай, когда между Брюсселем и Берлином можно поставить знак равенства — после прихода к власти Урсулы фон Дер Ляйен. У Брюсселя полно инструментов, с помощью которых можно надавить. Особенно сейчас, в эпоху пандемии коронавируса. Например, можно заблокировать трудовым мигрантам из Балтии возможность приезжать в Германию и зарабатывать там деньги», — уверен Офицеров-Бельский. Он полагает, что поведение восточноевропейских государств, а в данном случае Эстонии, Латвии и Литвы, «настраивает брюссельскую бюрократию на то, чтобы пересмотреть систему принятия решений в Евросоюзе, сделать ее более устойчивой к подобным вызовам».

Вадим Воловой считает, что в данном случае балтийские страны, вдохновившись примером Польши и Венгрии, тоже решили показать свою значимость. «Скорее всего, они действуют по принципу: проси больше — дадут меньше. Возникла ситуация, когда малые страны ЕС начинают лезть на рожон. Но лучше не предъявлять центру ультиматум, — полагает политолог. — В последнее время в Евросоюзе часто возникают конфликты, но при этом странам удается договориться. Получится и сейчас. Однако неприятный осадок останется. Надо искать тонкую грань между постановкой ультиматума и конструктивной защитой своих интересов».

Читайте также
Прямой эфир